Уважаемые коллеги, добрый день!
Слайд 2 С 2017 года ежегодно проводимое на территории г. Ярославля Межрегиональное совещание Уполномоченных по защите прав предпринимателей приобрело новый формат. К участию в обсуждении проблем предпринимательского сообщества, помимо федерального и региональных аппаратов Уполномоченных, стали привлекаться представительства крупнейших на территории РФ общественных организаций предпринимателей, таких как «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, а также представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти РФ. В итоге ставшее уже традиционным мероприятие из разряда межрегиональных перешло на уровень всероссийских.
Проблемы предпринимателей, развития института Уполномоченных, которые ежегодно поднимались на совещаниях, действительно порой требовали вмешательства не только региональных и местных властей, но и федерального центра.
Слайд 3 В итоге по результатам проведения двух мероприятий было озвучено более 60 проблемных вопросов, так или иначе затрагивающих осуществление предпринимательской деятельности, а также защиту законных прав и интересов предпринимателей.
Безусловно, одним из показателей эффективности проведения мероприятий данного формата должен стать процесс, направленный на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности теперь уже в рамках нацпроекта. Механизм реализуется путем доведения итогового протокола совещания до лиц, в чьей компетенции находятся полномочия по решению той или иной проблемы.
Ни для кого не секрет, что из года в год вектор ключевых проблем предпринимателей практически не меняется: к ним относятся, прежде всего, проблемы налогового администрирования и контроля, проведения проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий и привлечение к административной ответственности, дефицит реальных форм финансовой поддержки предпринимателей, уголовного преследования предпринимателей и другие.
На тех проблемах, которые вошли в протоколы двух лет, я остановлюсь более детально, а также озвучу результаты их реализации.
Слайд 4 (см. таблицу) Коллеги, на этом слайде отражены проблемы, озвученные на межрегиональных совещаниях Уполномоченных в 2017-2018 годах. Как видите, их специфика очень разнообразна и охватывает 24 сферы, так или иначе имеющих отношение к осуществлению предпринимательской деятельности.
Как видно из статистики, наибольший спектр проблем формируется в сфере взаимодействия предпринимателей с налоговыми органами и в процессе исполнения требований налогового законодательства, в ходе участия в государственных и муниципальных закупках, в ходе исполнения требований законодательства о контрольно-кассовой технике, деятельности и развития субъектов МСП, грузопассажирских перевозок, обязательных требований контрольно-надзорных органов.
На примере отдельных ситуаций хотел бы показать вам, что проблемы предпринимателей, ежегодно поднимаемые на наших совещаниях, и более того, озвученные в итоговом докладе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, к сожалению, не только не решаются, но и в некоторых случаях даже обостряются.
Налоговая сфера
Слайд 5 Говорили о едином подходе при расчете страховых взносов. Несмотря на позицию Конституционного суда РФ, высшие судебные инстанции придерживаются позиции Минфина России и указывают на невозможность учета расходов при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для предпринимателей на УСН.
Слайд 6 Следующее. Говорили о возрастающем давлении со стороны проверяющих, о возрастающей фискальной нагрузке. Тем не менее, по результатам социологических опросов предпринимателей, проведенных в различных субъектах РФ, действия налоговой наиболее негативно влияют на развитие бизнеса. Так, по итогам социологического исследования «Оценка условий для ведения предпринимательской деятельности», которое было проведено в 2018-2019 годах среди предпринимателей по инициативе нашего аппарата, показатель недоверия к налоговой инспекции вырос на 13% по сравнению с 2017 годом. Предпринимателям все чаще отказывают в приеме налоговой отчетности по надуманным основаниям, что влечет за собой огромные издержки.
Но при этом хочу отметить и позитивную тенденцию: с 1 января 2019 года был отменен налог на движимое имущество.
Слайд 7 Далее. Говорили о нецелесообразности введения онлайн-касс для некоторых субъектов предпринимательской деятельности. В результате получили практически повсеместное их применение, проблемы с техническим обслуживанием и высокую стоимость на приобретение, замену и обновление кассового оборудования, невозможность в некоторых случаях получить вычет на приобретение онлайн-касс.
Для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельской местности, соблюдение требований налогового законодательства в части применения онлайн-касс порой ставит под угрозу существование бизнеса из-за его низкой рентабельности.
Для предпринимателей перевозчиков – новые требования по оснащению ККТ автобусов и маршруток при недостаточно продуманных технических возможностях оснащения.
Вторая сфера — государственные и муниципальные закупки
Слайд 8 Говорили о проблеме исполнения государственными и муниципальными заказчиками условий оплаты по выполненным контрактам.
Ввиду особенностей действующего законодательства добиться погашения просроченной задолженности перед субъектом предпринимательской деятельности практически невозможно. Финансовые средства либо не выделяются в связи с низкой наполняемостью бюджета, либо конкурсные процедуры проводятся при отсутствии доведенных лимитов. Кроме того, существующие виды ответственности за неисполнение условий контрактов практически не влияют на ситуацию.
Грузопассажирские перевозки
Слайд 9 Говорили о недостатках новой автоматической системы весогабаритного контроля при движении грузового транспорта по автомобильным дорогам.
На протяжении всего времени действия данных комплексов фиксации по-прежнему остаются нерешенными вопросы оповещения перевозчиков о превышении максимальной массы, нет единых метрологических требований к пунктам весогабаритного контроля, что вызывает расхождение показателей на разных участках трассы маршрута. Отсутствует ответственность грузоотправителей за перевес. В очередной раз обращаю внимание на необоснованно высокие размеры штрафов, не соответствующие размеру вреда.
Четвертая сфера — контрольно-надзорная деятельность
Слайд 10 Говорили об избыточных требованиях со стороны контрольно-надзорных органов, об отсутствии систематизации обязательных требований.
Реформа контрольно-надзорной деятельности, которая должна была снизить административное давление на бизнес, доказала обратное. Вместе с ограничением количества проведения плановых и внеплановых проверок появились новые виды контрольно-надзорных мероприятий, которые заменили уже ставшие традиционными проверки, а точнее, дополнили их. Кроме того, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, проверяющие все еще злоупотребляют административными расследованиями, что позволяет уходить от № 294-ФЗ.
Новый проект ФЗ «Об обязательных требованиях» и прошедший не одну редакцию проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» также не позволяют говорить о конкретных планах государства, направленных на снижение административного давления.
И, наконец, последняя сфера, которую я приведу в пример, — реализация компетенций региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей
Слайд 11 Говорили о пробелах в законодательстве, которые лишают возможности региональных уполномоченных использовать максимальный потенциал средств защиты прав предпринимателей.
К сожалению, в настоящее время ни одна из инициатив региональных уполномоченных по расширению их компетенций не реализована.
Ежегодно результаты обсуждений существующих проблем бизнеса и защиты прав предпринимателей доводятся до сведения Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова. Стоит отдать должное коллегам из федерального аппарата, которые обобщают и систематизируют все поступающие из регионов проблемы. Так, большинство озвученных на межрегиональных совещаниях уполномоченных проблем вошло в итоговый доклад Президенту РФ.
Коллеги! Как видите, ситуация с решением проблем бизнеса оставляет желать много лучшего. И, наверное, каждому из нас хотелось бы, чтобы наша работа, наши инициативы и те жалобы, которые с удручающей регулярностью звучат из уст предпринимательского сообщества, находили отклик в органах власти.
Слайд 12 В связи с этим наши предложения:
Первое. Еще раз обобщить те проблемы, которые я сейчас озвучил, представить их в адрес федерального бизнес-омбудсмена, а также в адрес органов власти, уполномоченных на решение конкретных задач.
Второе. В целях контроля за реализацией предложений и поручений, отраженных в протоколе по итогам проводимого пленарного заседания и отдельных круглых столов, предлагаю выбрать из числа региональных уполномоченных лиц, ответственных за реализацию тех или иных поручений с распределением нагрузки по регионам.
И, наконец, ежегодно в рамках Межрегионального совещания заслушивать доклады ответственных лиц о результатах рассмотрения соответствующих поручений.
Слайд 13 На этом у меня все. Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы.
Проблемы, озвученные на межрегиональных совещаниях Уполномоченных за период
2017-2018 годы
Сфера | Количество проблем |
Налоги | 14 |
Реализация компетенций РУП | 8 |
Малый и средний бизнес | 7 |
Государственные и муниципальные закупки | 6 |
Онлайн-кассы | 4 |
Кадастровая стоимость | 3 |
Грузопассажирские перевозки | 3 |
Градостроительная деятельность | 3 |
Таможня, ВЭД | 2 |
КНД | 2 |
Тарифы | 2 |
Проблемы импортозамещения | 2 |
Банки и банковская деятельность | 2 |
Господдержка | 2 |
Торговая деятельность | 2 |
Водоснабжение и водоотведение | 1 |
Субъекты естественных монополий | 1 |
Имущественные и земельные отношения | 1 |
Уголовное преследование | 1 |
Нормотворчество, ОРВ | 1 |
Регулирование производства и реализации алкогольной продукции | 1 |
Охрана окружающей среды | 1 |
Технический осмотр автомототранспортных средств | 1 |
Привлечение к административной ответственности | 1 |
Посмотреть презентацию можно здесь