С 1 июля 2021 года вступают в силу основные положения Федерального закона N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Какие же новшества ждут предпринимателей в связи с этим?

Теперь законодательно закреплен приоритет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) по отношению к проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Это значит, что смещается акцент с проведения проверок на профилактику нарушений.

Каких сфер контроля реформа не коснется?

Новый закон не затрагивает:

  • налоговый контроль;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
  • контроль за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
  • контроль в сфере корпоративных отношений в АО;
  • контроль в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ;
  • контроль за соблюдением законодательства о гособоронзаказе;
  • контроль в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Профилактика нарушений

В Закон вошло большое количество профилактических мероприятий. К ним, в частности, относятся:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Контрольно-надзорные мероприятия

Существенно расширен перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые также направлены на смягчение административной нагрузки на бизнес.

Среди них предусмотрены мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом будут проводиться:

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Правила проведения каждого контрольного (надзорного) мероприятия строго определены. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Проводить контрольную и мониторинговую закупки, инспекционный визит, а также выездную проверку смогут дистанционно, в т.ч. через аудио- или видеосвязь.

Сокращение сроков проверок

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Онлайн-взаимодействие с инспекторами

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их квалифицированной электронной подписью.

 Сообщать юрлицам и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Госуслуги.

С 31 декабря 2023 года контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их квалифицированной ЭП.

Сообщать юрлицам и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например,также через Госуслуги.

По общему правилу до 31 декабря того же года органы будут вправе направлять документы и сведения на бумаге, если, например, электронная связь невозможна.

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот в сфере муниципального контроля возможен на бумаге, если это предусмотрят в положении о виде такого контроля.

В досудебном порядке можно будет подать только электронную жалобу через Госуслуги и аналогичные региональные порталы. Решение по ней направят также через эти ресурсы. Данные правила не будут применять к жалобам с государственной или другой охраняемой тайной.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

В федеральном законе о виде контроля смогут предусмотреть независимую оценку соблюдения обязательных требований. Ее будут проводить независимые аккредитованные организации.

Если такая организация подтвердит, что юрлицо или ИП соблюдает эти требования, то выдаст заключение. Пока оно действует, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом саморегулируемой организации, если, например:

  • федеральный закон о виде контроля предусматривает такую возможность;
  • эта организация и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Также упомянули возможность освободиться от плановых контрольно-надзорных мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Предусмотрели отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Установлено 12 грубых нарушений, влекущих отмену принятых решений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

Документы: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ