14 января помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей Иван Петров принял участие в круглом столе, посвященном вопросу установления стоимости проезда в общественном транспорте и маршрутном такси областного центра.


Мероприятие проходило по инициативе Ярославского УФАС России, поскольку полгода назад указом президента страны полномочия тарифного регулирования были переданы Федеральной антимонопольной службе. Руководитель Ярославского УФАС Алексей Ширков собрал за одним столом представителей городских и областных органов власти, общественных организаций предпринимателей и перевозчиков, чтобы разобраться в правовых основаниях роста стоимости поездки.

Напомним, что с 23 января проезд в маршрутных такси Ярославля должен вырасти с 18 до 23 рублей, а в городском общественном транспорте – с 18 до 20 рублей.

При этом, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, который регулирует организацию транспортных перевозок, а также допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к их осуществлению, с 11 января этого года тарифы на проезд у частных перевозчиков региона стали нерегулируемыми, то есть устанавливаются непосредственно самими перевозчиками. До вступления в силу этого закона, предельный размер платы за проезд в общественном транспорте Ярославля и маршрутках устанавливался региональным департаментом энергетики и регулирования тарифов на основании Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

К слову, в маршрутных такси постановлением департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 8 июля 2014 эта цифра была установлена на уровне 18 рублей, за проезд в общественном транспорте Ярославля – на уровне 23 рублей в автобусах, 22 рублей – в трамваях и троллейбусах.

Теперь же каждый предприниматель, обслуживающий тот или иной коммерческий маршрут, самостоятельно решает, поднимать ему цену за проезд или нет. Разные цены на проезд в маршрутках разных предпринимателей могут породить волну недовольства среди горожан, как и то, что законом не установлено временных рамок на частоту изменения этих цен. Поэтому власти рекомендовали предпринимателям остановиться на отметке в 23 рубля.

Однако на совещании в УФАС прозвучало мнение заместителя директора Департамента энергетики и регулирования тарифов Александра Минькова о неправильной трактовке городскими властями 220 федерального закона, который, по его мнению, распространяется не на все муниципальные образования, а только лишь на поселения и города федерального значения.

Городские округа, такие как Ярославль и Рыбинск, в этот список не попадают, следовательно, ситуация с перевозчиками в них должна регулироваться 239 Постановлением Правительства от 1995 года.

СТ.3 ФЗ № 220-ФЗ: «муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района».

Так, беседа о ценообразовании на рынке частных перевозок перешла в разговор о транспортном обслуживании населения Ярославля в целом.

Получается, что городским властям следует придерживаться норм 239 Постановления Правительства, провести конкурсные процедуры на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и заложить средства для выплаты субсидий на организацию льготного проезда отдельных категорий граждан. Деньги на эти цели в бюджете областного центра заложены не были, как и не были проведены конкурсы и заключены договоры на перевозку, поскольку власти корректировали свои действия в соответствии с требованиями нового закона.

Последствия ситуации, сложившейся в результате двоякого толкования лишь одной нормы федерального документа, пока предсказать сложно. Ясно только то, что для перевозчиков, как муниципальных, так и частных, они могут обернуться огромными убытками.

В случае, если городские власти поднимут стоимость проезда в общественном транспорте до 20 рублей, а коммерческие перевозчики, осуществляющие сейчас 60 % перевозок в Ярославле, до момента исправления правовой ошибки оставят плату на уровне 18 рублей, то можно с уверенностью говорить о скором банкротстве муниципальных предприятиях. Тогда без работы останутся около 2,5 тысячи человек и 350 единиц транспорта.

Если же на переходный период оставить стоимость проезда в городском общественном транспорте без изменения, то потери понесет бюджет города, откуда идут средства предприятиям на покрытие разницы между установленным экономически обоснованным тарифом за перевозки пассажиров и стоимостью проезда, которую платит население. А это около 500 миллионов рублей в год, как пояснил на совещании в УФАС заместитель мэра Ярославля Игорь Блохин.

По словам представителя компании-перевозчика Валерия Семыкина, в настоящее время все частные транспортные предприятия города уже приготовились установить свои, никем не регулируемые тарифы на перевозку, что допускает 220 федеральный закон. И скорее всего от этой мысли не откажутся.

В ходе совещания руководитель Ярославского УФАС Алексей Ширков предложил оперативно подготовить обращение в Министерство транспорта России и к федеральным законодателям с просьбой разъяснить отдельные нормы 220 федерального закона. При этом городские власти готовы встретиться с представителями частных транспортных компаний Ярославля, чтобы объяснить им ситуацию. Если перевозчики смогут предоставить документы с экономическим обоснованием реальной стоимости перевозки, превышающей нынешнее значение в 18 рублей, то смогут получить возможность увеличения суммы предельного тарифа в рамках закона. К примеру, рыбинским маршрутным такси это сделать удалось, и сейчас во втором по величине городе области стоимость проезда в маршрутке составляет 22 рубля.

На прошедшем совещании органы власти и представители предпринимательского сообщества были единодушны в том, что возникшую проблему необходимо решать общими усилиями, чтобы не допустить транспортного коллапса в Ярославле. Отдельное пожелание предпринимателей к исполнительной власти города и области на совещании касалось тщательного и заблаговременного изучения нормативных актов, затрагивающих важнейшие сферы жизни населения и целую отрасль предпринимательства.

На все действия у власти остается всего неделя. Не исключено, что переходный период продлится до апреля 2016 года, когда будут получены все разъяснения и исправлена правовая коллизия в документах.