Уважаемые коллеги, добрый день!

Заставка  Хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли время собраться и заслушать отчет по итогам моей работы в качестве Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В этом году институт уполномоченных празднует  юбилей – 10 лет своего существования. Для кого-то это незначительная цифра, но для меня, как для человека, стоящего у его истоков в Ярославской области, эта дата — повод для гордости.

26 ноября 2022 года исполнилось 10 лет, как я являюсь Уполномоченным по защите прав предпринимателей. Сначала я занимался этой работой на общественных началах, а с 4 июля 2013 года официально являюсь Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ярославской области. И за минувшие 10 лет мне есть, о чем рассказать и чем поделиться с вами.

Очень коротко основные вехи развития института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Слайд 2 В 2013 году при поддержке Губернатора, Ярославской областной Думы, Правительства области была сформирована система института регионального Уполномоченного, необходимая для его успешного функционирования. Был создан аппарат Уполномоченного, являющийся государственным органом и обладающий правами юридического лица.  За все время своего становления структура аппарата фундаментально оставалась неизменной, однако трансформировалась под существующие запросы предпринимателей.

Нормативную основу деятельности Уполномоченного вы можете видеть на слайде. Это Федеральный закон №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей» и наш региональный закон N 25-з «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области». Плюс иные законы и нормативные акты, в которых закреплены отдельные полномочия федерального и регионального бизнес-омбудсменов.

Слайд 3 На следующем слайде – опять же вкратце об основных полномочиях нашего института: они касаются сфер судебной защиты, уголовного судопроизводства, законотворчества, участия в проверках и других направлениях деятельности. Стоит отметить, что за последние годы мы наблюдаем тенденцию к увеличению способов защиты прав бизнеса. Например, право Уполномоченного самостоятельно обращаться с жалобой в Конституционный суд, а также возможность представлять предпринимателя в делах об административных правонарушениях в качестве защитника появились совсем недавно.

Слайд 4 Далее. Структура института регионального Уполномоченного. Мы обеспечили широкое развитие общественных институтов поддержки бизнеса. Как видите, помимо государственного органа, которым является аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей, в нашу команду входит 31 общественный помощник. Все общественные помощники работают по территориальному и по отраслевому принципу.

Помимо штата общественных помощников, в Ярославской области функционирует общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Здесь предпринимателям также оказывают необходимую консультационную поддержку, помогают оформить обращение в адрес Уполномоченного, а при необходимости — составить процессуальный документ.

Для решения наиболее резонансных и системных проблем бизнеса создан общественный экспертный совет при Уполномоченном. По вопросам административного и уголовного преследования предпринимателей работает малый общественный экспертный совет, куда входят ведущие юристы и адвокаты. Его работа стала возможной благодаря подписанному в 2018 году соглашению между Уполномоченным и Адвокатской палатой Ярославской области. Всего же соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с госорганами и организациями подписано 46.

И, наконец, для решения точечных вопросов по конкретным спорам, а также для подготовки правовых заключений нами заключены соглашения с профессиональными юристами на условиях pro bono.

Таким образом, можно почти с уверенностью констатировать, что благодаря имеющимся ресурсам ни одна проблема бизнеса не останется без должного внимания и получит объективную оценку.

Перейдем к показателям нашей деятельности, тем более, что рассмотрение жалоб предпринимателей – одна из главных наших компетенций.

Слайд 5 За 10 лет работы в наш аппарат поступило 6 530 обращений. Соотношение устных и письменных обращений – примерно 50 на 50. Общее количество заявителей составило более 12 000.

Также за минувшее 10-летие по 114 обращениям принято участие в судебной защите. Количество судебных заседаний, в которых принимали участие я или юристы нашего аппарата, составило 228. В 50% случаев права заявителей были полностью или частично восстановлены.

Слайд 6 На слайде вы можете видеть те сферы деятельности, в которых возникало наибольшее количество нарушений прав бизнеса. На первом месте – обращения, затрагивающие вопросы имущественных и земельных отношений. Далее идет область государственных и муниципальных закупок. За ними следует сфера ЖКХ, монополий и тарифного регулирования. Это самые распространенные сферы. Но немало обращений по налогам, контрольно-надзорной деятельности, уголовному преследованию.

Слайд 7 Следующее направление нашей работы – оценка регулирующего воздействия. Эту работу мы считаем не менее важной, чем работу с обращениями предпринимателей. Она позволяет пресечь введение избыточных обязанностей, запретов и финансовых затрат для бизнеса еще на стадии разработки нормативного правового акта. К слову, Ярославская область – один из немногих регионов, где Уполномоченный является обязательным «звеном» при принятии региональных и муниципальных нормативных актов, содержащих в себе новые или изменяющих уже существующие требования для бизнеса.

Объем документации, который в последнее время приходится рассматривать нашим специалистам, колоссальный. Цифры говорят сами за себя: юристами аппарата подготовлено около полутора тысяч заключений на проекты нормативных актов. Из данного объема 412 заключений содержали в себе замечания различного характера, более 65% из них были признаны разработчиками обоснованными и учтены. К сожалению, оценить экономический эффект от проводимой работы –сколько мы сэкономили денег бизнесу – затруднительно. Однако с учетом того, что большинство нормативных актов действуют годами, можно с уверенностью сказать, что речь идет о миллионах рублей.

Слайд 8 Еще один блок – подготовка законодательных инициатив в органы власти. Многолетний опыт показывает, что зачастую проблемы предпринимателей кроются в нормативных актах, регулирующих ту или иную отрасль. И пока не будут внесены изменения в законодательство, решить их не представляется возможным. Поэтому, установив факт избыточного регулирования, мы обращаемся в органы власти, которые уполномочены принимать решения по изменению нормативных актов. Такую работу мы проводим на постоянной основе и вносим предложения как на уровне местных органов власти, так региональных и даже федеральных.

Выход на федеральный уровень нам обеспечивает работа такой общепризнанной экспертной площадки, как ежегодное межрегиональное совещание Уполномоченных, которое проводится в Ярославле, а также взаимодействие с крупнейшими бизнес-объединениями – «ОПОРОЙ РОССИИ», «Деловой Россией», ТПП и РСПП.

Свои инициативы мы формулируем преимущественно в виде мотивированных предложений. За 10 лет работы было подготовлено и направлено на рассмотрение более 70 мотивированных предложений о внесении изменений в правовые акты.

Чего мы достигли:

— в регионе были дифференцированы ставки по упрощенной системе налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установлены  новые налоговые льготы;

— оптимизированы условия применения патентной системы налогообложения;

— устранены избыточные ограничения на реализацию предпринимателями отдельных видов продукции;

— внесены изменения в областной закон об административных правонарушениях – уточнены их составы и скорректированы штрафы;

— сняты избыточные требования по платежам за негативное воздействие на окружающую среду;

— сформирована законодательная база по вопросам размещения нестационарных торговых объектов, которая позволила сохранить большинство объектов бизнеса;

— введен и получил свое развитие институт оценки регулирующего воздействия на региональном и муниципальном уровне.

Слайд 9 Но это заслуга не только нашего аппарата. Все эти результаты были бы невозможны без тесного сотрудничества с Правительством Ярославской области, депутатами областной Думы, муниципальными органами власти,  бизнес-объединениями, Координационными советами по МСП на местах, контрольно-надзорными органами. Особенно ярко это проявилось в ковидный период. Наша коллективная работа помогла решить ряд проблем предпринимателей и сохранить их бизнес.

Многие из тех, с кем мы сотрудничали все эти годы, кто помогал нам, присутствуют сегодня здесь. В целях экономии времени я не буду перечислять всех поименно, поэтому просто скажу всем вам, коллеги, большое спасибо за помощь,  поддержку и совместную работу.

Слайд 10 Безусловно, за каждым обращением стоят конкретные люди, конкретные проблемы, а подчас на карту поставлено и существование бизнеса. За минувшее десятилетие у нас сформировалось целое портфолио успешных кейсов. Я упомяну лишь о наиболее резонансных обращениях, которые на слуху у многих жителей области и нашли отражение в СМИ.

В сфере имущественных и земельных отношений самой значимой нашей победой я считаю помощь предпринимателям Ярославля в оспаривании правил благоустройства. Тогда мы вместе с бизнесом несколько лет судились с мэрией Ярославля и дошли до Конституционного суда, который поставил точку и снял абсолютный запрет на размещение НТО на земельных участках, находящихся в частной собственности.

Еще одна весомая победа, на мой взгляд, — это оспаривание Постановления Правительства Ярославской области, которым в 30 раз была повышена сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решением Верховного суда спорный документ был отменен, в результате чего предпринимателям Ярославской области удалось возместить ущерб в сумме, приближающейся к 1 млрд рублей.

Жалобы предпринимателей на нарушение их прав в сфере государственных и муниципальных закупок все эти годы были в топе проблем бизнеса.  Мы рассмотрели порядка 115 письменных обращений по вопросам несвоевременной оплаты по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Общая сумма задолженности, с которой к нам обратились заявители, превысила 235 млн рублей. Для малого бизнеса и микробизнеса это большие деньги. Тесное взаимодействие с заказчиками и органами прокуратуры позволили нам добиться возврата денежных средств. Эффективность таких шагов превысила 90%. Я в этом плане очень благодарен органам прокуратуры за совместную работу.

Уголовное преследование бизнеса. К сожалению, в последние годы эта тема лишь набирает обороты. Из наиболее резонансных случаев упомяну всем известную историю экс-президента ЯрТПП Павла Александровича Кузнецова, которому с нашей помощью содержание под стражей было заменено на домашний арест. Напомню, в отношении его было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ по факту нецелевого использования субсидий. Нам удалось добиться успеха не только в вопросах избрания меры пресечения. Вместе с ним мы прошли путь до Верховного суда. В результате мы сохранили производство крупнейшего предприятия Рыбинского района, более сотни рабочих мест, а Павел Александрович остался во главе предприятия.

Еще одна резонансная история связана с экс-депутатом областной Думы, генеральным директором строительной компании из Углича Юрием Алексеевичем Пучковым, которого обвинили в хищении бюджетных средств в особо крупном размере при строительстве моста. Ему поставили в вину, что якобы во время строительства его компания не делала объездную дорогу и не возводила временного моста. Фотографии дороги и временного моста Пучков неоднократно предъявлял в ходе судебного процесса. К сожалению, судом эти доказательства приняты не были.

Все это время мы били во все колокола, обращались к федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову и в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Нас радует, что на сегодняшний день судимость с Юрия Пучкова снята, а его предприятие успешно работает.

Коллеги, это лишь малая толика наших успешных кейсов, немало положительных примеров в сфере контрольно-надзорной деятельности, налогообложения. Часть наших историй успеха мы постарались отразить на слайде.

Слайд 11 Но говорить о достижениях, умалчивая о том, что по ряду причин сделать не удалось, не совсем справедливо. Поэтому я хотел бы упомянуть о наиболее резонансных проблемах, которые, несмотря на все наши усилия, остаются нерешенными.

  1. Тарифы на электроэнергию. Впервые эту тему мы озвучили еще в 2013 году. И с тех пор ежегодно обсуждаем эти вопросы на Межрегиональных совещаниях уполномоченных. Подготовлена масса аналитических справок, которые направлялись в правительственные структуры. Правительство РФ признало имеющуюся проблему и высокую долю перекрестного субсидирования, создана специальная комиссия под руководством вице-премьера Андрея Белоусова, но никаких решений, которые кардинально бы повлияли на ситуацию, так и не принято.

В конце 2022 года заявила о себе и проблема с систематическими отключениями электроэнергии на территории Ярославского района – на это жалуются предприниматели Кузнечихи и Красных Ткачей. Отключения участились с июля прошлого года. Энергетики о них не предупреждают. Безусловно, это негативно сказывается на деятельности предпринимателей и приводит к убыткам. Страдают и местные жители. Существующие нормативы по восстановления электроснабжения не устраивают ни жителей, ни предпринимателей. Предприниматели отмечают, что обратной связи с энергетиками у них вообще нет.

Мы трижды обсуждали этот вопрос на разных совещаниях, в том числе и с участием депутатов областной Думы, но никаких конкретных шагов по решению проблемы в настоящее время не предпринято. Администрации района и сельских поселений ссылаются на то, что информацию о предстоящих отключениях размещают на своих сайтах, предлагая бизнесу их постоянно мониторить. Они признают изношенность оборудования и констатируют, что в ближайшее время проблему решить вряд ли удастся. Представители МРСК Центра на последнее наше совещание не пришли, они избегают переговоров на эту тему.

Хочу обратить ваше внимание, что эта проблема является существенной не только для предпринимателей Ярославского района, но и для других муниципальных образований. Поэтому я прошу присутствующих здесь моих коллег-депутатов областной Думы взять этот вопрос на контроль и провести в Думе совещание с участием всех заинтересованных сторон.  Нельзя оставлять людей один на один с этой проблемой.

  1. Перевозки общественным транспортом на территории Ярославля. Несмотря на многочисленные встречи, письма и совещания, наши просьбы «не рубить с плеча» в мэрии г. Ярославля не были услышаны. Нам так и не удалось добиться, чтобы власть гармонично вписала местных предпринимателей в транспортную реформу. В результате таких действий прекратили свое существование ряд перевозчиков легковых и маршрутных такси. Сейчас на этом рынке задействованы лишь единицы местных перевозчиков.

23 января на сайте госзакупок были размещены уведомления о том, что начинается поиск перевозчиков на городские и межмуниципальные автобусы. Предполагается, что это будут миллиардные контракты на 7 лет. Те требования, которые прописаны в конкурсной документации к транспорту, для абсолютного большинства местных предпринимателей трудновыполнимы. Тем более, что многие из них еще в бытность мэром Владимира Слепцова взяли в лизинг современные автобусы в надежде остаться на рынке перевозок. Кто-то до сих пор не рассчитался с долгами, а в итоге все равно остались не у дел.

Естественно, такое положение нас не устраивает, и мы всемерно будем им содействовать в решении заявленных проблем. В ходе своего отчета перед Губернатором области я обязательно подниму этот вопрос и озвучу все предложения предпринимателей, работающих в этой отрасли. Очень надеюсь, что мнение бизнеса, как это было в предыдущие годы, будет услышано.

  1. Еще одна системная проблема всероссийского масштаба связана с содержанием и эксплуатацией объектов дорожного сервиса на трассе «Холмогоры». Ситуация пока не решена, несмотря на серию проведенных переговоров с участием Правительства области и владельца автомобильной дороги М-8 — «Упрдор «Холмогоры».

Благодаря поддержке Правительства области и областной Думы нам удалось достигнуть  соглашения с Упрдором о приостановке мер по ограничению доступа к объектам дорожного сервиса на период с мая по декабрь 2022 года. Но по мере приближения 2023 года стало ясно, что свои обязательства по обустройству примыканий собственники выполнить в ближайшее время не смогут. Причина в неподъемных для малого бизнеса финансовых затратах, которые составляют от 4 до 25 миллионов рублей.

Единственным выходом из ситуации нам видится внесение изменений в действующее законодательство, где на сегодняшний день четко прописана обязанность собственников объектов обустроить и содержать примыкающий к ним участок трассы за свой счет. Наша задача – освободить или хотя бы облегчить бизнесу это бремя. Итогом работы с облдумой и Правительством стало принятое постановление о направлении в Госдуму в качестве законодательной инициативы соответствующего законопроекта. Я уполномочен представлять нашу позицию при рассмотрении документа в Москве. Очень надеюсь, что позиция Ярославской области будет услышана.

  1. Адвокатским сообществом региона совместно с нашим аппаратом в адрес Ярославской областной Думы были направлены предложения по либерализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства по «предпринимательским» статьям. Цель – повысить эффективность защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования. К сожалению, ни одно из наших предложений не было реализовано на федеральном уровне. Именно на это я акцентировал внимание руководства федеральной «ОПОРЫ» и «Деловой России» в ходе консультаций перед этим отчетом. Считаю эту работу одним из приоритетных направлений деятельности института уполномоченных в будущем: коллеги в регионах эту позицию разделяют.
  2. Ограничение хозяйственной деятельности на территории особо охраняемых природных территорий. Здесь обращают на себя внимание длительная процедура согласования, ограничения в эксплуатации имущества, затраты на проведение экологической экспертизы. Такая ситуация характерна для Переславля (национальный парк «Плещеево озеро») и Гаврилов-Яма (природный заказник «Узел слияния рек Лахости и Которосли»), где согласования идут годами.
  3. А теперь о проблемах во взаимоотношениях власти и бизнеса, особенно на муниципальном уровне. К сожалению, как отмечают предприниматели, с приходом любой новой команды появляются новые требования, пересматриваются ранее достигнутые договоренности, отменяются уже принятые решения. Особенно это касается земельных и имущественных отношений. Предпринимателям открытым текстом говорят «кто вам обещал, с того и спрашивайте».

Юристы аппарата уполномоченного отмечают, что в последние годы представители власти стали чаще судиться с бизнесом, даже не делая попыток урегулировать конфликт путем переговоров. Что в конечном итоге приводит к трате времени, бюджетных денег и средств предпринимателей.

В последнее время мы очень часто наблюдаем ситуации, когда чиновники сознательно идут в суды высшей инстанции, при этом они прекрасно понимают, что судебная практика складывается не в их пользу.  К примеру, в Рыбинске администрация упорно судится с предпринимателем из-за объекта недвижимости, не принадлежащего городу.

Еще одна больная тема для нас — низкое качество подготовки чиновниками техзаданий по государственным и муниципальным контрактам. Опять же это ведет к конфликтам, дополнительным затратам и судам.

Уважаемые коллеги! Как я уже сказал ранее, все эти вопросы мы ежегодно обсуждаем на Межрегиональных совещаниях уполномоченных, где принимаются коллективные решения в интересах российского бизнеса. В прошлом году участниками совещания стали 60 субъектов РФ.

Слайд 12 И очень коротко об организационной и информационной работе с бизнес-сообществом. Речь идет об обучающих мероприятиях для бизнеса (на местах и по ВКС), мониторинге административного давления, проведении социологических исследований бизнес-климата на территории региона.  В качестве средств коммуникации работают интернет-приемная, официальный сайт Уполномоченного, активно ведутся аккаунты в соцсетях. Ежегодно мы являемся соорганизаторами Всероссийского турслета предпринимателей «Содружество». С нашей помощью в период ковида организовывались благотворительные акции в помощь врачам, а общественные помощники и сейчас осуществляют сбор и отправку гуманитарной помощи нашим бойцам в зону СВО.

Коллеги, 2 февраля Ярославская областная Дума начала сбор предложений  по кандидатурам на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области на срок полномочий с 2023 по 2028 годы. Я хочу заявиться на этот конкурс. Депутаты областной Думы в полном составе выдвигают мою кандидатуру на эту должность, о чем есть соответствующий документ. Прошу вас поддержать меня. Считаю, что сформированная мной правозащитная структура имеет все ресурсы для того, чтобы продолжать деятельность, не сбавляя обороты.

Слайд 13 Приоритетными для себя задачами на ближайшие 5 лет я вижу:

  1. Совершенствование законодательства с целью обеспечить защиту прав предпринимателей в сфере уголовного преследования и гражданско-правовых отношений.
  2. Просветительская работа. Практика показывает, что многие предприниматели неудовлетворительно знают законодательство, свои права и обязанности.
  3. В 2023 год мы вступили с новым федеральным законом о контроле и надзоре. Аппарат Уполномоченного будет мониторить ситуацию, следить, как основные положения закона будут реализовываться на практике. При необходимости совместно с органами прокуратуры будем вносить определенные корректировки, в том числе, в законодательство.
  4. Налогообложение, особенно в сфере имущественных и земельных налогов. Федеральная «ОПОРА» уже обратила внимание властных структур всех уровней на эту проблему. Мы совместно с бизнес-объединениями и депутатами областной Думы активно ведем работу в этом направлении, намерены делать это и впредь.
  5. И последняя тема – СВО и возникающие в связи с этим сложности у предпринимателей. Все процессы будем отслеживать и незамедлительно помогать тем, кому потребуется наша помощь.

Коллеги, в своем выступлении я сделал акцент лишь на основных проблемах, которые волнуют бизнес-сообщество.  Сами понимаете, за отведенное время детально рассказать о работе за 10 лет невозможно. Поэтому я готов ответить на ваши вопросы, выслушать комментарии или критические замечания. В случае, если моя работа будет оценена вами положительно, буду признателен, если вы поддержите мое выдвижение на должность Уполномоченного на новый срок полномочий.

Слайд 14 Благодарю за внимание!

Презентация по итогам 10 лет