Ярославские операторы наружной рекламы просят бизнес-омбудсмена региона Альфира Бакирова не допустить принятия законопроекта, вносящего кардинальные изменения в существующий закон «О рекламе». Предприниматели считают, что он направлен на монополизацию рынка и уничтожение частного бизнеса.

Помимо Уполномоченного, свою просьбу отозвать законопроект ярославцы направили в адрес Президента, органов власти всех уровней, депутатов и крупнейших бизнес-объединений страны.

Документ, вызвавший бурную реакцию представителей рекламной и ИТ-отрасли по всей России, был принят Госдумой в первом чтении 15 июля.  Он предлагает наделить Правительство полномочиями по выбору единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Как говорится в пояснительной записке, единый оператор сможет на 30 лет без торгов заключать договоры на установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций на земле, зданиях и транспорте, принадлежащих государству, а также формировать схемы их размещения.

Законопроект затрагивает и размещение объявлений частных лиц в интернете. Если сейчас информацию о продаже недвижимости, автомобилей, товаров и услуг россияне размещают на крупных сервисах типа Авито, Авто.ру и ЦИАН, то с принятием закона делать это можно будет лишь на специальном интернет-ресурсе, который создаст единый оператор. По мнению автора законопроекта, депутата Артема Кирьянова, все эти изменения снизят риск передачи недостоверной информации и повысят информационную безопасность страны.

В свою очередь, ярославские рекламщики считают, что российская рекламная отрасль достаточно законодательно регламентирована, а государство и так имеет полный контроль над размещаемой операторами информацией. Исключительное монопольное положение единого оператора приведет к массовому банкротству, ликвидации сотен компаний и безработице. Пострадают и регионы, которые лишатся поступлений в бюджеты из-за отмены торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Альфир Бакиров рассказывает, что законопроект восприняли «в штыки» не только предприниматели, но и многие эксперты. В частности, против его принятия выступили «ОПОРА РОССИИ», представители отрасли наружной рекламы, ИТ-сообщества и ряд депутатов.

«О негативных последствиях этого законопроекта для операторов наружной рекламы и классифайдов говорить можно долго. ИТ-специалисты могут просто-напросто уйти из отрасли, и мы получим регресс технологий. Рынок наружной рекламы схлопнется, россияне останутся без привычных площадок, где можно купить детскую коляску или снять квартиру. Пока законопроект вызывает много вопросов. Проводилась ли оценка регулирующего воздействия? Почему вопросом информационной безопасности будет заниматься частная компания – по проекту документа, на статус единого оператора сможет претендовать неподконтрольное иностранцам российское юрлицо? И, наконец, для чего под крыло одного федерального закона помещать такие разные отрасли как наружная реклама и объявления в интернете?», — рассуждает Уполномоченный.

Он пояснил, что изменение правового регулирования всегда направлено на решение возникшей проблемы. Однако в пояснительной записке к законопроекту нет данных о каких-либо нарушениях информационной безопасности в сфере рекламы и частных объявлений на сегодняшний день.

В ФАС законопроект уже оценили как несущий «риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка».

В ближайшее время Альфир Бакиров планирует провести встречу с представителями рекламной индустрии Ярославля, а также направить письма в адрес депутатов Государственной Думы от Ярославской области с просьбой не поддерживать законопроект в существующей редакции.

Во втором чтении документ будет рассмотрен в осеннюю сессию. К этому времени в него должны быть внесены поправки с учетом интересов российского бизнеса.