Добрый день, уважаемые коллеги!

Проведение процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов является частью государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», направленной на создание условий для развития конкуренции и привлечения инвестиций в экономику РФ, повышение предпринимательской активности, развитие малого и среднего предпринимательства и достижение других целей, предусмотренных программой.

Слайд 2 Правовой основой, регламентирующей проведение процедур оценки регулирующего воздействия на территории Ярославской области, являются:

  • Закон ЯО от 26.12.2014 N 93-з «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»;
  • Постановление Правительства ЯО от 29.12.2012 N 1561-п «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, мониторинга фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;
  • муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, определяющие порядок проведения оценки регулирующего воздействия и принятые в соответствии с Законом ЯО № 93-з.

Слайд 3 За весь период становления на территории Ярославской области процедуры оценки регулирующего воздействия в соответствии с принятыми нормативными актами, произошли изменения, которые позволяют говорить о том, что данный институт развивается и все больше доказывает эффективность своего создания. Основные из них вы можете видеть сейчас на слайде. Это:

  1. Подписание соглашения о взаимодействии между Департаментом экономики и стратегического планирования Ярославской области и Уполномоченным при проведении оценки регулирующего воздействия;
  2. Издание Приказа Департамента экономики и стратегического планирования ЯО от 22.11.2017 № 74-орв «Об образовании консультативного совета по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и экспертизе нормативных правовых актов Ярославской области», в состав которого вошел Уполномоченный;
  3. Включение в перечень муниципальных образований, в которых в обязательном порядке проводится оценка регулирующего воздействия, всех муниципальных районов и городских округов Ярославской области;
  4. Совершенствование порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства ЯО от 29.12.2012 N 1561-п;
  5. Включение Уполномоченного в состав лиц, в адрес которых информация о проведении процедур оценки регулирующего воздействия региональных и муниципальных проектов нормативных актов, доводится в обязательном порядке;
  6. Утверждение областных и муниципальных планов проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов в целях исключения из них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  7. Включение в действующую систему мониторинга деятельности органов местного самоуправления Ярославской области «Рейтинг-76» показателей органа местного самоуправления в области проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Девять показателей перечня отражают качество проведения оценки регулирующего воздействия в том или ином муниципальном образовании и другие положительные изменения.

Безусловно, положительное изменение ситуации в сфере оценки регулирующего воздействия произошло благодаря активной позиции Департамента экономики и стратегического планирования области, которую он занимает по данному направлению.

Показатели работы института Уполномоченного в области оценки регулирующего воздействия

Слайд 4 За 9 месяцев 2018 года в Адрес Уполномоченного в рамках проведения оценки регулирующего воздействия поступил 91 проект и действующий нормативный акт. Для сравнения: за период 2016-2017 годы в адрес Уполномоченного поступило 73 документа.

В том числе:

  • в рамках проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов – 10 документов (из них от органов местного самоуправления – 8 (80%), от органов исполнительной власти – 2 (20%));
  • в рамках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов – 81 (из них от органов местного самоуправления – 52 (64%); от органов исполнительной власти – 29 (36%)).

Слайд 5 В ходе публичных консультаций Аппаратом Уполномоченного подготовлено 63 положительных заключения (69% от поступивших) и 28 отрицательных заключений (31% от поступивших). Давайте сравним: за период 2016-2017 годов распределение между положительными и отрицательными заключениями было соответственно 51% и 49%.

Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что качество подготовки проектов нормативных актов улучшается, а органы местного самоуправления все активнее участвуют в процедуре.

Наибольшее количество замечаний, направленных в адрес разработчика в ходе проведения оценки регулирующего воздействия, касалось следующих сфер регулирования:

  • размещения рекламных и информационных конструкций на территории муниципальных образований;
  • торговой деятельности в части размещения нестационарных торговых объектов;
  • осуществления транспортных перевозок;
  • предоставления муниципальных и государственных услуг;
  • розничной продажи алкогольной продукции.

Проблемы и пути решения

Результаты работы Уполномоченного по направлению оценки регулирующего воздействия позволили выявить ряд проблем, которые так или иначе препятствуют получению достоверной информации и реализации участниками процедур своих прав. В связи с этим аппаратом Уполномоченного разработаны предложения по устранению изложенных недостатков.

Слайд 6 1 Проблема. В сводном отчете и в пояснительной записке разработчиком не указываются расчеты расходов или доходов предпринимателей, а также соответствующего субъекта или органа местного самоуправления.

Предложение. Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта, отвечающему за организацию процедуры проведения ОРВ, организовать текущий контроль за правильностью формирования разработчиками проектов НПА документов, обосновывающих предлагаемое регулирование.

Слайд 7 2 Проблема. Отсутствие единого источника опубликования информации о проведении оценки регулирующего воздействия.

Предложение. В связи с тем, что с 01 июля 2018 года вступили в силу изменения в Закон ЯО от 26.12.2014 № 93-з, согласно которым увеличится число муниципальных образований области, где оценка регулирующего воздействия будет проводиться в обязательном порядке, целесообразно рассмотреть вопрос о создании единого портала размещения информации о проведении оценки регулирующего воздействия.

Слайд 8 3 Проблема. Отсутствие информирования Уполномоченного о результатах проведения оценки регулирующего воздействия за отчетный период в целом по региону с учетом системы мониторинга «Рейтинг-76».

Предложение. В целях соблюдения принципов прозрачности принимаемых решений и открытости информации необходимо в обязательном порядке по истечении отчетного периода доводить информацию о результатах рейтинга в части оценки регулирующего воздействия до заинтересованных лиц, в частности – до Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.

Слайд 9 4 Проблема. Отсутствие информирования Уполномоченного о рассмотрении предложений и замечаний, направляемых в адрес разработчика нормативного правового акта.

Предложение. В целях своевременного информирования необходимо внести дополнение в Закон ЯО от 26.12.2014 № 93-з и обязать разработчиков проектов нормативных правовых актов ставить в известность заинтересованных лиц о рассмотрении замечаний и предложений, поступивших в рамках проведения оценки регулирующего воздействия.

Слайд 10 5 Проблема. Отсутствие учета уведомлений разработчиков, направляемых в адрес Уполномоченного.

Предложение. В целях усиления эффективности контроля за действиями разработчиков со стороны уполномоченных органов предлагаю дополнить положения Закона ЯО от 26.12.2014 № 93-з требованиями об обязательной регистрации направляемых в адрес Уполномоченного уведомлений.

Инициативы Уполномоченного в области оценки регулирующего воздействия

Слайд 11 В связи с теми проблемами, которые возникают при осуществлении проведения процедур оценки регулирующего воздействия, Уполномоченным ведется активная работа по разработке предложений, направленных на совершенствование указанных процедур.

Так, еще в 2017 году при поддержке департамента экономики и стратегического планирования области и депутатов Ярославской областной Думы удалось внести существенные изменения в закон ЯО от 26.12.2014 № 93-з. Речь идет о включении в перечень муниципальных образований, в которых в обязательном порядке проводится оценка регулирующего воздействия, всех муниципальных районов и городских округов Ярославской области. Также удалось включить Уполномоченного в состав лиц, в адрес которых информация о проведении процедур оценки регулирующего воздействия региональных и муниципальных проектов нормативных актов, доводится в обязательном порядке.

За истекший период 2018 года Уполномоченным в адрес органов власти различных уровней направлено 3 мотивированных предложения. Это:

  1. Дополнение порядка проведения оценки регулирующего воздействия, установленного Законом ЯО от 26.12.2014 № 93-з, новым положением. Согласно ему в существующий порядок включается консультативный совет по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и экспертизе нормативных правовых актов. В ряде случаев он будет рассматривать заключения на проекты региональных законов, а также заключения на проекты других нормативных правовых актов Ярославской области;
  2. Дополнение положения Закона ЯО от 26.12.2014 № 93-з требованиями об обязательной регистрации направляемых в адрес Уполномоченного уведомлений;
  3. Принятие нормативного правового акта Ярославской области, регулирующего отдельные меры совершенствования процессов государственного управления в сфере развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, путем введения в практику подготовки проектов актов принципа «one in – one out». Он подразумевает, что принятие новых требований к субъектам предпринимательской деятельности возможно лишь после исключения действующих.

Следует отметить, что предложения, которые готовятся Уполномоченным в целях развития законодательства в области оценки регулирующего воздействия, основаны на лучших практиках регионов, входящих в число лидирующих по результатам ежегодно проводимого Минэкономразвития рейтинга регионов.

По ряду инициатив Уполномоченного уже получено заключение Департамента экономики и Ярославской областной думы о нецелесообразности вносимых изменений. Тем не менее, мы всегда готовы к конструктивному диалогу по улучшению ситуации в данной сфере. Ведь наша общая цель — доведение до предпринимательского сообщества актуальной информации о принимаемых на территории Ярославской области нормативных актах и усиления их роли в нормотворческом процессе.

Слайд 12 Спасибо за внимание!

Скачать презентацию Конференция ОРВ_доклад_13.11.2018