Специальный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Ярославской области
«О состоянии бизнеса (бизнес-климате)
на территории региона»

 

Ярославль, 2025 год

 

В основу настоящего доклада легли результаты социологических опросов предпринимателей, проведенных ЧОУ ДПО «Институт профессиональной подготовки кадров» и аппаратом Уполномоченного в ноябре-декабре 2024г., марте и апреле 2025г., 2024 года и аппаратом Уполномоченного в марте-апреле 2025 года при участии Торгово-промышленной палаты Ярославской области, общественных объединений  предпринимателей, администраций муниципальных образований, координационных советов при главах муниципальных районов и округов, общественных помощников Уполномоченного. Также использовались аналитические материалы Банка России, информация Федеральной налоговой службы, крупнейших общественных объединений предпринимателей, публикации в открытых источниках, а также материалы итогов встречи Президента РФ В.В. Путина с представителями Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Целью опросов и исследований, проведенных аппаратом Уполномоченного, была поставленная задача подтвердить выводы, озвученные в Ежегодном докладе Уполномоченного за 2024 год. Дополнительными задачами стали:

— выявление основных трендов в наиболее чувствительных для бизнеса, экономики и бюджета сферах;

— обеспечение возможности прогнозировать варианты развития событий в среде МСП;

— выработка рекомендаций для возможных совместных действий с региональным Правительством и депутатами Ярославской областной Думы.

 

Тезис об экстенсивном подходе к наполнению регионального бюджета за счет средств налогов, уплачиваемых субъектами МСП.

В 2024-2025 году налоговая нагрузка, вследствие изменения федерального налогового законодательства и инициатив Правительства Ярославской области, поддержанных депутатами Ярославской областной Думы, резко возросла:

— возросли ставки налогов на прибыль, землю и имущество вследствие изменения федерального налогового законодательства;

— появилась обязанность по уплате НДС для компаний, применяющих УСН, при преодолении лимитов дохода;

— отменились любые льготные режимы налогообложения для малых и средних предприятий;

— применяется исчисление налога на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости, по максимальным ставкам, что ведет к его кратному увеличению;

— увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости, завышенная оценка кадастровой стоимости;

— расширение списка объектов коммерческой недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, до 100%.

Результаты опроса, проведенного аппаратом Уполномоченного, свидетельствуют о следующих тенденциях:

— абсолютное большинство опрошенных предпринимателей (92,5%) отмечает резкий рост налогов к уплате в 2025 году, причем 32% из них прогнозируют невозможность уплаты налогов в полном объеме;

— почти треть респондентов (32,5%) прогнозируют рост налоговых выплат на уровне до 30%, рост свыше 30% ожидают 26,9% опрошенных предпринимателей;

— 81,4% участников опроса отметили снижение размера чистой прибыли или убытки (это также подтверждается отчетом по исполнению бюджета 2024 года, где поступления от налога на прибыль организаций составили 88,19% от запланированных, что свидетельствует об исчерпании внутренних резервов для развития субъектов МСП и инвестиционной деятельности)

— 83,4% респондентов не согласны с установленной кадастровой стоимостью недвижимости, 59,3% намерены оспаривать кадастровую стоимость в установленном порядке (вплоть до судов).

Вывод: в Ярославской области сложился экстенсивный подход к наполнению бюджета за счет налоговых средств, уплачиваемых субъектами МСП, когда рост поступлений обусловлен не увеличением числа объектов налогообложения (как было бы при интенсивном подходе), а максимально возможным повышением ставок налогов. Это формирует неблагоприятный инвестиционный климат для сферы МСП, делает предпринимательскую инициативу как вид деятельности непривлекательной и ведет к рискам развития ряда сценариев, которые могут стать препятствием к достижению целей, задач и показателей эффективности реализации Федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Кроме того, экстенсивный подход конечен (вспомните показатель собираемости налога на прибыль организаций). И если в период 2023-2025 годов он еще способен обеспечивать увеличение налоговых поступлений в бюджет, то в будущем, при сокращении количества субъектов МСП, создаваемых ими рабочих мест, снижении доходов предприятий и выплачиваемых заработных плат, неизбежно приведет к уменьшению доходов бюджета от этого источника.

 

  1. Сценарий сокращения численности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предпосылкой для рассмотрения такого сценария стали ответы предпринимателей на уже упомянутые опросы. 29,6% опрошенных ответили, что планируют прекратить предпринимательскую деятельность.

Анализ динамики количества субъектов МСП на май 2025 года, проведенный по материалам Реестра малых и средних предприятий, показывает, что:

— общее количество с 01.01.2025 по 01.05.2025 увеличилось всего на 942 единицы (показатель будет существенно скорректирован в меньшую сторону по мере актуализации Реестра МСП к III кв. 2025 года);

— количество ИП в целом увеличилось – плюс 894, (плюс 900 микро; минус 6 малых);

— количество ЮЛ увеличилось в целом на 48 (плюс 54 микро; плюс 1 среднее; минус 7 малых).

Количество субъектов МСП снижается в основном в сельском хозяйстве:

Большесельский район – 9,86%

Даниловский район – 3,42%

Некоузский район – 3,37 %

Вывод: наряду с незначительным увеличением общего числа субъектов предпринимательской деятельности, отсутствуют признаки качественного роста субъектов (например, переход из микро в малое, из малого+ в среднее), что не соответствует общим целям и задачам государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса и предпринимательской инициативы. Более того, огромная диспропорция роста количества регистрируемых микропредприятий ко всем остальным может свидетельствовать о начавшемся дроблении бизнеса. Общий рост субъектов предпринимательской деятельности в сочетании со снижением качества бизнеса могут в будущем, при сохранении тенденции, нести серьезные риски для наполнения бюджета Ярославской области.

 

 

  1. Сценарий повышения интенсивности внутренней (видовой) миграции предпринимателей.

Показатели динамики численности предприятий малого и среднего бизнеса и количества самозанятых граждан свидетельствуют о значительном переходе действующих предпринимателей в сферу самозанятости.

Кроме этого, значительное влияние на рост этого показателя оказали участившиеся случаи подмены трудовых отношений договорами гражданско-правового характера с плательщиками НПД.

Данная тематика, потенциально опасная и в экономическом, и в социальном планах, обсуждалась на прошедшей 13 мая 2025 года встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». «Вы знаете, когда мы принимали решение в отношении самозанятых, индивидуальных предпринимателей, споров было очень много. Будет ли это вообще работать, сможем ли мы добиться цели, которую перед собой ставим, а именно цель – «обеление», что ли, этого бизнеса, будут ли люди регистрироваться, поверят ли они тем шагам, которые государство делает? В целом все получается, да. Но, конечно, те издержки, о которых Вы сказали, они тоже, наверное, были неизбежны.<…> Ни в коем случае ненужно предпринимать шаги, которые бы загнали опять самозанятых в тень. Здесь нужно быть очень аккуратными», — прокомментировал эту ситуацию Президент.

Ответ Министра экономического развития М.Г. Решетникова: «Действительно, мы начинали с легализации самозанятых, гигантский шаг вперёд здесь сделали. Но что у нас сейчас происходит? У нас происходит очень разный уровень налоговой нагрузки при покупке труда по разным, скажем так, налоговым схемам, налоговым режимам. <…> Мы сейчас с Рострудом и с Министерством труда согласовали критерии для проверок по линии Роструда, с тем, чтобы выявлять те компании, которые на самом-то деле, скажем так, покупают труд, но под видом этих налоговых режимов. Это первая часть. У нас сейчас экспериментально эти проверки идут, мы тоже с бизнесом обсуждали. Посмотрим результаты по итогам I квартала».

Вывод: налицо признаки ухода части работников и предприятий в серую зону, неправомерной оптимизации налогообложения наемного труда. Самозанятость парадоксально превратилась из средства «обеления» доходов части населения в способ ухода гораздо большей части (по оценкам экспертов из общественных объединений предпринимателей до 80%) «в тень». Об этой стороне проблемы аппарат Уполномоченного сообщает с 2023 года, теперь она поднимается на самом высоком уровне. Усугубит возможные социальную напряженность, конфликты и проблемы граждан-плательщиков НПД правовая неопределенность статуса самозанятых – федеральный закон, который относил бы их к субъектам защиты со стороны института бизнес-уполномоченных Государственной Думой РФ так и не принят. В настоящее время он вновь внесен и находится на рассмотрении профильного комитета.

 

  1. Сценарий сокращения рабочих мест и заработных плат.

По результатам социологического опроса 25,7% малых и средних предприятий уже сократили количество сотрудников, большинство опрошенных предпринимателей (36%) имеют до 5-ти наемных работников, 19% не имеют их совсем.

Фонд оплаты труда в расчете на одного работника свыше 2-х МРОТ показали лишь 17,4% опрошенных предприятий.

53% малых и микро-предприятий платят заработную плату своим работникам в размере 1 МРОТ, 29,6 % – до двух МРОТ. То есть, 82,6% работников имеют доход менее среднего уровня заработных плат по региону.

На момент проведения опроса общее количество субъектов предпринимательской деятельности составляло 50 881. Даже допустив, что в каждом из этих субъектов всего 1 человек, более 42 тысяч человек, работающих в сфере малого бизнеса, имеют заработную плату ниже среднего по региону.

С гражданами-плательщиками ПНД, которые обеспечивают себе сами рабочее место, с точки зрения личных доходов ситуация не лучше. Это доказывает простой арифметический расчет, который основан на открытых данных о количестве плательщиков этого вида налогов и полученных от самозанятых доходов в бюджет.

Численность самозанятых:

2022 год – 44 332;

2023 год – 67 060;

2024 год – 91 115;

2025 год (март) –98 961

Величина поступлений от налога на профессиональный доход:

— в 2023 году – 230 635 755 рублей.

— в 2024 году – 398 514 000 рублей.

При условии, что самозанятые обязаны:

— 37% платить в бюджет ФОМС;

— 63 % уплачивать в бюджеты субъекта,

в 2023 году 67 060 самозанятых в бюджет региона принесли 230 635 755 рублей. Т.е. на 1 самозанятого приходится 5 459 руб. НПД. Если взять минимальную ставку налога, что составляет 4% от его дохода, то общий доход должен составлять 136 478 руб. в год. Разделим годовой доход на 12 месяцев, получится 11 373 руб. в месяц.

Аналогичный подсчет за 2024 год:

91 115 самозанятых в бюджет региона перечислили 398 514 000, что составляет 63% общего дохода. Т.е. на одного самозанятого приходится 6 942 руб. НПД. При минимальной ставке 4% его доход составляет 173 550 руб. в год. В месяц – 14 463 руб.

Вывод: малый и средний бизнес, а также сфера самозанятости, в силу сложившейся экономической конъюнктуры, которая характеризуется общим резким снижением доходности микро-, малых и средних предприятий, высокой конкуренцией на рынке труда, дефицита трудовых ресурсов, не способны предложить значительного количества рабочих мест и достойной заработной платы. В совокупности не менее 120 тысяч граждан, занятых в сфере малого и среднего бизнеса (МСП + самозанятые), получают заработную плату ниже среднего по региону уровня. Выбираются те формы предпринимательской деятельности, которые не предполагают создания большого количества рабочих мест, либо не предполагают их совсем. Одним из основных KPI Федерального проекта по предпринимательству предполагает постоянный рост доходов граждан, занятых в сфере МСП. Ярославский бизнес в существующих условиях этого исполнить не сможет. Более того, очевидно, что рост количества самозанятых приводит к снижению налогов, исчисляемых и уплачиваемых субъектами МСП с заработной платы, в том числе НДФЛ, поступления от которого составляют 38,9%, от всех поступлений в консолидированный бюджет Ярославской области (при этом от субъектов МСП, применяющих режим налогообложения УСН в 2023 году в бюджет региона перечислено 7,2 миллиарда рублей, в 2024 – уже почти 9,4 миллиарда, но это свидетельствует не о росте бизнеса, а об увеличении налоговой нагрузки на него).

 

  1. Сценарий лавинообразного дробления бизнеса.

Как было указано в преамбуле настоящего доклада, для предприятий, находящихся на УСН, установлена обязанность уплачивать НДС при превышении годового дохода в 60 миллионов рублей.

В опросе аппарата Уполномоченного приняло 56,2% предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, что говорит о ее популярности среди представителей бизнеса.

Однако требование для уплаты НДС может привести к массовому дроблению бизнеса. Об этом предупреждают многие эксперты. Аппарат Уполномоченного, юридические службы общественных объединений предпринимателей, адвокатское сообщество прогнозируют большое количество судебных исков, оспаривающих претензии ФНС.

Данная тема также поднималась на встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Комментарий к вопросу руководителя Федеральной Налоговой службы РФ Д.В. Егорова: «Мы ввели налог на добавленную стоимость для тех, кто от 60 [миллионов]. Это тот этап, на котором мы можем, собственно, наблюдать, каким образом будет выравниваться конкурентное поле. Если мы увидим существенные изменения и искажения в поведении налогоплательщиков до 60 миллионов рублей, там, конечно, тоже можно будет принимать решение. <…>Теперь  дробление, так как у нас налог на добавленную стоимость теперь от 60 миллионов, а не как в упрощённой системе налогообложения было – от 250 миллионов, то сама мотивация к дроблению уже становится не столь ярко выраженной. То есть теперь это нужно будет делать только в выручке до 60 миллионов рублей. Естественно, нам наблюдать в этой части будет намного проще, чем когда это касается компаний с большими объёмами».

Вывод: данную проблему федерального налогового законодательства аппарат Уполномоченного рассматривает в увязке с ужесточением региональной фискальной политики в отношении предприятий на УСН. Считаем, что вопрос об отмене пониженных налоговых ставок для ряда отраслей МСП был должным образом не обдуман и экономически не обоснован.

 

  1. Сценарий невозможности компенсировать факторы деградации сферы МСП «точечными» мерами поддержки.

Планы Правительства Ярославской области предусматривают оказание точечной поддержки через существующие институты и программы инвестиционно-экономического блока и в основном тем, кто работает в бизнес-инкубаторах, технопарках и ТОРах. С этим можно согласиться, но при этом необходим анализ эффективности этой поддержки по:

— показателям повышения производительности труда;

— показателям прибыльности;

— показателям налоговых отчислений, хотя бы в прогнозном варианте.

Для полноты анализа состояния и перспектив развития сферы МСП необходимо понимание, какие отрасли в малом бизнесе должны стать драйверами развития, как формируется кумулятивный эффект для экономики региона.

Аппаратом проанализированы некоторые экономические показатели, имеющиеся в открытом доступе, 10 предприятий, работающих в льготном режиме в технопарках и ТОРах.

Вывод: у подавляющего большинства предприятий растет себестоимость продаж на 20 и более процентов, чистая прибыль падает на 17-180 процентов, отдельные предприятия имеют существенную кредиторскую задолженность, в том числе и по заработной плате перед своими работниками. Эти и другие показатели свидетельствуют о том, что источников для развития у подавляющего большинства предприятий не имеется или они весьма ограничены.

 

  1. Сценарий усиления конъюнктурных рисков сферы малого и среднего предпринимательства.

Банк России на системном уровне проводит конъюнктурный анализ в целом по Российской Федерации и отдельно по регионам. Основные показатели (выборочные графики) по состоянию на март 2025 года – в приложении.

Вывод: анализ данных Банка России за 2024 год показывает нисходящие графики для следующих позиций: производство и спрос, экономическая конъюнктура и экономическое положение, условия кредитования. Напротив, восходящие тенденции наблюдаются у позиций: издержки и цены, риски хозяйственной деятельности. Сводный индикатор бизнес-климата Банка России оказался разнонаправленным, но с тенденцией к замедлению темпов роста.

 

Общий итоговый вывод специального доклада.

 

Заключения и прогнозы, сформулированные в Ежегодном докладе Уполномоченного, подтверждаются многими официальными источниками, собственными аналитическими материалами аппарата, мнением экспертного сообщества. Они требуют принятия совместных решений Ярославской областной Думы, правительства и общественных объединений предпринимателей.