ВЫСТУПЛЕНИЕ А.Ф.БАКИРОВА
НА ЭС (НОЯБРЬ,2019)
Слайд 3 Первая проблема – государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. В 2019-ом государственная кадастровая оценка проводится в 65 регионах страны. На территории Ярославской области оценено около 1,5 миллионов объектов недвижимости – это объекты капитального строительства, земельные участки в составе земель населенных пунктов и земельные участки в составе земель промышленности. В среднем, увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков произошло в 2,5-3 раза.
Слайд 4 Однако отдельные результаты оценки показывают увеличение стоимости в десятки, а то и в сотни раз. В ряде случаев это оправдано, и новая кадастровая стоимость действительно стала приближена к рыночной, особенно в случае крупных торговых центров – «Ауры», «Вернисажа», «Глобуса» и т.д. Как сильно изменилась их кадастровая стоимость, вы можете видеть на слайде.
К сожалению, у малого бизнеса ситуация прямо противоположная. В ходе регулярно проводимых встреч предприниматели заявляют о несоразмерности кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости. Реализовать свои объекты по новой цене они не смогут, равно как и не смогут оплачивать налог на имущество, который порой несоизмерим с доходами предпринимателей. Кадастровая оценка недвижимости проводилась затратным методом что по отношению к старым зданиям, что по отношению к новостройкам. По утверждению предпринимателей, в результате цена объектов выросла в разы, независимо от года постройки и фактического состояния объекта.
Приведу пример: одно из предприятий Угличского муниципального района занимается розничной торговлей в отдаленных селах и деревнях. Все здания принадлежащих обществу магазинов построены в 50-70 годы XX века, имеют серьезный износ, а большинство требуют капитального ремонта. Из сведений о кадастровой оценке объектов недвижимости, которые заявитель приложил к своему обращению в мой адрес, наглядно видно, что стоимость его имущества возросла в среднем в 2,5-3 раза. «Рекордсменом» стало здание магазина в селе Василево, его кадастровая стоимость увеличилась в 14 раз — с 465,6 тыс. рублей в 2014 году до 6,7 млн в 2019-ом. Хорошо, что данный предприниматель находится на УСН и освобожден от уплаты налога на имущество. Но в случае необходимости как он сможет реализовать объект по такой цене?
Слайд 5 Коллеги, и еще одна информация. Недавние изменения в Налоговый кодекс (ст. 378.2 НК РФ – выведена на слайд) предполагают, что с 1 января 2020 года налогом на имущество физлиц теперь будут облагаться и «иные объекты». При буквальном толковании нововведений налогом у организаций и физлиц можно будет обложить все, что угодно. Благодаря многочисленным заявлениям общественных организаций предпринимателей и федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Минфин согласился с неточностями и неясностями, допущенными в интерпретации норм данной статьи Налогового кодекса, поэтому в настоящее время прорабатывается вопрос о подготовке поправок в данную статью. Очень надеюсь, что в ближайшее время ГД и Правительство РФ исправят это ошибочное решение и приведут норму закона в соответствие с пожеланиями бизнес-сообщества.
Слайд 6 Теперь о том, что мы предлагаем:
- Выйти с инициативой в адрес Государственной Думы РФ с просьбой установить ставку 0 % в отношении организаций, применяющих специальные налоговые режимы, за исключением имущества, налоговая база в отношении которого определяется с учетом особенностей статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ. Такой же порядок налогообложения предлагаем определить в отношении имущества физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы.
При этом следует обратить внимание органов местного самоуправления на необходимость сохранения принципа равенства при установлении налога на имущество физлиц по объектам, вошедшим в перечень.
- Внести изменения в региональное законодательство с целью предусмотреть возможность дифференциации ставок по иным объектам, не вошедшим в перечень, на общей системе налогообложения от 0,1 до 0,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Слайд 7 Следующая проблема — повышение платы за электроэнергию. По информации предпринимателей нашей области, во 2-ом полугодии 2019 года произошло ее увеличение на 12,5%. Одним из факторов, повлиявших на изменение цены, стало изменение сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в связи с неравномерным распределением уровня сбытовых надбавок по полугодиям. Общий эффект таких «качелей» привел к тому, что сбытовая надбавка гарантирующего поставщика увеличилась на 405% и стала составлять в Ярославской области 94 копейки вместо 26 копеек.
Слайд 8 По информации из регионов, ежегодный рост тарифов на электроэнергию для малого и среднего бизнеса значительно превышает уровень инфляции. Рост этих платежей приводит к снижению конкурентоспособности продукции предприятий малого и среднего бизнеса. О какой конкурентоспособности может идти речь, если тариф на электроэнергию в Ярославской области для предпринимателей первой ценовой категории на низком напряжении превышает 9,5 рублей за киловатт, являясь самым высоким в ЦФО? С января по июль 2019 года рост цены на электроэнергию в той же Ярославской области составил 115%, в Ивановской – 108%, во Владимирской – 106%, в Кабардино-Балкарской республике – 110%, а в Свердловской – 140%. Любопытно, что даже при таком увеличении в Свердловской области тариф для субъектов МСП у них ниже, чем у нас, почти на 3 рубля. Несмотря на это, бизнес Свердловской области все равно выражает недовольство, а объединения предпринимателей региона направили обращения в адрес высших органов власти РФ, предложив пересмотреть тарифообразование в отношении малого и среднего бизнеса. Особое внимание они просят уделить вопросам перекрестного субсидирования.
Абсолютное большинство бизнес-омбудсменов также поддерживают эту позицию и считают, что перекрестное субсидирование, которое в настоящее время включено в затраты при формировании тарифа на электроэнергию, должно быть исключено из него. Для информации: предельная величина перекрестного субсидирования в Ярославской области составляет 2,8 млрд рублей. Для сравнения в Костромской и Ивановской областях – ориентировочно 1,2 млрд рублей, в Тверской области – 1,65 млрд рублей. Прошу обратить внимание на слайд, где изложены цифры по соседним с нами регионам. Бизнес-объединения считают, что все это тяжелым бременем ложится на плечи предпринимателей и значительно снижает их возможности в условиях неустойчивого рынка.
И еще один момент, на который обратили внимание руководства страны Российский союз предпринимателей и налогоплательщиков и «ОПОРА РОССИИ». Крупные потребители электроэнергии, которые подсоединены к Единой национальной электрической сети, не оплачивают перекрестное субсидирование льготных тарифов для населения, что создает для таких потребителей преференции перед малым и средним бизнесом. Хочу еще раз обратить ваше внимание: доля сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию для малого и среднего бизнеса значительно выше, чем для указанных крупных потребителей. Поэтому ряд мер по снижению тарифной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, особенно в отношении представителей малого бизнеса, просто необходим.
Слайд 9 Наши предложения:
- Исключить из составляющей тарифа на электроэнергию затраты на перекрестное субсидирование для обеспечения льготного тарифа для населения, компенсируя затраты из федерального бюджета, либо обеспечить постепенное снижение его объема до полного исключения.
- Выровнять долю сетевой составляющей в тарифах для потребителей территориальных сетевых организаций и потребителей, присоединенных к магистральным сетям «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы».
- Ввести для потребителей, не использующих резервируемую мощность по электроэнергии, финансовые санкции в целях недопущения строительства электросетевыми компаниями дополнительных резервов мощностей, которые впоследствии включаются в тариф на передачу.
- Установить предельный (максимальный) уровень сбытовых надбавок для потребителей, не относящихся к категории населения.
- Установить ограничение на повышение тарифа для потребителей, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства, в размере, не превышающем уровень инфляции.
- Предусмотреть льготный тариф для субъектов малого предпринимательства, в том числе для категории предпринимателей, относящихся к сельхозтоваропроизводителям, в размере, не превышающем полуторакратный тариф для населения.
Слайд 10 И, наконец, третья ключевая проблема 2019 года, которая, не буду скрывать, очень тревожит большинство – это предстоящая отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Согласно позиции Министерства Финансов РФ, основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено. Однако существующая экономическая обстановка не позволяет отказаться от ЕНВД без ущерба для бизнеса. Так, только в Ярославской области данный налоговый режим используют около 26% субъектов малого предпринимательства. Отмена ЕНВД приведет к сокращению числа субъектов малого предпринимательства, спровоцирует рост безработицы, сократит доходы бюджетов муниципальных образований, что экономически не оправдано. Самое главное, на что хочу обратить внимание: как всегда у нас происходит в стране, большинство предпринимателей предпочтет уйти в тень, тем самым еще более усугубляя экономическую ситуацию в стране.
В целях подтверждения фактов ухудшения положения предпринимателей в связи с предстоящей отменой ЕНВД мы предложили предпринимателям поучаствовать в опросе и высказать свое мнение относительно предстоящих изменений.
За минувшие две недели в опросе приняли участие 72 респондента, являющиеся плательщиками ЕНВД и проживающие в различных муниципальных районах области. Их преимущественный вид деятельности — розничная торговля, оказание бытовых услуг и оказание услуг общественного питания.
92% опрошенных заявили, что переход на иные режимы налогообложения повлечет за собой рост налоговой нагрузки. Больше половины из них уверены, что будут вынуждены прекратить свою деятельность. В результате этого работы лишатся 357 человек.
44% опрошенных решили продолжить деятельность, сменив режим, несмотря на рост налоговой нагрузки. Еще 9% предпринимателей указали, что налоговая нагрузка для них не изменится.
Также результаты анонимного опроса показали, что ряд предпринимателей в связи с невозможностью дальнейшего законного ведения деятельности планируют вести нелегальный бизнес. Как видите, прогнозы не радужные, и это лишь по результатам опроса 72 предпринимателей!
Слайд 11 В связи с этим мы решили обратиться за поддержкой, уважаемые коллеги, к вам, к депутатскому корпусу Ярославской областной Думы и выработать мотивированные предложения в адрес Правительства РФ и Госдумы по следующим позициям:
- Отменить (приостановить) решение об упразднении с 01.01.2021 года специального налогового режима ЕНВД как наиболее оптимального в текущей ситуации.
- По итогам межрегиональных совещаний бизнес-омбудсменов поддержать позицию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова о сохранении действия режима ЕНВД до окончания реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», т.к. решение об отмене ЕНВД совершенно не вяжется с целями нацпроекта.
- В рамках работы профильных комитетов Ярославской областной Думы обсудить вопрос о целесообразности отмены режима ЕНВД, а также варианты реформирования действующих режимов налогообложения УСН (Упрощенная система налогообложения), ПСН (патентная система налогообложения), ЕНВД с переходным периодом до 2024 года в целях снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства.
Слайд 12 Далее. В целях унификации налогового законодательства и доработки иных специальных режимов налогообложения, предлагаем обратиться в адрес Государственной Думы РФ о внесении ряда изменений в Налоговый кодекс РФ. Каких именно – вы можете видеть на слайде.
Слайд 13 Одно из наших радикальных предложений – оставить за муниципальными образованиями право самостоятельно определять, отказаться им от ЕНВД, как одного из видов налогообложения, или оставить его на территории муниципального образования, тем самым поддержав в этой сложной ситуации субъекты МСП. Это же у местных властей образуются выпадающие доходы, поэтому они и должны самостоятельно принимать эти решения по согласованию с региональной властью.
Коллеги, и в заключение хочу сказать следующее. Сейчас подготовка мотивированных предложений по изменению законодательства в адрес Губернатора, Правительства региона и Ярославской областной Думы вышла на заключительный этап. Всем членам Экспертного совета рабочие материалы были разосланы, у вас была возможность с ними ознакомиться, поэтому сейчас нам хотелось бы услышать ваши экспертные комментарии, замечания и предложения. Предлагаю провести обсуждение вопросов в том порядке, как они изложены в докладе, — кадастровая оценка, тарифы на электроэнергию, ЕНВД.
Благодарю за внимание!