Проект закона, предполагающий внесение изменений в №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятия «социальное предпринимательство», нуждается в доработке. К такому выводу пришли члены рабочей группы по молодежному и социальному предпринимательству при Координационном совете по МСП, заседание которой прошло 18 июня в Правительстве Ярославской области.

Собравшиеся, среди которых представители общественности, институтов защиты бизнеса, органов власти и сами предприниматели, отметили, что проект закона получился несколько размытым.

Законопроект определяет социальное предпринимательство как «деятельность, направленную на достижение общественно-полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества….». Чтобы попасть под определение «социальное предпринимательство», бизнес должен выполнить ряд условий. Например, не менее половины штата компании должны составлять граждане, которых можно отнести к социально уязвимым категориям, а доля доходов, полученных в результате их деятельности, должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов.

По мнению члена Общественной палаты Российской Федерации Елены Мильто, большой проблемой для социальных предпринимателей является их самоидентификация: многие даже не знают, что их деятельность можно отнести к данной категории. Еще один нюанс —  к формулировкам законопроекта, в том числе и к тем четырем критериям, по которым предлагается относить бизнес к социальному предпринимательству, много вопросов. По данным Росстата, доля людей всех групп инвалидности от общего числа россиян не превышает 10%. Тем не менее, проект закона предполагает иную планку – не менее 50% работников предприятия должны относиться к социально уязвимым категориям, чтобы бизнес мог быть отнесен к социальному предпринимательству и претендовал на меры поддержки от государства. Чем обоснованы именно такие цифры – не ясно.

Свою позицию о законопроекте в рамках рабочей группы озвучил и бизнес-омбудсмен Ярославской области Альфир Бакиров. Он отметил, что юристы аппарата Уполномоченного вместе с коллегами из Ярославской областной Думы провели его экспертизу и пришли к выводу, что проект закона нуждается в доработке.

«Закон предполагает, что определять сферы направлений деятельности социальных предпринимателей будет Правительство РФ. Но в разных регионах страны социальные проблемы и степень их значимости могут отличаться. Так почему бы не наделить этим правом регионы либо предоставить им право дополнять перечень, установленный федералами? Также закон определяет условия, которым должны соответствовать субъекты МСП для получения мер поддержки. В частности, определен суммарный размер прибыли предпринимателя, подлежащий направлению на указанную социальную деятельность, – не менее 60%. Не совсем понятно, это до уплаты всех платежей и налогов или после? Если до, то в ряде случаев ведение такой деятельности может быть нецелесообразно. И, наконец, меры поддержки, указанные в законе, на наш взгляд, недостаточны. Требуются меры, более востребованные предпринимателями, – льготное налогообложение, имущественная и финансовая поддержка», — считает Уполномоченный.

Итогом рабочей группы стало решение взять за основу все замечания и предложения, прозвучавшие в рамках совещания, проработать их совместно с региональными органами власти и областной Думой и направить финальный документ в Госдуму РФ. В своем сегодняшнем виде законопроект вряд ли будет способствовать развитию института социального предпринимательства – таково резюме собравшихся.