Уважаемые Дмитрий Юрьевич, Дмитрий Александрович, уважаемые коллеги!

Слайд 2 В соответствии с Законом Ярославской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области» основной задачей Уполномоченного является взаимодействие с предпринимательским сообществом и органами власти Ярославской области в целях обеспечения гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Слайд 3 За весь период существования института Уполномоченного в регионе было подписано 20 соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с контрольно-надзорными ведомствами, органами исполнительной власти и общественными объединениями. Среди них региональные отделения ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», ООО «Деловая Россия», Ярославская торгово-промышленная палата, Общественная палата Ярославской области, движения предпринимателей и налогоплательщиков.
В рамках активного взаимодействия на протяжении 5 лет регулярно координируются и вырабатываются согласованные позиции по важнейшим вопросам и проблемам, возникающим у бизнеса, в том числе и в сфере противодействия коррупции. Данная работа является одной из мер по защите прав и законных интересов бизнес-сообщества.

Слайд 4 В декабре 2015 года в закон Ярославской области об Уполномоченном по защите прав предпринимателей были внесены изменения — к числу его компетенций добавилось и обеспечение противодействия коррупции. Основной деятельностью в данном направлении стала работа с обращениями органов власти области и муниципальных образований в сфере оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Следует отметить, что в настоящее время на территории региона оценка регулирующего воздействия в обязательном порядке проводится для проектов нормативных правовых актов Ярославской области и пяти муниципальных образований. Среди них городские округа Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ярославский и Ростовский муниципальные районы.

Слайд 5 Вхождение в обязательный перечень проведения оценки регулирующего воздействия только пяти муниципальных образований области явилось результатом принятия Закона Ярославской области от 03 ноября 2016 года № 70-з.

Как результат, оценка регулирующего воздействия в обязательном порядке производится в пяти муниципальных образованиях с числом хозяйствующих субъектов чуть более 40 тысяч (40 292) человек. Хочу обратить ваше внимание: в других муниципальных районах, где сосредоточены более 23% хозяйствующих субъектов, обязательная оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в целях защиты прав предпринимателей не предусматривается.

На наш взгляд, сложившаяся ситуация ставит представителей бизнес-сообщества региона в неравные условия: субъекты предпринимательской деятельности в большинстве районов не могут реализовать свое право на участие в разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов, которые напрямую затронут сферу их деятельности.

Таким образом, закон Ярославской области от 26 декабря 2014 года № 93-з «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области» в существующей редакции дает определенную свободу муниципальным образованиям, не включенным в Перечень. В результате органы местного самоуправления зачастую вводят избыточные положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности. По мнению общественных объединений предпринимателей, в ряде случаев это может быть вызвано личной заинтересованностью отдельных должностных лиц при исполнении служебных обязанностей. Считаю необходимым данный правовой пробел устранить.

Слайд 6 Именно с этой целью в октябре 2016 года при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области был создан Экспертный совет по противодействию коррупции, в который вошли ведущие эксперты в области предпринимательства региона. Уже на первом заседании с главами муниципальных образований были заключены соглашения о взаимодействии при проведении процедур оценки регулирующего воздействия. В результате данной процедурой в настоящее время охвачено 15 муниципальных районов и городских округов Ярославской области. Безусловно, подписание вышеуказанных соглашений свидетельствует о заинтересованности органов местного самоуправления в привлечении субъектов предпринимательства к правотворческой деятельности. А это, в свою очередь, показывает открытость и прозрачность деятельности муниципальных образований региона.

Слайд 7 Ситуация в сфере оценки регулирующего воздействия в лучшую сторону изменилась только после создания в декабре 2016 года Департамента экономики и стратегического планирования, за которым закрепили проведение оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов. В 1-ом полугодии 2017 года между Уполномоченным и Департаментом было заключено Соглашение о взаимодействии в этой сфере.

По инициативе Департамента был изменен порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов областных нормативных правовых актов, утвержденный постановлением Правительства области № 1561-п, усилен контроль, упорядочена деятельность по организации документооборота в ходе проведения оценки регулирующего воздействия. Как результат, количество проектов нормативных правовых актов, поступающих в аппарат Уполномоченного, увеличилось.

Слайд 8 За период 2016-2017 годов в адрес Уполномоченного на оценку регулирующего воздействия поступило 73 проекта. Из них почти 55% — от органов местного самоуправления, 45% — от органов исполнительной власти. Аппаратом Уполномоченного дано более 51 % положительных и почти 49% отрицательных заключений. Хочу отметить, что большинство разработчиков наши замечания учли: 87 % проектов нормативных правовых актов были доработаны, 13 % были сняты с рассмотрения. Наши замечания, в основном, сводились к несоответствию положений проектируемых актов действующему федеральному и региональному законодательству, наличию в тексте проекта коррупционных формулировок.

Слайд 9 Наибольшее количество нарушений, установленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, касаются следующих сфер регулирования:

  • размещения рекламных и информационных конструкций на территории муниципальных образований;
  • осуществления транспортных перевозок;
  • торговой деятельности в части размещения нестационарных торговых объектов;
  • предоставления муниципальных и государственных услуг.

Слайд 10 Прошу обратить внимание на этот слайд. В нем мы отразили те проблемы, которые у нас возникали до декабря 2016 года. Это отсутствие должного контроля со стороны уполномоченного органа в отношении разработчиков проектов нормативных правовых актов, их низкое качество подготовки, отсутствие экономического обоснования затрат, которые понесут предприниматели в случае принятия данного акта, нарушение сроков уведомления Уполномоченного о разработке нормативных правовых актов, определенных постановлением Правительства области № 1561-п.

Еще одна проблема касается осуществления должного контроля за порядком проведения оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях. По нашему мнению, пока это у нас «узкое» место, которое требует пристального внимания. В ряде муниципальных образований проведение процедуры ОРВ так и не стало повседневной практикой, на что по итогам года обратили внимание органы прокуратуры.

Слайд 11 Как показывает анализ обращений и проводимые опросы, предприниматели не успевают следить за изменениями законодательства. Как следствие, они нарушают его, привлекаются при этом к административной ответственности. Поэтому профилактика нарушений прав предпринимателей играет важную роль в работе аппарата Уполномоченного. Большую роль в этом мы отводим образовательным мероприятиям, в которых в 2017 году приняли участие 490 предпринимателей. Часть этих консультаций были посвящены именно вопросам противодействия коррупции. Когда нам рассказывают о конкретных случаях коррупционных проявлений, мы всегда рекомендуем обращаться непосредственно в правоохранительные органы с целью разрешения возникающих проблем.

Слайд 12 Еще одним важным направлением деятельности Уполномоченного в сфере противодействия коррупции является экспертная оценка коррупционных практик. Напомню, 28-29 сентября в Ярославской области прошли семинары Совета Европы «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уроне» (ПРЕКОП II). Их участниками стали более 140 человек из ближнего и дальнего Зарубежья, в том числе представители Правительства Ярославской области, Ярославской областной Думы, муниципальных образований, общественных организаций предпринимателей, юристы и эксперты. Цель проекта — анализ лучших международных практик по предотвращению коррупции и совершенствование механизма противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях.

Экспертами Совета Европы в Ярославской области были выделены три сферы деятельности, в которых выявлены нарушения коррупционного характера. Прошу обратить внимание на слайды:

Слайд 13 В сфере контрактной системы:

  • при планировании муниципальных закупок;
  • при проведении конкурсных процедур;
  • при заключении и исполнении муниципальных контрактов.

Слайд 14 В сфере предоставления муниципальных услуг:

  • при предоставлении муниципального имущества в аренду;
  • при выкупе имущества, находящегося в аренде субъектов малого и среднего предпринимательства, льготной приватизации;
  • при предоставлении субсидий и грантов для малого и среднего предпринимательства;
  • при выдаче разрешений на строительство, где мы особое внимание обращаем на несоблюдение сроков выдачи разрешения на строительство и сроков продления разрешения на строительство.

Слайд 15 В сфере контрольно-надзорных мероприятий:

  • осуществление надзора (проведение проверок) под видом административного расследования, что позволяет не соблюдать ограничения Федерального закона № 294-ФЗ и практически проводить ничем не ограниченные проверки;
  • расширенное трактование поводов и оснований для проведения внеплановых проверок;
  • проведение проверок на основании фиктивных обращений граждан и организаций, отказ от предварительной проверки поступившей информации, в том числе, наличия субъекта, направившего жалобу;
  • наложение жестких административных санкций, несоразмерных характеру выявленных нарушений и размеру причиненного ущерба;
  • непрозрачность содержания проверяемых обязательных требований и избирательное правоприменение;
  • проведение проверок, направленных на выявление как можно большего количества формальных нарушений в целях улучшения показателей деятельности контролирующего органа. В деятельности контролирующих органов наблюдается «обвинительный» принцип;
  • проведение значительного количества проверок по поручению прокурора, что позволяет не соблюдать требования Федерального закона № 294-ФЗ;
  • наличие случаев дублирования контрольных функций между различными контролирующими органами.

Более подробные выводы экспертов в рамках проекта ПРЕКОП II изложены в аналитической справке.

Коллеги, в заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие аппарата Уполномоченного как с предпринимательским сообществом, так и с органами исполнительной власти и местного самоуправления требует дальнейшего развития. Наши предложения изложены в проекте решения Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ярославской области. Надеюсь, они будут поддержаны.

Слайд 16 Благодарю за внимание!

Скачать презентацию Антикоррупционная комиссия декабрь 2017