Добрый день, уважаемые коллеги!

Заставка Для меня большая честь выступать сегодня перед вами от лица института уполномоченных по защите прав предпринимателей. На примере региона, который я представляю, – Ярославской области – я хотел бы рассказать вам о результатах сотрудничества с проектом ПРЕКОП II и о том, как мы реализуем полученные в рамках тренингов и семинаров знания в своей деятельности по обеспечению гарантии государственной защиты прав и законных интересов бизнеса.

Слайд 2 Проект «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне» — мероприятие Совета Европы, в котором Ярославская область выступила одним из 15 пилотных регионов. За 3 года его существования нам удалось не только сформировать существенную базу знаний по вопросам противодействия коррупции у сотрудников аппарата Уполномоченного, повысить их компетенции, но также и обратить внимание региональных и местных властей на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе осуществления своей деятельности.

Результаты работы нашего аппарата в сфере противодействия коррупции позволяют нам говорить об эффективности применения отдельных рекомендаций экспертов Совета Европы, отраженных в технических документах, подготовленных по результатам проведения обучающих семинаров и тренингов. Чтобы не быть голословным, позвольте в качестве примера привести несколько успешных практик, которые заслуживают отдельного внимания.

Слайд 3 Пример первый. Используя рекомендации экспертов Совета Европы по преодолению негативных практик предоставления муниципальных услуг, мы добились появления новой государственной услуги, реализуемой Министерством природы и экологии Российской Федерации.

Ситуация выглядела следующим образом. В 2018 году одна из компаний города Переславля-Залесского решила открыть на арендованном земельном участке Музей кузнечного дела. Но поскольку Переславль-Залесский расположен в границах ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», предпринимателю необходимо было согласовать планируемое строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии. Вразумительного ответа о судьбе своего заявления компания не могла получить на протяжении полугода – все предусмотренные законом сроки рассмотрения обращений граждан были нарушены. Из-за бездействия сотрудников ведомства организация не смогла приступить к строительным работам, как планировала, и 5 месяцев арендованный участок простаивал без дела – арендная плата за этот период составила более полумиллиона рублей. По словам руководителя организации, обратившегося в мой адрес, многие предприниматели Переславля находятся в аналогичной ситуации и ждут ответа от министерства месяцами, а иногда и годами. Впоследствии данная информация подтвердилась.

Юристы нашего аппарата установили, что в соответствие с действующим законодательством согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и охранных зон, выполняет Минприроды России. Между тем, подпадая под определение «государственная услуга», указанная функция не включена в перечень госуслуг, а значит, отсутствовал и административный регламент данной процедуры, не были установлены сроки.

Свою правовую позицию относительно отсутствия функции в перечне государственных услуг мы изложили в обращении в адрес Генеральной Прокуратуры РФ, а также обратили внимание ведомства на бездействие Минприроды РФ. Результатом стало внесение Генпрокуратурой представления об устранении нарушения действующего законодательства министру природных ресурсов и экологии РФ, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Сама  услуга по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон, включена в перечень госуслуг, а административный регламент по ее оказанию находится в стадии утверждения.

Слайд 4 Следующий пример. Позиция Уполномоченного помогла предпринимателям региона избежать необоснованных затрат по плате за сверхнормативный сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения.

Два года назад в мой адрес поступило первое обращение по вопросу взимания платы за сверхнормативный сброс в централизованные системы водоотведения от одного из старейших санаториев Ярославской области – санатория им. Воровского, у которого в результате оспариваемого постановления Правительства Ярославской области платежи за сверхнормативный сброс возросли более чем в 30 раз. Чуть позже об аналогичной проблеме меня проинформировали более 20 организаций региона.

Когда мы начали работать по данному обращению, то выяснили, что упомянутое постановление №480-п не проходило оценки регулирующего воздействия, а повышающий коэффициент не был экономически обоснован. Так как подобные нововведения влекли за собой издержки для субъектов предпринимательской деятельности, мною в адрес Правительства региона была направлена информация о выявленных нарушениях, однако Правительство региона нашу позицию не поддержало. Эффекта не дали многочисленные встречи и рабочие совещания с участием представителей органов власти, поэтому я рекомендовал нашим заявителям обжаловать спорное Постановление в судебном порядке. Мы, со своей стороны, направили в судебную инстанцию  правовую позицию Уполномоченного по данному вопросу.

К сожалению, первая инстанция в лице Ярославского областного суда не поддержала позицию предпринимателей и Ярославской областной прокуратуры, которая на тот момент встала на сторону истцов. Справедливости удалось добиться только в Верховном Суде РФ, который и поставил точку в практически двухлетнем споре Правительства региона и предпринимателей. Нарушенные права предпринимателей были восстановлены.

Слайд 5 Третий пример. Участие Уполномоченного в спорах, связанных с осуществлением государственных и муниципальных закупок.

В рамках тренингов и семинаров Совета Европы мы неоднократно обсуждали эту проблему. Ввиду несовершенства бюджетного законодательства и законодательства о закупках заказчики под всевозможными предлогами не торопятся оплачивать выполненные предпринимателями работы или оказанные услуги. В ряде случаев эти предлоги законны (отсутствие бюджетных средств), однако есть случаи, когда неоплата возникает в ходе противоправных действий или бездействий бюджетных органов или их должностных лиц. В данной ситуации установить вину удается только при взаимодействии с правоохранительными органами. Нашим непосредственным союзником в этой работе являются и органы прокуратуры. На слайде вы видите общую сумму задолженности перед предпринимателями по годам (и это лишь на основании поступивших к нам обращений), а также суммы задолженности, погашенной с нашим участием.

Однако не только оплата за выполненные контракты является предметом рассмотрения обращений в мой адрес. Мы принимаем участие в спорах, связанных с изменением существенных условий контракта, ненадлежащей приемкой товара, незаконным наложением штрафов за ненадлежащее исполнение муниципального контракта, повлекшим за собой его расторжение в одностороннем порядке, и других вопросах.

Слайд 6 Коллеги, очень важная часть нашей работы – участие в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизе нормативных правовых актов.

С 2016 года, используя лучшие практики и рекомендации Совета Европы, нам удалось значительно повысить эффективность реализации на территории области процедур оценки регулирующего воздействия. На слайде наглядно продемонстрировано, что в период с 2016 по 2019 годы все больше нормативных актов, затрагивающих так или иначе осуществление предпринимательской деятельности, проходили процедуру ОРВ.

При содействии региональных и муниципальных властей нам удалось охватить процедурой ОРВ все муниципальные образования области, что существенно повысило качество принимаемых актов и уменьшило вероятность появления в них коррупциогенных факторов. Пока процедура ОРВ несовершенна и не является императивной при вынесении решения о принятии акта, но, тем не менее, она не позволяет без должной огласки принимать органам власти необдуманные решения.

Слайд 7 И, наконец, определяющим положительным моментом проекта ПРЕКОП II является вовлечение в совместную работу представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов и бизнес-объединений. Эта площадка – уникальная возможность для обмена опытом, благодаря чему участники тренингов имеют возможность внедрять у себя на местах новые практики.

Мы принимали ПРЕКОП II в Ярославле в 2017 и в 2019 годах, и каждый раз представители органов власти, контрольно-надзорных органов, предприниматели проявляли к семинарам неподдельный интерес. В результате мы неоднократно замечали так называемый кумулятивный эффект, деятельность ряда контрольно-надзорных органов в сфере защиты прав предпринимателей активизировалась.

Слайд 8 Так, на слайде наглядно отражена статистика прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности на территории Ярославской области. Прошу вас обратить на него внимание, уверен, что участие представителей прокуратуры в семинарах ПРЕКОП II вносит свой вклад в формирование представленных данных.

Слайд 9 Кроме того, нам было важно получить обратную связь от участников семинаров. Вот отзыв одного из них, начальника отдела ЖКХ, тарифного регулирования и закупок администрации Любимского МР Ярославской области Любови Краснокутской:

«Подобные мероприятия позволяют участникам рассмотреть все коррупционные риски при формировании закупок для государственных и муниципальных нужд. Мне было полезно  услышать мнение коллег из других регионов по данному вопросу, а особенно важно услышать мнение экспертов. Благодаря форме проведения мероприятия (рассмотрение конкретных кейсов) были разобраны по коррупционным составляющим  ошибки, допущенные заказчиками, начиная от планирования и заканчивая исполнением контракта. Для меня особенно значимым стал вопрос по предупреждению коррупционной составляющей при подготовке обоснования цены контракта и необходимости проверки продавцов, подавших свои коммерческие предложения».

Слайд 10 Коллеги, в заключение от лица института уполномоченных по защите прав предпринимателей позвольте поблагодарить руководство Программного Офиса Совета Европы, экспертов, координаторов и всю команду проекта ПРЕКОП II за вашу нужную и важную просветительскую деятельность. Желаю проекту дальнейшего развития и процветания! Благодарю за внимание!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ