О создании комфортных условий работы для легальных таксистов и жестком пресечении деятельности неофициальных перевозчиков говорили на прошедшей 9 сентября встрече в региональном Правительстве, где свои предложения озвучил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров.


Вопрос безопасности перевозок пассажиров автомобилями такси был поднят на уровне области по указанию главы региона. Поводом послужили участившиеся в области случаи дорожно-транспортных происшествий с участием таксомоторных перевозчиков. Только за август этого года произошло четыре серьезных ДТП, в одном из которых тяжело пострадали две пассажирки, одна из них позже скончалась в реанимации.

Принять участие в обсуждении мер по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и багажа легковым такси пригласили перевозчиков, представителей ГИБДД, УФАС, налоговой инспекции, Управления государственного автодорожного надзора и мэрии Ярославля. Среди мнений, которые они озвучили, наиболее острым стал вопрос о несовершенстве существующего 69 Федерального Закона, регламентирующего в настоящее время сферу перевозок в стране. Размытость и отсутствие в нем ряда понятий стали благоприятной почвой для активного проникновения на рынок и процветания служб заказа такси и мобильных приложений, то есть тех структур, деятельность которых на данный момент ничем не регулируется. Поэтому они не несут никакой ответственности за услугу, которую предоставляют пассажиру, в то время как официальные компании тратятся на ежедневный медицинский осмотр водителей, предрейсовую диагностику транспортных средств и их содержание.

— Вместе с общественными организациями перевозчиков мы проанализировали информацию о рынке легкового такси, полученную из двух десятков регионов России. По итогам – сформулировали предложения, год назад одобренные депутатами Ярославской областной Думы и направленные в комитет транспорта Госдумы России, — напомнил региональный бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров. – Среди предложений есть введение понятной терминологии и определение таких понятий как диспетчерская служба, стоянка такси, перевозчик. Мы везде говорим о введение реестра перевозчиков и служб заказа такси, определении четких требований к транспортному средству. Рынку перевозок, как и любому другому, нужны прозрачные правила, согласно которым люди будут вести и планировать свою дальнейшую предпринимательскую деятельность.

Есть еще отдельная категория индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно получают разрешение на перевозку и работают на себя. Однако из-за отсутствия отлаженного межведомственного взаимодействия между Агентством транспорта и налоговой инспекцией, деятельность в качестве бизнесменов у некоторых из них заканчивается сразу после получения разрешения на перевозку. В итоге, разрешение есть, а статуса предпринимателя нет, а, значит, нет налоговых отчислений и строгого соблюдения правил технического и медицинского контроля.

По словам руководителя регионального Агентства транспорта Евгения Ильичева, с сентября 2011 года по настоящее время в Ярославской области было выдано более восьми тысяч разрешений на перевозку, что превышает показатели соседних регионов. К примеру, в Вологодской области – всего около трех тысяч, в Костромской – 1600, в Ивановской – 5500, во Владимирской – чуть менее семи тысяч. При этом сейчас нет точных данных о том, сколько из них стоят на учете в региональной налоговой инспекции и являются индивидуальными предпринимателями. Годом ранее фигурировала цифра 1200.

— Мы всегда выступали за ужесточение требований по отношению к тем, кто осуществляет незаконные перевозки, особенно это относится к повторно выявленным случаям, — отметил Альфир Бакиров. – Большие штрафы должны отбить охоту у перевозчиков использовать серые схемы. А получается, что у нас штрафуют только официально работающие организации, которые и так находятся под пристальным контролем проверяющих органов.

Как рассказал заместитель начальника Управления ГИБДД УМВД по Ярославской области Антон Царев, особое внимание при проведении проверок автомобилей такси уделяется наличию документов о предрейсовом медицинском осмотре водителя, прохождении технического осмотра транспортного средства перед выходом на линию, а также наличию путевых листов. К слову, отсутствие перечисленных документов является наиболее распространенным нарушением, выявляемым сотрудниками ГИБДД. Антон Царев также обратил внимание перевозчиков на то, что у них есть право признать свои транспортные средства, работающие в качестве такси, пассажирским транспортом. В таком случае автомобилям присваиваются специальные номера, которые автоматически снимают часть вопросов у проверяющих.

Еще один вопрос, который актуален только для таксистов областного центра – определение мест для их стоянки в городе. До сих пор в районе ключевых транспортных узлов Ярославля нет официально выделенных территорий для стоянки такси. Определить их должны были в мэрии города, однако, ее представитель предложил таксистам самим указать места в городе, где, по их мнению, необходимо установить знаки парковки. Председатель некоммерческого партнерства таксомоторных перевозчиков Ярославской области Сергей Лутошкин пообещал собрать данные и предоставить эту информацию.

В качестве одного из предложений от руководителя регионального Агентства транспорта на совещании прозвучало составить открытый рейтинг частных таксомоторных перевозчиков области по таким показателям как безаварийность езды, репутация компании, состояние автомобильного парка и другим. Данная мера позволила бы определить те организации, которые игнорируют требования безопасности при перевозке граждан, и помогла бы пассажирам сориентироваться при выборе перевозчика.

По итогам встречи решено было усилить контроль за деятельностью такси в области, принять меры по предупреждению ДТП в этой сфере и в очередной раз рассмотреть предложения по совершенствованию 69 Федерального Закона.