Уважаемые коллеги, добрый день!

Заставка Прежде всего, хочу поблагодарить всех собравшихся за то, что нашли возможность присутствовать на сегодняшнем мероприятии. По традиции в декабре мы всегда собираем предпринимательское сообщество с тем, чтобы отчитаться о работе нашего аппарата в уходящем году.

Сегодня в зале присутствуют общественные помощники уполномоченного, депутаты Ярославской областной Думы, представители адвокатского сообщества и общественных объединений предпринимателей. По видеоконференцсвязи к нам присоединились муниципальные образования области.

Слайд 2 Напомню, основной целью деятельности Уполномоченного является обеспечение гарантии государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей на территории региона. В связи с этим мы рассматриваем жалобы бизнеса на действия органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Ярославской области, а также их должностных лиц.

Слайд 3 За 8 лет работы, начиная с 2013 года, в наш аппарат поступило почти 5700 обращений — это жалобы от физических и юридических лиц, обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия и другие.

Проведено более 550 мероприятий по актуальным для бизнеса вопросам, среди которых крупные межрегиональные совещания уполномоченных с участием «ОПОРЫ РОССИИ» и бизнес-омбудсменов из 60 регионов страны. Таким образом, за эти годы Ярославская область стала признанной экспертной площадкой, где принимаются решения федерального значения.

Принято участие в порядка 200 заседаний по 104 судебных делам. Ровно в половине случаев суд встал на сторону бизнеса, еще в 26 случаях – требования бизнеса были удовлетворены частично.

Слайд 4 В последнее время в связи с пандемией коронавируса ряд проблем, которые волновали предпринимателей ранее, отошли на второй план. Для большинства в приоритете оказались вопросы сохранения бизнеса, выполнения санитарно-эпидемиологических требований и соблюдения принятых ограничений. Тем не менее, на основании поступивших в 2021 году жалоб, мы можем выделить топ-5 ключевых сфер, где наблюдается наибольшая концентрация обращений. Также к этому перечню мы добавили еще одну проблему, которая заявила о себе во второй половине текущего года. Все 6 позиций отражены на слайде. Вкратце о каждой.

Слайд 5 Имущественные и земельные отношения. Проблемы в этой сфере сохраняют лидерство уже не первый год. К ним относятся:

Слайд 6 Высокая арендная плата. Изменение ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, произошло еще в 2020 году в разгар пандемии. Арендная плата за некоторые участки возросла в десятки раз, что вызвало шквал возмущения бизнеса.

Слайд 7 Завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости. В 2019 году процедурой оценки было охвачено около 1,5 миллионов объектов недвижимости Ярославской области. В среднем, увеличение кадастровой стоимости произошло в 2,5-3 раза. Однако отдельные результаты оценки показывают увеличение стоимости в десятки раз. В ряде случаев это оправдано, и новая кадастровая стоимость действительно приблизилась к рыночной.

Слайд 8 Более точные цифры вы можете видеть на слайде.

Слайд 9 Еще одним доказательством того, что результаты государственной кадастровой оценки далеки от объективных, являются итоги ее оспаривания в специально созданной комиссии и в судах.

По информации департамента имущественных и земельных отношений, по итогам рассмотрения комиссией поступивших заявлений от собственников о пересмотре, среднее снижение кадастровой стоимости в 2020 году составило 57%, а в 2021-ом – 39%.

Что касается рассмотрения споров в судах, то в 2020-2021 гг. в производство Ярославского областного суда поступило 888 заявлений, количество объектов – 2 656. 804 заявления (или 97%) были удовлетворены в пользу предпринимателей, 66 находятся на стадии рассмотрения. При этом среднее снижение кадастровой стоимости в 2020 году составило 41%, а в 2021 году – 46%.

Слайд 10 Расторжение договоров аренды и договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, их демонтаж, а также «кабальные» условия договоров на право размещения.

Весной этого года Ярославская область вместе с Воронежской, Курганской и Новосибирской была отмечена федеральным уполномоченным Борисом Титовым как регион, где проблема с НТО стоит наиболее остро, а муниципальные органы власти не идут навстречу предпринимателям в этом вопросе. Такой вывод был сделан на основании анализа промежуточных результатов исполнения январского распоряжения Правительства РФ № 208-р, которое рекомендует органам власти субъекта РФ и местного самоуправления содействовать владельцам НТО.

Коллеги, ситуация с НТО в нашем регионе – это, прежде всего, вопрос отсутствия преемственности власти. Приведу пример Ярославля. Начиная с осени 2016 года, в областном центре сменились два градоначальника, при этом каждый из них имел свое представление о порядке в сфере НТО. Зачастую ярославские предприниматели жаловались, что ранее достигнутые договоренности с органами местного самоуправления нарушаются. Неоднократно выявлялись факты одностороннего расторжения договоров аренды земли, права на размещение НТО со стороны органов местного самоуправления под любым, даже самым незначительным предлогом.

Слайд 11 Ограничение хозяйственной деятельности на территории особо охраняемых природных территорий. Здесь обращают на себя внимание длительная процедура согласования, ограничения в эксплуатации имущества при нахождении такового на охраняемой природной территории, затраты на проведение экологической экспертизы. Такая ситуация характерна для Переславля (национальный парк «Плещеево озеро») и Гаврилов-Яма (природный заказник «Узел слияния рек Лахости и Которосли»), где согласования идут годами.

Слайд 12 Что мы предлагаем:

— предпринимателям из пострадавших отраслей экономики на период действия ограничительных мер приостановить пересмотр арендной платы (в случае ее увеличения) в связи с изменением индекса потребительских цен и кадастровой стоимости земельных участков;

— предпринимателям из пострадавших отраслей предоставить отсрочку уплаты арендных платежей на срок от шести до двенадцати месяцев за имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, без начисления процентов, штрафов и дополнительных платежей;

— принять региональный закон о порядке размещения НТО на территории Ярославской области, который установит единые требования и исключит излишнее «творчество» муниципалитетов;

— предусмотреть меры поддержки в подготовке документов и проведении экологической экспертизы предпринимателям, объекты которых находятся в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.

Слайд 13 Вторая сфера — государственные и муниципальные закупки.

Слайд 14 Здесь основные жалобы касаются несвоевременной оплаты государственными и муниципальными заказчиками задолженности по заключенным контрактам.

Хочу отметить, что эта тема фигурирует в списке основных проблем бизнеса на протяжении всей истории существования института Уполномоченного. Однако тенденция к стабилизации все-таки намечается. Мы постоянно работаем по этому вопросу и с Правительством области, и с местными органами власти, плотно сотрудничаем с прокуратурой и следственным комитетом.

На основании поступивших в этом году в наш аппарат обращений, общая сумма долга перед предпринимателями составила 3,8 млн рублей, 2,9 млн из которых по итогам принятых мер удалось погасить.

В целом же, по информации прокуратуры Ярославской области, на сегодняшний день общая сумма задолженности местного и регионального бюджетов составляет 40,5 млн рублей, в текущем году погашена задолженность на сумму 1 млрд рублей.

Я благодарен коллегам из Правительства области и органов прокуратуры за совместную работу в этом направлении. Напоминаю, в 2016 году переходящие долги бюджета перед бизнесом составляли более 2,5 млрд рублей. Сейчас это несколько десятков миллионов, которые гасятся, в основном, в рабочем порядке. Прогресс налицо!

Слайд 15 Наши предложения:

— выделить необходимые денежные средства для ликвидации задолженности прошлых периодов перед бизнесом по исполненным контрактам.

Слайд 16 Третья сфера — налогообложение. Здесь к наиболее проблемным вопросам следует отнести повышение налога на имущество и рост налоговой нагрузки в связи с отменой с 1 января 2021 года ЕНВД.

Слайд 17 Я уже упоминал о том, что рост кадастровой стоимости объектов недвижимости повлек за собой увеличение налогооблагаемой базы, что в результате, отразилось на величине налога на имущество. Но и это не единственная сложность.

Согласно закону Ярославской области от 15.10.2003 № 46-з, ставки налога для организаций по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, устанавливаются в размере от 1 до 1,6%. Однако в подавляющем большинстве муниципалитетов Ярославской области данная ставка для физлиц (индивидуальных предпринимателей) составляет 2% — это предельная величина, определенная Налоговым Кодексом РФ. Бизнес-сообщество давно просит обратить внимание на данную проблему: ставки во всех муниципалитетах должны быть синхронизированы с областным законом. В противном случае один предприниматель по отношению к другому будет обладать конкурентным преимуществом.

Также очень актуальным является вопрос сохранения дифференцированных ставок по упрощенной системе налогообложения для бывших «вмененщиков» в размере 2% и 6% на 2022 год, а в перспективе – до 2024 года. Наш аппарат неоднократно выходил с этим предложением, комитет Ярославской областной думы и фракция «Единая Россия» нас поддержали. Соответствующий законопроект готов и направлен на рассмотрение в Правительство Ярославской области. Исходя из текущей ситуации, которая сложилась в связи с пандемией коронавируса, прошу поддержать проект закона. Это позволит оптимизировать налоговую нагрузку на бизнес, что немаловажно в период действующих ограничений.

Слайд 18 Также для сведения хочу озвучить цифры, которые упомянул в своем отчете руководитель регионального управления ФНС Дмитрий Яковицкий. После отмены ЕНВД поступления в бюджет региона по УСН в 2021 году выросли наполовину, а поступления по патенту – в 12 раз. Если в 2020 году количество налогоплательщиков на специальных налоговых режимах в регионе составляло 46,8 тысяч человек, то в 2021 году эта цифра увеличилась до 48,2 тысяч. Все это говорит о том, что доходность бюджета на фоне установления дифференцированных ставок для бывших вмененщиков не снизилась. Таким образом, можно констатировать, что меры поддержки бизнеса эффективны и не обременительны для областного бюджета.

Слайд 19 Наши предложения:

— синхронизировать ставки налога на имущество организаций, установленные региональным законом, и физических лиц (ИП), утвержденных местными нормативными актами;

— продлить до 31 декабря 2022 года действие дифференцированных ставок УСН в размере 2%, если объектом налогообложения являются доходы, и 6 %, если используется система «доходы минус расходы», для предпринимателей, применявших в 2020 году ЕНВД. Кроме того, предлагаем распространить указанные меры поддержки на субъекты МСП, включенные в перечень пострадавших отраслей.

Слайд 20 Четвертый блок жалоб в мой адрес в 2021 году связан с высокими тарифами на электроэнергию и вывоз ТКО.

Слайд 21 Эта проблема хоть и из разряда федеральных, однако, без должного внимания оставлять ее нельзя. Цена за один киловатт электроэнергии для малого бизнеса сейчас доходит до 9 рублей 27 копеек — это один из самых высоких тарифов в ЦФО. Следствием такого уровня цен является повышение конечной стоимости продукции местных товаропроизводителей, а значит и снижение их конкурентоспособности в сравнении с производителями из соседних регионов.

Далее. Вопросы, связанные с тарифообразованием в сфере ТКО будоражат бизнес с того момента, когда в области появился единый региональный оператор по обращению с отходами. Непрекращающийся рост тарифов в совокупности с высокими нормативами накопления твердых коммунальных отходов стали еще одним финансовым обременением для бизнеса. В частности, на последней встрече с предпринимателями Карабихского сельского поселения прозвучало, что в последние годы за вывоз мусора они стали платить в 6 раз больше, чем до начала «мусорной» реформы.

Кроме того, ситуация осложняется тем, что в ряде случаев предприниматели не имеют возможности оборудовать отвечающую всем нормам площадку для накопления отходов. Им приходится платить за вывоз мусора не по факту, а по нормативу, что увеличивает плату в разы.

Слайд 22 Наши предложения:

— обратиться в ресурсоснабжающие организации региона с просьбой о неначислении неустойки предпринимателям в случае просрочки платежей за коммунальные ресурсы по задолженности, образовавшейся в 2021 году. Безусловно, речь идет лишь о пострадавших от действия ограничений отраслях – общепит, индустрия развлечений и т.д.

— создать необходимую инфраструктуру, обеспечивающую предпринимателей местами для временного накопления твердых коммунальных отходов.

Слайд 23 Пятая и последняя сфера — контрольно-надзорная деятельность и административное давление на бизнес.

Слайд 24 Здесь нужно отметить, что в индексе федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова «Административное давление-2021» Ярославская область занимает 15 место – т.е. мы входим в число тех регионов, где для бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов созданы наиболее комфортные условия. Добавлю, что в текущем году на действия контрольно-надзорных органов в мой адрес пожаловались лишь 6 предпринимателей. На наш взгляд, этому способствовало активное вовлечение в рассмотрение итогов индекса представителей надзорных органов, прокуратуры и Правительства области.

В частности, по данным прокуратуры области, в 2021 году в ведомство поступило 108 заявлений от органов контроля о согласовании проведения внеплановых проверок, по 40% заявлений пришел отказ.

Слайд 25 Уважаемые коллеги! Хочу обратить ваше внимание еще на одну системную проблему, которая заявила о себе во второй половине 2021 года.

Слайд 26 В июле этого года Управление автомобильной магистрали «Холмогоры» направило в адрес владельцев объектов дорожного сервиса (это кафе, гостиницы, АЗС) требования о заключении договоров на их присоединение к автомобильной дороге. В случае невыполнения требования доступ проезжающих машин к объектам дорожного сервиса будет ограничен. Стоимость заключения договора составляет 90-110 тысяч рублей. Кроме того, он обязывает владельцев объектов за свой счет обустроить подъезды, съезды и примыкания к автомобильной дороге, а также переходно-скоростные полосы. Данные участки земли являются федеральной собственностью, и логично, что бремя содержания автодороги должно нести государство как собственник, а не предприниматели. По их оценке, стоимость данного обустройства в разы превысит доходы, соответственно, встает вопрос о прекращении предпринимательской деятельности на данных объектах.

Слайд 27 Безусловно, данная проблематика требует внесения изменений в федеральный закон о дорожной деятельности в РФ. Полагаю, эти изменения должны освобождать владельцев объектов дорожного сервиса с малыми площадями от выполнения данных требований за свой счет.

Сейчас мы готовим обращение в адрес врио Губернатора области с просьбой взять данную ситуацию под личный контроль, поскольку выполнение предъявляемых федеральным ведомством требований может погубить всю инфраструктуру придорожного сервиса в регионе.

Слайд 28 И не могу не упомянуть еще об одной проблеме, которая заявила о себе еще в конце прошлого года, — это пресловутая транспортная реформа в Ярославле. Мы не стали вносить ее в перечень официальных, потому что массовых письменных обращений от бизнеса в 2021 году по этому вопросу не поступало (они были в конце 2020-го), но сам факт существования проблемы налицо.

Слайд 29 Реформа маршрутной сети общественного транспорта, которая стартовала 1 июля 2021 года, уже заявила о себе во всей красе. К сожалению, наши самые пессимистичные прогнозы оправдались, а многочисленные просьбы в адрес мэрии Ярославля «не рубить с плеча» не были услышаны.

Что мы имеем на сегодняшний день: маршрутная схема перекроена, большинство маршрутов по конкурсным процедурам «ушли» под перевозчиков из Московской области, по причине недостатка машин и водителей часть транспорта не выходит ежедневно на линию, а недовольство горожан зашкаливает.

В ситуацию вмешался врио губернатора Михаил Евраев, который принял решение о пересмотре основных параметров реформы и привлечении на ярославский рынок новых федеральных перевозчиков. Это экстренные меры, которых требует ситуация, и я считаю их абсолютно оправданными. Главное, чтобы с их приходом ситуация действительно изменилась в лучшую сторону. Пока мы этого не наблюдаем.

Безусловно, меня как уполномоченного тревожит судьба ярославских предпринимателей-перевозчиков, оставшихся не у дел. Сейчас на этом рынке задействовано лишь порядка семи местных предпринимателей. Поэтому главная задача в следующем году, когда будут проводиться новые конкурсные процедуры, делать ставку на местных перевозчиков, гармонично вписать их в новую схему.

Коллеги, конечно, спектр проблем бизнеса гораздо шире и способов их решения гораздо больше. Более подробная информация о работе уполномоченного в 2021 году будет представлена в моем ежегодном Докладе, проект которого мы по традиции представим на обсуждение общественности в феврале следующего года.

Слайд 30 Мы с вами находимся на финишной прямой 2021 года. Провожая 2020-ый, мы искренне надеялись, что он заберет с собой все невзгоды и потери, связанные с пандемией коронавируса. К сожалению, этого не произошло, коронавирус пока остается с нами. Однако даже из самого непростого времени можно извлечь полезные уроки. Мы приспособились к новой реальности, многие из нас пересмотрели свою жизнь и научились отделять настоящие ценности от мнимых. Теперь мы стали уделять больше внимания своей семье и детям, заботиться о пожилых людях, осознали нужность многих профессий, поняли, как важно бережно относиться к тому, что имеешь.

Поэтому от всей души желаю вам оставить все невзгоды предыдущих лет в прошлом, а наступающий 2022 год встретить с уверенностью и оптимизмом! Вот на этой позитивной ноте мне хотелось бы закончить свое выступление.

Слайд 31 Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ