Уважаемые коллеги!

Заставка  Благодарю вас за предоставленную возможность выступить с докладом по итогам работы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области в 2020 году. Подробную информацию я ранее изложил в ходе своего отчета на заседании профильного комитета областной Думы, поэтому сегодня я очень коротко расскажу об основных аспектах нашей деятельности в прошлом году.

Слайд 2  Общее количество обращений в наш аппарат составило 1110, что на 53% выше показателя 2019 года. Это письменные и устные обращения,  а также проекты нормативных правовых актов, поступивших в аппарат на оценку регулирующего воздействия.  

Слайд 3 Количество заявителей, обратившихся в адрес бизнес-омбудсмена, — 1740. Из них на первом месте по численности  находятся индивидуальные предприниматели, на втором – организации и юридические лица, на третьем – местные органы власти. Замыкают список физические лица, органы  исполнительной власти и государственные органы, а также общественные объединения предпринимателей.

Слайд 4  Теперь предлагаю перейти непосредственно к теме моего доклада, а именно к ключевым проблемам бизнеса-2020.

Лидерство среди них сохраняет тройка проблем. Это последствия для бизнеса пандемии covid-19 и проблемы с получением мер господдержки, земельные и арендные отношения, а также проблемы предпринимателей в области государственных и муниципальных закупок. Также к ключевым проблемам мы добавили еще две, не менее актуальные, — это проблемы предпринимателей в сфере налогообложения и уголовного преследования. Вкратце о каждой.

Слайд 5 Сovid-19 и проблемы с получением мер господдержки. Первое место по количеству жалоб, поступивших к нам в 2020 году, — 41% от общего числа.

Перечень наиболее востребованных мер поддержки вы можете видеть сейчас на слайде. Вместе с тем, на основании анализа обращений в наш аппарат мы выявили проблемы, затрудняющие их получение. В зависимости от уровня принимаемых решений их можно условно разделить на федеральные, региональные и местные проблемы.

Слайд 6  К ним относятся:

— неэффективность принципа оказания поддержки в зависимости от ОКВЭДа;

— большое количество отказов в предоставлении мер поддержки по формальным основаниям;

— отсутствие регионального перечня субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в поддержке;

— дефицит бюджетных средств и ряд других.

Слайд  7 В свете того, что бизнесу, а особенно отраслям, признанным наиболее пострадавшими от пандемии коронавируса,  требуется время на восстановление, считаю необходимым продлить меры региональной и муниципальной поддержки субъектам МСП, включенным Постановлением Правительства РФ  № 434 в перечень пострадавших отраслей. Речь идет, в первую очередь, о продлении мер налоговой поддержки, таких как освобождение от транспортного налога, налога на имущество, льготные условия налогообложения на патенте и УСН.

Слайд 8 Проблемы в сфере имущественных и земельных отношений, размещения НТО. Второе место по количеству жалоб или 13% от всех обращений.

Основные темы поступивших к нам обращений вы можете видеть сейчас на слайде. Добавлю, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости вследствие проведенной в 2019 году кадастровой оценки уже второй год продолжает оставаться одной из наиболее актуальных для бизнеса проблем.

Сейчас работает комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в состав которой входит и представитель аппарата Уполномоченного. В 2020-ом было рассмотрено 175 заявлений предпринимателей, 92 заявления были удовлетворены, корректировка кадастровой стоимости произведена.

В связи с этим мы предлагаем пересмотреть ставки налога на имущество и земельного налога с учетом их экономического обоснования в свете изменившейся кадастровой стоимости.

Слайд 9  Особо хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на тему НТО. Количество обращений по этому вопросу к нам не снижается. Предприниматели жалуются на то, что ранее достигнутые договоренности с муниципальными органами власти нарушаются. И здесь в очередной раз встает вопрос об отсутствии преемственности власти. При достаточно обременительных для бизнеса условиях заключенных договоров на право размещения НТО имеют место факты одностороннего их расторжения со стороны органов местного самоуправления под любым предлогом, иногда не являющимся существенным проступком со стороны предпринимателя.

Мы не единственный регион России, для которого актуальна эта проблема. Поэтому в ходе выступления на съезде лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» в Новокузнецке я обратил внимание президента организации Александра Калинина на то, что в последние годы данная отрасль предпринимательской деятельности стала наиболее коррупционной, а игра в ней по сути ведется не по правилам. Нивелировать ситуацию могло бы принятие законопроекта о совершенствовании правового регулирования нестационарной и развозной торговли, который был внесен  в Госдуму в декабре 2018 года. Данную позицию Александр Калинин поддержал и обратился к Президенту РФ с просьбой ускорить принятие закона о регулировании нестационарной и развозной торговли. Кроме того, «ОПОРОЙ РОССИИ» в адрес Совета Федерации  было направлено письмо с предложением принять данный закон с учетом замечаний и снять ограничения по торговле отдельными видами товаров на малых площадях, учитывая внедрение маркировки продукции. Очень надеюсь, что закон, который уже два года находится в процессе обсуждения, наконец-то будет принят.

Предложения в данной сфере заключаются в следующем:

  1. Принять областной закон, определяющий единый подход к размещению нестационарных торговых объектов и малоформатной торговли на территории региона.
  2. От имени Ярославской областной Думы обратиться в Государственную думу РФ с ходатайством об ускорении принятия законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли.

Слайд 10 Проблемы в области государственных и муниципальных закупок. Третье место по количеству жалоб или 11% от общего числа обращений в аппарат.

Основные проблемы в этой сфере, с которыми сталкиваются предприниматели, из года в год остаются неизменными. Это задолженность государственных и муниципальных заказчиков по оплате выполненных работ, намеренное затягивание сроков приемки выполненных работ и некачественная подготовка конкурсной документации.

На основании жалоб, поступивших в наш аппарат в прошлом году, сумма неисполненных обязательств перед предпринимателями со стороны государственных и муниципальных заказчиков составила 23,4 млн рублей  (в 2019-ом – 117,5 млн рублей). В результате принятых мер в 2020 году удалось погасить более 70% от общей суммы задолженности перед бизнесом, в то время как в 2019-ом этот показатель составил лишь 56%.

Эти цифры не дают всей полноты картины, но общая тенденция прошлого года внушает оптимизм. По-прежнему есть муниципальные образования, предприниматели которых регулярно обращаются с жалобами на неоплату контрактов.  Мы постоянно работаем по этому вопросу и с Правительством области, и с местными органами власти, плотно сотрудничаем с прокуратурой и следственным комитетом. В 2020 году по итогам этой работы по двум эпизодам неисполнения обязательств со стороны муниципальных заказчиков было возбуждено два уголовных дела по ч. 2 ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».

Слайд 11  Наши предложения:

  1. Обеспечить полное и стабильное финансирование государственных и муниципальных контрактов по исполненным обязательствам бизнеса. Сроки оплаты установлены законодательством о контрактной системе, и их нужно соблюдать.
  2. Увеличить объем закупок у субъектов МСП. Не допускать укрупнения лотов.
  3. Органам местного самоуправления своевременно информировать органы исполнительной власти Ярославской области о проблемах, связанных с отсутствием бюджетных средств для финансирования обязательств по оплате выполненных муниципальных контрактов.

Слайд 12  Четвертая проблема – налогообложение.

Коллеги, вы прекрасно знаете, что 2020 год для большинства предпринимателей стал годом подготовки к глобальным изменениям в налоговом законодательстве в связи с прекращением с 2021 года  действия режима ЕНВД.

Мы один из немногих регионов, где нормативные акты по налогообложению были своевременно приведены в соответствие с изменившимся Налоговым кодексом РФ. В декабре 2020-го в законодательство Ярославской области о патенте и об упрощенной системе налогообложения был внесен ряд изменений. Налоговая нагрузка для бизнеса на патенте была оптимизирована, налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН дифференцированы. Считаю это результатом слаженной работы аппарата Уполномоченного, бизнес-объединений области, Ярославской областной Думы и Правительства региона, а также одним из главных достижений прошлого года. Я благодарен коллегам за слаженную совместную работу в интересах бизнеса региона.

Однако следует поставить вопрос о том, что все эти решения должны действовать как минимум до 2024 года. Мы об этом договаривались в ходе заседаний рабочих групп с Ярославской областной Думой и Правительством области. Предпринимателям, перешедшим с ЕНВД на другие налоговые режимы, требуется время для полноценной адаптации.

Слайд 13  Кроме того, предлагаем:

  1. Предусмотреть в региональном законе по УСН меры поддержки для предпринимателей, которые перешли с ЕНВД на УСН в силу требований по маркировке товаров.
  2. Ставки налога на имущество физических лиц, налоговая база в отношение которых определяется как кадастровая стоимость, не должны превышать 1%. Данное предложение я озвучивал неоднократно, однако реализовано это лишь в Ярославле, Тутаеве и Рыбинске.

Коллеги, более подробно наши инициативы в сфере налогообложения отражены в отчетном докладе и в наших мотивированных предложениях, направленных в адрес Ярославской областной Думы. Предлагаю рассмотреть их в рабочем порядке.

Слайд 14 И, наконец, пятая проблема – это уголовное преследование предпринимателей.

В 2020 году от субъектов предпринимательской  деятельности в адрес Уполномоченного поступило 12 обращений уголовно-правового характера.  

Кроме того по 8 письменным обращениям в 2020 году юристы аппарата приняли участие в судебных заседаниях. По итогам рассмотрения — 2 решения были приняты в пользу предпринимателей. Ряд обращений находится в судебном производстве.

В декабре 2020-го на площадке областной Думы был проведен круглый стол, посвященный обсуждению проблем уголовного преследования бизнеса. По результатам этого круглого стола, а ранее VIII Межрегионального совещания Уполномоченных, участники сформулировали конкретные инициативы. Все они были направлены в адрес Ярославской областной Думы, однако решения по ним до сих пор нет. Хочу акцентировать внимание депутатов, что данные предложения сформулированы на основании практической деятельности адвокатов и Уполномоченных по защите прав предпринимателей со всей страны.

Слайд 15 В свете этого наше главное предложение — поддержать инициативы в данной сфере,  указанные в резолюции VIII Межрегионального совещания Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Прошу направить их в Госдуму РФ для рассмотрения.

Слайд 16  Теперь несколько слов о такой важной теме, как оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

В прошлом году в адрес Уполномоченного поступило 301 обращение в рамках проведения процедуры ОРВ (против 190 в 2019 году). Наиболее проблемными сферами, где было подготовлено  наибольшее количество отрицательных заключений, стали субсидии, возмещение затрат и предоставление имущественной поддержки, транспорт и перевозки, аренда и земельные отношения.

Все недостатки в процедуре проведения ОРВ я изложил в ходе своего отчета на заседании профильного комитета ЯОД, поэтому на них останавливаться не буду. Надеюсь, что они будут устранены в течение 2021 года.

Слайд 17 И напоследок, уважаемые коллеги, чтобы не быть голословным, позволю себе немного статистики и аналитики.

В Ярославской области по состоянию на 10 января 2021 года зарегистрировано 48 673 субъекта малого и среднего предпринимательства, в то время как год назад эта цифра составляла 50 451 субъект. Таким образом, за минувший год количество малых, микро и средних предприятий сократилось на 905 единиц или на 3,7 %, а индивидуальных предпринимателей — на 873 единицы или на 3,4%. Это небольшое падение, поэтому мы смело можем констатировать: массового закрытия бизнеса, как это было в ряде других регионов страны, в Ярославской области не произошло.

Слайд 18 Буквально несколько дней назад в наш аппарат поступили результаты опроса ярославского бизнеса, проведенного в начале февраля этого года федеральным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. С вашего разрешения озвучу несколько основных моментов. Для удобства буду приводить округленные цифры, цифры с точностью до десятых вы можете видеть на слайде.

21% предпринимателей сообщили, что объем выручки снизился более, чем на 30%. У 19% выручка снизилась более, чем на 80%. При этом более половины опрошенных предпринимателей смогли сохранить оплату труда своим сотрудникам на докризисном уровне.

Слайд 19 Главная трудность на сегодняшний день – до сих пор не восстановившийся спрос. На это указали 58% респондентов.

Слайд 20 На вопрос «В каких мерах поддержки больше всего нуждаются компании в вашем регионе?» 71% высказались за снижение налоговой нагрузки, 48% попросили не закрывать бизнес на карантин, а  38% сообщили, что необходимо стимулирование спроса.

Слайд 21 Из тех, кто получал кредит под 2% или прямые дотации с условием сохранения занятости, выполнить принятые на себя обязательства и сохранить персонал смогли около 62% опрошенных. К сожалению, почти треть опрошенных условия не выполнили: вопреки их ожиданиям, обороты бизнеса так и не восстановились.

Слайд 22 На вопрос «Удалось ли вам воспользоваться какими-либо мерами поддержки?» 52% предпринимателей сообщили, что они пытались, но у них не получилось, 28% поддержку получили, около 20% — даже и не пытались.

Слайд 23 На тот факт, что после отмены ЕНВД налоговая нагрузка увеличилась, обратили внимание 68% опрошенных. Лишь 7% отметили, что нагрузка осталась на прежнем уровне. При этом около половины респондентов – 47% — выбрали патентную систему налогообложения.

Коллеги, все эти цифры еще раз подтверждают тезис о том, что говорить о полноценном восстановлении бизнеса преждевременно. Именно поэтому наши предложения о продлении налоговых мер поддержки бизнеса сегодня актуальны, как никогда, если мы хотим этот бизнес сохранить.

В заключение  еще раз подчеркну, что перечень ключевых проблем и конкретные предложения по их решению в полном объеме отражены в моем ежегодном докладе. В очередной раз обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, к коллегам из Правительства Ярославской области, главам муниципалитетов с просьбой ответственно подойти к их рассмотрению.

Слайд 24 Кроме того, снова хочу поднять вопрос активизации и усиления роли общественных объединений предпринимателей в формировании текущей повестки. И здесь, на мой взгляд, лидирующую роль должен играть Координационный совет по малому и среднему предпринимательству Ярославской области. К сожалению, в последние годы работа Координационных советов, за редким исключением в ряде муниципальных образований, стала чисто формальной.

Коллеги, очень надеюсь, что в 2021-ом году наше с вами сотрудничество будет еще более плодотворным, чем в прошлом, а  проблемы, отраженные в докладе, наконец-то найдут решение.

Слайд 25 Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ