Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает законодательно утвердить на федеральном уровне единые, обязательные для всех регионов нормативы накопления ТКО, предусмотрев в них максимально детальную дифференциацию по категориям объектов. Такой вывод он делает по результатам мониторинга  нормативов накопления твердых ТКО и тарифов на услуги региональных операторов в субъектах РФ, подготовленного при участии Института экономики роста им. Столыпина.

В субъектах Федерации тарифы сравнивали со средним по России значением в каждой из категорий. Всего исследовались семь категорий объектов: продовольственные магазины; супермаркеты; продовольственные рынки; авто- и шиномонтажные мастерские; кинотеатры; общепит (кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые); парикмахерские и салоны красоты.

В зависимости от степени отклонения от среднего значения было выделено 3 уровня: критический (выше норматива на 25% и более), завышенный (от 15% до 25%) и умеренно высокий (выше на 10%). Регионы, в которых значение норматива находится на среднем уровне или ниже, отнесены к группе «в пределах нормы».

Ярославская область вошла в число регионов, где, по мнению авторов исследования, критически завышены тарифы на ТКО в трех категориях: продовольственные магазины, кинотеатры, а также парикмахерские и салоны красоты. Однако по сравнению с другими субъектами Федерации наш регион предельных цифр не демонстрирует. В то время как, например, в Оренбургской области в категории «Продовольственные магазины (норматив – кг/мес.)» норматив на 1 кв. метр общей площади превышает средний по стране почти в 6 раз, в Томской в категории «Авто- и шиномонтажные мастерские (норматив – куб.м./мес.)» норматив на 1 машиноместо превышает средний по России в 13,5 раз, в Волгоградской – в 5,7 раз.

В среднем по России с января 2020-го по январь 2021-го тарифы за кубический метр выросли на 15%, за тонну на 54%. Наиболее высокие тарифы установлены в Северо-Западном федеральном округе – 1318 руб./ куб.м., наиболее низкие – в Северо-Кавказском федеральном округе – 428 руб./ куб. м. Наибольший прирост тарифов зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе (+62%), Сибирском федеральном округе (+16%) и Северо-Кавказском федеральном округе (+10%).

Борис Титов отмечает, что с экономической точки зрения такое заметное отклонение нормативов от среднего уровня объяснить сложно: «Нормативы вывоза мусора – это показатель, от которого зависит одна из значимых статей расходов предпринимателей. Особенно в тех случаях, когда они лишены возможности вести учет отходов по их фактическому количеству».

По словам регионального бизнес-омбудсмена Альфира Бакирова, необъективную стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО он указывал  как одну из ключевых для предпринимателей Ярославской  области проблем в своем ежегодном докладе за 2019 год. «Обращений на эту тему было много, в частности, этот вопрос инициировали предприниматели Углича и Переславля. Главная жалоба — нормативы накопления ТКО в ряде случаев многократно превышают объемы фактического образования. По этому  вопросу было проведено немало совещаний и на площадке областной Думы, и в Правительстве области. Позиция бизнеса и моя как Уполномоченного такова: для определения норматива накопления ТКО следует использовать не общую, а полезную площадь здания, а для магазинов и торговых павильонов – торговую площадь. Требуется вносить изменения в законодательство», — отметил Альфир Бакиров.

Также, по его словам, согласно информации Генпрокуратуры, на территории Ярославской области нормативы накопления ТКО утверждались без соблюдения процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов, что является нарушением законодательства об отходах производства и потребления. «От Ярославской областной Думы ответа на наши предложения мы так и не дождались – с объявлением пандемии коронавируса эта тема как-то отошла на второй план, но мы будем настаивать на продолжении диалога»,  — подчеркнул Уполномоченный.

Презентация Мониторинг-нормативов-и-тарифов-ТКО-09.02.2021