Добрый день, уважаемые коллеги!

Заставка С целью экономии вашего времени я принял решение тезисно представить вам основные моменты моего ежегодного доклада по итогам работы в 2017 году.

В этом году нашему институту исполнится пять лет. Поэтому в документе нашли отражение не только основные результаты работы аппарата в прошлом году, но и проанализирована деятельность института бизнес-омбудсмена за весь период его существования, а также включены предложения по повышению эффективности деятельности института Уполномоченных.

Слайд 2 По структуре доклад состоит из двух частей. Первая — это информация о правовой основе института регионального бизнес-омбудсмена, организационных аспектах деятельности, взаимодействии и развитии сотрудничества в области защиты прав и законных интересов предпринимателей. Вторая – статистические сведения, ключевые проблемы бизнеса и предложения по их решению, а также результаты работы регионального Уполномоченного по проблемам, обозначенным в отчете за 2016 год.

Слайд 3 Коллеги, при подготовке доклада мы учли все предложения и замечания, высказанные по результатам моего отчета перед вами весной прошлого года. Поэтому в п.2.12 «Ключевые проблемы бизнеса и предложения по их решению» мы изложили не только 10 системных проблем ярославского бизнеса (их вы видите на слайде), но и конкретные рекомендации Ярославской областной Думе и Правительству Ярославской области по их решению. Прошу депутатов создать рабочую группу по проработке данных вопросов и закрепить эту инициативу в решении Думы. В свою очередь, юристы аппарата Уполномоченного готовы к всестороннему содействию и сотрудничеству с депутатским корпусом и Правительством региона.

Слайд 4 Отчет о работе аппарата невозможен без статистических данных и показателей. На этом слайде вы можете наблюдать статистику обращений в аппарат Уполномоченного нарастающим итогом. За эти годы к нам обратились 5 630 предпринимателей. Подано 3 225 обращений, в том числе 1 122 в прошлом году. В 2017-ом мы приняли обращения из 17 муниципальных образований области, по их количеству традиционно лидирует областной центр. Также на слайде представлена динамика обращений нарастающим итогом с 2013 по 2017 годы. Как видите, кривая графика неуклонно идет вверх, а значит, проблемы, волнующие предпринимательское сообщество, нарастают. 95,4% поступивших обращений — это обращения по административным делам, 4,6% — по делам уголовного характера.

Слайд 5 Следует отметить, что большинство поступивших обращений потребовали квалифицированной юридической консультации. Консультации по правовым вопросам на тему земельных и имущественных отношений, государственных и муниципальных закупок, особенностей налогообложения, актуальных изменений действующего законодательства в отчетном периоде получили 843 человека. Вопросы, которые поднимают предприниматели в различных муниципальных образованиях, также нашли свое отражение в докладе.

Слайд 6 В свою очередь, анализ письменных обращений позволяет нам сделать вывод, что правовая грамотность многих субъектов предпринимательской деятельности оставляет желать лучшего. Юристы аппарата обращают внимание, что предприниматели недостаточно информированы не только о своих правах, но и о своих обязанностях. Эта тенденция четко прослеживается, если обратить внимание на соотношение количества жалоб, по итогам которых в ходе проверки нарушения прав предпринимателей не подтвердились, к жалобам, по результатам которых права заявителей полностью или частично восстановлены.

Слайд 7 Коллеги, обращаю ваше внимание. Несмотря на оптимистичные цифры роста экономики региона в 2017 году, настроение бизнеса достаточно критично. Об этом свидетельствуют результаты, полученные в ходе опроса предпринимателей Ярославской области, проведенного сотрудниками аппарата Уполномоченного по поручению федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова. Предметом изучения стали условия для ведения предпринимательской деятельности в регионе в 2017 году.

Более детально с результатами опроса вы можете ознакомиться на страницах доклада. Я озвучу лишь главную тенденцию – по мнению бизнеса, актуальными вопросами для предпринимателей по-прежнему остаются повышение налогов и иных неналоговых сборов и платежей, увеличение тарифов и штрафов, изменения в законодательстве на федеральном и региональном уровне, которые привели к значительному увеличению затрат на ведение бизнеса.

И еще один момент: абсолютное большинство предпринимателей отмечают, что административная нагрузка на их бизнес увеличилась или осталась без изменений. И все это несмотря на активную работу органов прокуратуры в этом направлении, реформу контрольно-надзорной деятельности, проводимую в стране, и введение риск-ориентированного подхода при проведении проверок. Наибольшую активность в контрольно-надзорной деятельности предприниматели зафиксировали со стороны Федеральной налоговой службы, Роспотребнадзора и МЧС России.

Слайд 8 Коллеги, я не буду подробно останавливаться на статистике аппарата в сфере судебной защиты прав предпринимателей – эти цифры отражены в докладе. Однако мне хотелось бы сделать акцент на важности оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Треть от зарегистрированных нами в прошлом году письменных обращений – это обращения от властных структур всех уровней в рамках процедуры ОРВ. Из 90 проектов нормативных правовых актов по 60% было дано положительное заключение, по остальным — отрицательное. Абсолютное большинство наших предложений поддержаны разработчиками законодательных актов, часть проектов по итогам наших заключений была отозвана.

Нужно отметить, что в настоящее время на территории региона оценка регулирующего воздействия в обязательном порядке проводится для проектов нормативных правовых актов Ярославской области и пяти муниципальных образований – Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского, Ярославского и Ростовского муниципальных районов. О необходимости охвата процедурой ОРВ всех муниципальных районов мы говорим уже давно, и я очень рад, что Правительство Ярославской области поддержало нашу позицию. 13 марта на заседании комитета по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству законопроект, предполагающий внесение изменений в закон Ярославской области о порядке проведения ОРВ на территории региона, был принят сразу в двух чтениях.

Слайд 9 Уважаемые депутаты! Обращаю ваше внимание, что отдельным блоком в докладе выделены результаты работы регионального Уполномоченного и органов власти по вопросам, обозначенным в докладе за 2016 год, – это пункт 2.13. Всего в отчетном периоде проведено 15 федеральных совещаний с целью включения ключевых проблем ярославских предпринимателей в доклад Президенту РФ, подготовлено 33 предложения по изменению действующего законодательства в сферах контрольно-надзорной деятельности, закупок и электронной торговли, налогообложения, незаконного преследования предпринимателей и других. Ряд законодательных инициатив был поддержан и рекомендован для включения в доклад Президенту РФ.

Также в Ярославскую областную Думу был внесен ряд предложений по изменению действующего законодательства. Некоторые из них были учтены, изменения в нормативные правовые акты внесены.

Слайд 10 И в заключение, коллеги, мне бы хотелось отметить следующее. В 2017 году Ярославль неоднократно становился федеральной площадкой для обсуждения вопросов, которые волнуют предпринимателей из различных регионов России. Подобных совещаний федерального уровня в областном центре прошло 6. По их итогу можно сделать вывод: за небольшими исключениями для российского бизнеса актуальны одни и те же проблемы.

На всех совещаниях мы акцентировали внимание участников на важности диалога бизнеса и власти. Требование федерального центра, чтобы этот диалог был системным, а не от случая к случаю. Председатель регионального Правительства Дмитрий Степаненко в свое время поддержал выбранный нами ранее формат общения с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», взяв под личный контроль организацию каждой встречи. По мнению предпринимательского сообщества, эти встречи были эффективными, помогали решать не только конкретные проблемы предпринимателей в муниципальных образованиях, но и позволяли обсуждать ключевые проблемы бизнеса.

Общественные объединения предпринимателей предлагают в 2018 году придать проекту новый импульс с учетом тех изменений, которые произошли в стране, и требований Президента, высказанных им в ходе ежегодного послания Федеральному собранию РФ. Именно поэтому я обращаюсь к присутствующим здесь представителям Правительства Ярославской области с просьбой возобновить встречи в формате «Бизнес и власть» и проводить их не реже, чем 1 раз в полугодие. Со своей стороны аппарат Уполномоченного готов оказать всяческое содействие и принять активное участие в мероприятии.

Также прошу уважаемых депутатов поддержать решением Думы создание рабочей группы для рассмотрения проблем, обозначенных в докладе, и уже в первом полугодии наметить пути их решения. Бизнес живет ожиданиями перемен, и наша совместная задача – сделать все, чтобы эти ожидания были оправданы.

Слайд 11 Коллеги, благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы.

Скачать презентацию на Думе 27.03.2018