В ходе подготовки к заседанию рабочей группы по обсуждению промежуточных итогов и дальнейших планов деятельности по проблеме соблюдения прав перевозчиков при внедрении весогабаритного контроля грузовых автомобилей в процессе движения с использованием автоматизированных комплексов были проведены следующие мероприятия:

  • обзор действующей нормативной базы в области осуществления перевозок грузов тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами, а также в области привлечения к административной ответственности за нарушение правил движения данными транспортными средствами;
  • совещание рабочей группы при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области с привлечением заинтересованных лиц и общественных помощников по обсуждению текущей ситуации в рассматриваемой сфере, а также о принятых мерах по результатам направленного в мае 2017 года предложения в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

В октябре 2016 года Росавтодор в пилотном режиме запустил систему автоматизированного весогабаритного контроля для тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Тогда еще кабмином было объявлено, что такая система позволит не только сохранить автомобильные дороги от разрушения, но и сэкономить средства бюджета, а также простимулировать собственников транспортных средств к соблюдению законодательства.

Согласно официальной информации с сайта Росавтодора Министерство транспорта РФ представило 30 октября 2018 года паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) на слушаниях в Общественной палате России. Проект предполагает развертывание до 2024 года на федеральных трассах 387 пунктов АСВГК. В министерстве отметили, что АСВГК создается изначально на основе требований бизнес-сообщества и является частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Параллельно с осуществлением пилотного Проекта в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были введены санкции за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в отношении собственников (владельцев) транспортных средств.

Первые результаты эксперимента наглядно показали, что данные нововведения несовершенны и требуют дальнейших доработок.

Так по результатам приема, состоявшегося девятнадцатого апреля 2017 года в городе Ярославле, представители бизнес — сообщества, оказывающих услуги по перевозке крупногабаритных грузов, озвучили проблемы, с которыми столкнулись в связи с введением административной ответственности грузоперевозчиков за нарушения в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Так, внедрение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля фактически освобождает от ответственности грузоотправителя и практически делает невозможным его привлечение по ч. ч.8-10 ст.12.21.1 КоАП РФ, так как ответственность в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи несет (собственник) владелец транспортного средства. Согласно примечанию к статье 5.1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, за нарушения в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи должно доказать свою невиновность.

Сложившаяся на данный момент судебная практика говорит о том, что судами при рассмотрении подобных дел практически в 100% случаев отклоняются любые доказательства со стороны владельцев транспортных средств об отсутствии в их действиях состава административного правонарушения. К таким доказательствам можно отнести, к примеру, показания поверенных весов на станции погрузки грузоотправителя, данные GPS-трекинга о непрерывности движения транспортного средства с учетом расхождения показаний АСВГК на разных участках автомагистрали.

Учитывая, что грузоперевозчику о совершенном им правонарушении становится известно после того когда груз выгружен и неизвестно, что на самом деле было причиной фиксации нарушения нормативов, доказать отсутствие вины и факт самого правонарушения практически становится невозможным. Техническая возможность осуществить самостоятельную проверку массы транспортного средства с грузом и его габаритных параметров отсутствует. Проверить соответствие массы груза, указанной в транспортной накладной грузоотправителем, реальной массе груза, переданного перевозчику, также невозможно.

При таких обстоятельствах основной проблемой является сложность доказательства невиновности грузоперевозчика, а также невозможность привлечения грузоотправителя.

Кроме того, по мнению грузоперевозчиков, следует установить ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства (масса ТС + масса груза), а не за превышение нагрузки на ось транспортного средства.

Размеры штрафных санкций несоизмеримы с последствиями правонарушений. Кроме того, размер санкций за совершенные правонарушения, установленный ст. 12.21.1 КоАП различается в зависимости от механизма фиксации такого правонарушения (при фиксации нарушения АСВГК штраф собственнику (владельцу) транспортного средства больше, чем при фиксации подобного правонарушения на стационарном весовом посту в отношении юридического лица с учетом того, что собственником может быть физическое лицо).

Такое положение дел приводит к тому, что порой штрафы, которые приходят физическому лицу за превышение допустимой массы, превышают стоимость груза в несколько раз и, соответственно, ведут к закрытию бизнеса.

Следует признать, что установленные технические средства измерения не имеют стопроцентной точности. На электронное оборудование (разного типа тензодатчики) также могут влиять изменяющиеся условия (температура, влажность, ударные нагрузки и т.п.). Поэтому нельзя говорить о стопроцентной точности измерений вышеназванных полностью автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. Следовательно, нельзя принимать решение о совершении административного правонарушения и составлении протокола только по показаниям этого оборудования.

Сформулированные таким образом замечания и предложения перевозчиков были доведены до Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова в мае 2017 года.

С учетом рассмотрения наших предложений, информация о несовершенстве АСВГК была представлена в Ежегодном докладе Президенту РФ.

В частности, было указано, что АСВГК фактически запущена без тестового периода и уже начала работать на Федеральной трассе Вологодской области и региональных дорогах Московской, Тульской, Рязанской, смоленской, Саратовской и Нижегородской областях а также на территории Алтайского края и в Калининграде. В некоторых регионах автоматизированное оборудование работает некорректно, что уже публично признали его производители, при этом участники рынка получают реальные штрафы до 400 тыс. рублей (ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Следует отметить, что по результатам мер, которые были приняты Правительством РФ после опубликования доклада на федеральном уровне, удалось добиться существенных корректировок в части изменения требований к установке и оборудованию АСВГК.

Ряд из них уже учтены в Приказе Минтранса России от 29.03.2018 N 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».

Наиболее значимые изменения – это включение в состав АПВГК технические средства, с использованием которых осуществляется информирование водителя и (или) собственника (владельца) транспортного средства о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства; нанесение на проезжую часть разметки и дублирование ее дорожными знаками при приближении к пункту АСВГК и другие.

Однако, как показывает практика, ряд нововведений, установленных соответствующим Приказом все еще не реализован.

В заключении хотелось бы еще раз обратиться к тем целям, которые ставились при внедрении автоматических систем весогабаритного контроля.

В первую очередь – это сохранение дорожного фонда.

Также в задачи Правительства в этой области входит сокращение бюджетных затрат и стимулирование перевозчиков к соблюдению действующего законодательства.

Для того, чтобы достичь главной цели, не достаточно административного воздействия на субъекты правонарушения, путем привлечения к ответственности в виде штрафа. Меры необходимого воздействия должны приводить к тому, чтобы правонарушение пресекалось в момент его совершения. Только тогда автомобиль не сможет нанести ущерб дорогам.

В настоящее же время такой механизм в достаточной мере не реализован и в результате страдают и дороги, и предприниматели, которые получают огромные штрафы, порой несоизмеримые с текущей экономической деятельностью.