Добрый день, уважаемые коллеги!

Заставка Я искренне рад приветствовать вас. К сожалению, сегодняшняя эпидемиологическая обстановка диктует свои правила, поэтому из запланированных мной в начале осени встреч с предпринимателями в очном режиме мы успели провести только две – в Гаврилов-Ямском районе и в Рыбинске. Так как ситуация с заболеваемостью ковидом и ОРВИ пока остается напряженной, было принято решение провести мой отчет перед бизнес-сообществом других муниципальных районов в формате ВКС (видеоконференцсвязи). Благодарю всех, кто к нам сегодня присоединился, и готов вкратце отчитаться перед вами об итогах работы нашего аппарата в 2020 году, львиная доля которой заключалась в преодолении проблем, созданных пандемией COVID-19.

Слайд 2 С января по сентябрь 2020 года в аппарат Уполномоченного поступило 593 обращения, большинство из которых от индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Более 40% — коллективные обращения от бизнес-объединений, профессиональных ассоциаций, групп предпринимателей, занятых в сфере торговли, строительства, индустрии общественного питания. Пик обращений пришелся на весну: предпринимателей интересовали меры поддержки бизнеса, предложенные Правительством, а впоследствии — сложности, связанные с их получением.

Скажу откровенно: с самого начала и я, и мои коллеги-уполномоченные из других регионов считали, что продекларированные меры поддержки не будут работать так, как это планировалось изначально, что эту поддержку получит гораздо меньшее количество предпринимателей, чем хотелось бы. По оценкам экспертов, в лучшем случае четверть тех, кто в этом нуждается.

Слайд 3 В качестве небольшого отступления приведу конкретную цифру. По информации ФНС России по Ярославской области по состоянию на начало сентября субсидии от государства в размере  12 130 рублей получили 8 579 субъектов МСП – это 63,7% от числа потенциальных получателей субсидии в регионе (те, кто соответствовали предъявляемым требованиям). Если же брать общее количество субъектов МСП, то этой формой поддержки воспользовались порядка 17%  малого и среднего бизнеса Ярославской области. Данный факт еще раз подтверждает тезис о том, что требования к потенциальным получателям были довольно жесткими, что привело к значительному сокращению числа получивших помощь.

Слайд 4 Вернемся к мерам поддержки бизнеса. Во-первых, не очень понятен сам подход – оказывать поддержку только тем сферам, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень пострадавших отраслей экономики. Таким образом, основной критерий получения помощи – это попал или не попал код ОКВЭД организации в перечень.

На этот факт еще в апреле обратил внимание федеральных властей Уполномоченный при Президенте Борис Титов и предложил помогать всем компаниям, у кого выручка за апрель-март упала на 30 и более процентов по сравнению с январем-февралем этого года. К сожалению, это предложение услышано не было.

Слайд 5 Вторая болезненная тема – это меры поддержки регионального уровня и финансовые возможности субъектов Федерации. Бюджеты у всех очень разнятся. Например, в Башкирии за несколько месяцев пандемии были реализованы меры поддержки бизнеса на общую сумму 30 млрд рублей, ими смогли воспользоваться порядка 40% предпринимателей. В Ярославской области эта сумма составила чуть более 1 млрд рублей. Что называется, почувствуйте разницу.

Слайд 6 Всю весну наш аппарат на основании поступающих обращений анализировал и готовил предложения по мерам поддержки бизнеса на региональном уровне. Мы неоднократно направляли их в адрес Губернатора, Правительства Ярославской области, Ярославской областной Думы. В конце апреля областной Думой был принят первый пакет региональных мер поддержки бизнеса, в мае — второй. Часть наших инициатив была реализована. Речь идет об освобождении от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций и ИП, относящихся к пострадавшим отраслям.  Снижении налоговых ставок для предпринимателей на УСН до 1% и 5%. И ряде других мер.

К сожалению, некоторые из наших предложений не были услышаны. В частности, мы настойчиво предлагали расширить региональный перечень получателей мер поддержки, что позволило бы реально изменить ситуацию и оказать полноценную поддержку бизнесу. Яркий пример – в мае был принят региональный закон о снижении  в 2 раза размера дохода по патентной системе налогообложения. На наш взгляд, это полумера, поэтому мы предлагали для всех отраслей, независимо от того, попали они в перечень или нет, установить стоимость патента в размере 1 рубль. На фоне предстоящей отмены ЕНВД это было бы наиболее продуктивное решение.

Кроме того, очень остро в период пандемии встал вопрос взаимодействия арендаторов и арендодателей коммерческой недвижимости. Речь шла о предоставлении отсрочки по уплате арендной платы, а также о ее снижении в условиях вынужденного простоя. Ряд арендодателей пошли навстречу своим арендаторам и снизили платежи. Однако далеко не все владельцы торговых центров пошли на такие меры, и понятно почему. Доходы от аренды – их основная прибыль, в перечень пострадавших отраслей они не вошли, при этом налоговые и кредитные обязательства для них никто не отменял. Поэтому мы и предложили ряд мер по стимулированию собственников коммерческой недвижимости.

В конце мая областной Думой был принят соответствующий закон, который предполагал налоговые льготы для арендодателей. Им предлагалось освободить своих арендаторов от арендной платы на II квартал взамен на освобождение от уплаты налога на имущество за этот же период. Большинство владельцев торговых центров с этим не согласились: выпадающие доходы в случае полного освобождения арендаторов от платежей и суммы бюджетной компенсации были несопоставимы. На наш взгляд, арендодателям нужно было предложить более достойную, возможно, «долгоиграющую» альтернативу. Например, интересна практика Ленинградской области: там владельцы коммерческой недвижимости освобождены от налога на имущество на 5 лет, если те, в свою очередь, на период ограничений понизят арендную плату для своих арендаторов не менее чем на 50%.  Однако это сделано не было, вопрос так и «завис» в воздухе, к единому знаменателю власть и бизнес так и не пришли.

Будут ли продлены существующие региональные меры поддержки бизнеса – покажет время и эпидемиологическая ситуация в регионе.

Слайд 7 Теперь несколько слов о последствиях «коронавирусной весны» для бизнеса Ярославской области. В настоящее время мы наблюдаем как увеличившееся с весны число безработных на территории региона, так и сокращение числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 10 октября количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ярославской области составило 48 061. Для сравнения – еще в июле их число равнялось 51 854 субъекта.

Слайд 8 Что касается безработицы. По состоянию на конец марта эта цифра составляла 7,5 тысяч человек, к концу августа число безработных в регионе выросло практически до 31-ой тысячи человек, а по состоянию на 20 октября официально зарегистрированными числится чуть более 25 тысяч безработных – это почти 4% от рабочей силы. Такой резкий спад кривой безработицы можно объяснить тем, что с 1 октября  пособие по безработице вернулось к «доковидному» уровню, а вовсе не тем, что все эти люди нашли себе работу. Не секрет, что многие граждане вставали на биржу лишь для того, чтобы получать максимальное пособие в размере 12 130 рублей, а с отменой этой меры поддержки резко снизилось и число «соискателей».

Слайд 9 Коллеги, проблем, которые продолжает испытывать бизнес, гораздо больше. Ежегодно проводимое на территории Ярославской области межрегиональное совещание Уполномоченных как раз направлено на выявление системных, «хронических» трудностей в деятельности предпринимателей. В этом году, несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, мы провели VIII Межрегиональное совещание бизнес-омбудсменов – оно прошло в Ярославле 30-31 июля. Его участниками в очном формате стали 46 субъектов РФ, остальные регионы и муниципальные образования Ярославской области присоединились к нам посредством видеоконференцсвязи. Практически в нашем форуме участвовала вся страна.

Основной темой совещания стало самочувствие бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Мы обратили внимание властей всех уровней на то, что ряд проблем предпринимателей, решением которых государство озаботилось только сейчас, т.е. в условиях кризиса, требовали пристального внимания намного раньше. Это вопросы тарифной политики, кадастровых отношений, льготного кредитования, снижения административного давления на бизнес, необходимости преобразования налоговых режимов. И то, что власти всех уровней обеспокоились самочувствием малого бизнеса лишь тогда, когда некоторые предприниматели уже преодолели точку невозврата, очень печально. Безусловно, те меры, которые были предложены бизнесу государством – льготное кредитование, прямые безвозмездные субсидии, освобождение от налогов – это благо, и многие предприниматели ими воспользовались. Но сколько тех, кто по ряду причин не смогли это сделать?

Слайд 10 Поэтому главное, на чем настаивает наш институт, — и мы внесли данное требование в резолюцию по итогам совещания — основным условием спасения бизнеса остается сохранение существующих мер господдержки и продление их как минимум на 3 года. При этом мы настаиваем, что условия предоставления этих мер должны быть смягчены, чтобы они стали доступны для как можно большего числа субъектов МСП. Только так мы сможем восполнить утраченные экономические ресурсы страны и восстановить численность предпринимателей до докризисных цифр.

Еще одно консолидированное мнение бизнес-сообщества – необходимость продления режима ЕНВД. Мы настаиваем на том, что этот режим должен быть продлен на 2021-2024 годы.

Также в резолюцию вошел ряд предложений бизнес-сообщества в сферах налогообложения, государственной кадастровой оценки, тарифного регулирования, организации торговли, уголовного преследования предпринимателей и других. Все они направлены федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову, Председателю Правительства Михаилу Мишустину и в Государственную Думу РФ.

Коллеги, хочу еще раз обратить ваше внимание на ситуацию с ЕНВД. Еще в начале августа ряд сенаторов и депутатов внесли на рассмотрение проект закона о продлении этого налогового режима на 2021-2024 гг. Сейчас законопроект проходит первое чтение. К проекту закона уже имеются два заключения правового управления Госдумы и Счетной палаты РФ, которыми эти инициативы не поддерживаются. Однако предстоящая отмена ЕНВД всколыхнула многие регионы. В частности, подобный законопроект недавно был внесен заксобранием Ленинградской области.

В том случае, если ЕНВД все-таки не будет продлен, институт бизнес-омбудсменов направил предложения по преобразованию иных налоговых режимов  с целью безболезненного перехода на них с ЕНВД. Мной также было направлено мотивированное предложение по изменению  налогового законодательства в областную Думу и Правительство области, которое предполагает целый комплекс мер по преобразованию существующих налоговых режимов. И сейчас мы наглядно продемонстрируем, какая ситуация по налоговым режимам на сегодняшний день, и что конкретно мы предлагаем.

 Слайд 11  Обратите, пожалуйста, внимание. На этом слайде в виде таблицы отражены основные критерии налоговых спецрежимов, существующих на сегодняшний день (показываем таблицу).

На следующих слайдах – наши основные предложения по преобразованию спецрежимов в случае отмены ЕНВД, я озвучу лишь основные.

Слайд 12  Итак, основные предложения по преобразованию УСН (упрощенки):

— установить налоговую ставку по базе «доходы» не более 3%, по базе «доходы минус расходы» не более 7,5% на переходный период (для предпринимателей, перешедших с ЕНВД на упрощенку);

— увеличить со 100 до 150 человек предельный размер численности работников, позволяющих применять УСН;

— увеличить разрешенный годовой доход при применении УСН до 300 млн рублей;

Слайд 13 Что касается патента (ПСН), здесь мы предлагаем:

— ИП, применявшие ЕНВД, могут перейти как на патент, так и на упрощенку;

— увеличить максимально возможную среднюю численность наемных работников с 15 до 100 человек;

— увеличить лимит по сумме полученного дохода в 2 раза, до 120 млн рублей;

Слайд 14 В части изменений в режим НПД (налог на профессиональный доход, самозанятые):

— предоставить право субъектам РФ снижать ставку НПД до 2% при расчетах с физлицами, 3% — с юрлицами и ИП;

— установить расчет предельного дохода, учитываемого при определении налоговой базы, исходя из МРОТ в субъекте РФ (не более 200 МРОТ) с учетом всех надбавок («северные» и т.д.).

Слайд 15 На последнем слайде – итоговая таблица с учетом наших предложений, если они будут поддержаны властными структурами на региональном и федеральном уровнях. Режим ЕНВД здесь приведен в пример для сравнения. Отдельные наши предложения уже приняты к рассмотрению Госдумой, законопроект направлен Президенту, в Совет Федерации, Правительство и комитеты Думы для обсуждения.

Кроме того, в настоящее время Правительством области ведется активная проработка законопроекта, который предполагает внесение изменений в региональный закон о патенте. Совместно с Правительством мы активно обсуждаем предлагаемые изменения, подготовлены замечания, которые касаются исключения из законопроекта положений, способствующих резкому росту налоговой нагрузки.

Также для ряда предпринимателей очень актуальной является тема уплаты страховых взносов. Еще в декабре прошлого года мной в адрес Ярославской областной Думы было направлено мотивированное предложение о внесении изменений в законодательство, согласно которому предлагалось проиндексировать величину дохода плательщиков страховых взносов с 300 000 до 440 000 рублей. Депутатами областной Думы наши предложения были поддержаны и направлены в адрес Государственной Думы РФ. 20 октября проект закона был внесен на рассмотрение Госдумы, однако на него уже есть отрицательное заключение Правительства. В связи с возникновением выпадающих доходов у Пенсионного Фонда России законопроект не поддержан.

Теперь позвольте несколько слов о контрольно-надзорной деятельности, о чем мы говорим уже не первый год. Положительные тенденции, которые произошли в этой сфере (я имею ввиду уменьшение количества плановых проверок), нивелируются возрастающим количеством внеплановых проверок и суммами взыскиваемых штрафов, а также появлением новых видов надзора.

Слайд 16 Данный факт полностью подтверждает исследование «Административное давление-2020», проведенное аппаратом федерального  бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Борис Юрьевич отмечает, что в целом по России с 2010 года официальное число плановых проверок снизилось в 4 раза, внеплановых – в 2 раза. Однако по мере снижения числа проверок  число дел об административных правонарушениях не сокращается. Большинство ведомств не раскрывают информацию о других формах контрольно-надзорной деятельности, количество которых продолжает расти. Например, по данным Росалкогольрегулирования, 94% «проверочных» мероприятий, проведенных ведомством в 2019 году, прошли в форме административных расследований. Растет и ответственность предпринимателей за нарушения.

В прошлом году к административной ответственности было привлечено каждое 4-е юридической лицо из ныне действующих, общий размер административных штрафов, по данным Росстата, превысил 240 млрд рублей.

Теперь о нашем регионе. Ярославская область значительно улучшила свои показатели по административному давлению на бизнес, поднявшись с 40 на 23 место.

Слайд 17 Однако, несмотря на позитивную тенденцию, регион отмечен и в негативном плане. По итогам 2019 года он вошел в топ-5 по сумме наложенных штрафов на управляющие организации – 104 млн рублей. Количество проведенных проверок на одну проверенную управляющую организацию составило 44,6 (!!!) — по данному показателю Ярославскую область «обошли» лишь Курганская, Магаданская и Липецкая.

Слайд 18 Коллеги, это основные аспекты нашей работы в 2020 году. Жизнь идет своим чередом, и мы продолжаем работу с текущими обращениями предпринимателей по другим вопросам, участвуем в судах. С приходом осени мы прогнозируем рост беспокойства предпринимателей по вопросам обязательной маркировки товаров. Напомню: с 1 октября маркировка стала обязательной для парфюмерии и фотоаппаратов, с 1 ноября для шин и покрышек, а с 1 января 2021 года будет запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности. Буквально на днях в наш адрес поступили коллективные обращения от аптечных сетей Ярославля – аптекари просят на законодательном уровне продлить сроки обязательной маркировки лекарств в силу неполной технической готовности системы.

Также мы не закрыли тему тарифов за вывоз мусора и обращение с твердыми коммунальными отходами. Вопрос, инициированный предпринимателями Углича и Переславля, остается у нас на контроле. К сожалению, от Ярославской областной Думы ответа на наши предложения мы не дождались, будем настаивать на продолжении диалога.

Друзья, сейчас все мы с тревогой наблюдаем всплеск коронавируса и ждем, что будет дальше. Сложно сказать, вторая ли это волна ковида или все еще первая, но факт в том, что регионы в ней захлебнулись. Что будет дальше, какие нас ждут ограничения, как это отразится на деятельности малого и среднего бизнеса – точно спрогнозировать сложно. Мы держим руку на пульсе, постоянно мониторим ситуацию и в случае необходимости готовы поднять вопрос о новых мерах поддержки (или продлении существующих). Вторую волну пандемии без поддержки от государства бизнес не переживет – это сегодня понимают абсолютно все.

Слайд 19 И в заключение еще одно небольшое объявление. Я рад сообщить, что в Ярославской области открылся офис Центрального окружного отделения Арбитражного центра  при Российском союзе промышленников и предпринимателей. Арбитражный центр при РСПП является самостоятельным учреждением, осуществляющим функции третейского разбирательства. В списке арбитров нашего региона – адвокаты, с которыми наш аппарат Уполномоченного тесно сотрудничает уже не первый год, ученые, независимые эксперты и судьи в отставке.

На прошлой неделе мы подписали с ярославским офисом соглашение о сотрудничестве, и сегодня в этом зале присутствуют его представители – это руководитель офиса, президент Ярославской областной коллегии адвокатов «Академия правовой защиты» Галина Евгеньевна Старостина и председатель областной коллегии арбитров, адвокат Марина Лисина. Ранее мы подписали аналогичное соглашение с Адвокатской палатой Ярославской области, что позволило нам активизировать процессы по правовой защите предпринимателей, особенно в сфере уголовного преследования, а также создать новую площадку для выработки предложений по изменению законодательства. В настоящее время эти предложения находятся на рассмотрении в областной Думе, очень надеемся, что они будут поддержаны.

Я с большим удовольствием передаю слово Галина Евгеньевне, она вкратце расскажет о том, чем Арбитражный центр может быть полезен бизнесу.

Слайд 20 А я благодарю всех за внимание и после выступления Галины Евгеньевны готов ответить на вопросы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ