Уважаемые коллеги!

Заставка  Две недели назад свой отчетный доклад по итогам работы в 2020 году я представил председателю Ярославской областной Думы Михаилу Васильевичу Боровицкому. По традиции в этом документе аккумулированы основные итоги работы аппарата Уполномоченного в прошлом году, ключевые проблемы, с которыми сталкивается бизнес региона, и пути их решения. В связи с тем, что большинство вопросов, представленных в докладе, мы неоднократно обсуждали в ходе совещаний и рабочих групп на площадке Ярославской областной Думы, я постараюсь быть максимально кратким.

Слайд 2  Общее количество обращений в наш аппарат в прошлом году составило 1110, что на 53% выше показателя 2019 года. Это письменные и устные обращения,  а также проекты нормативных правовых актов, поступивших в аппарат на оценку регулирующего воздействия.

Слайд 3 Количество заявителей, обратившихся в адрес бизнес-омбудсмена, — 1740. Из них на первом месте по численности  находятся индивидуальные предприниматели, на втором – организации и юридические лица, на третьем – местные органы власти. Замыкают список физические лица, органы  исполнительной власти и государственные органы, а также общественные объединения предпринимателей.

Слайд  4 Одной из востребованных компетенций, реализуемых Уполномоченным, является оказание содействия в судебной защите прав предпринимателей. В 2020 году в рамках рассмотрения поступивших обращений юристы нашего аппарата приняли участие в 15 судебных заседаниях в судах различных инстанций по восьми обращениям. По результатам рассмотрения было вынесено два положительных решения в пользу предпринимателей.

Первое – по музейно-гостиничному комплексу «Соляной остров» в поселке Некрасовское: орган прокуратуры требовал от предпринимателя демонтировать здания музея, расположенные в пределах береговой полосы водного объекта. Требования прокуратуры были признаны неправомерными.

Второе — отказ мэрии г. Ярославля в заключении договора на право размещения НТО без проведения торгов признан незаконным, заявление предпринимателя удовлетворено в полном объеме.

Слайд 5  Теперь предлагаю перейти непосредственно к теме моего доклада, а именно к ключевым проблемам бизнеса-2020.

Лидерство среди них сохраняет тройка проблем. Это последствия для бизнеса пандемии covid-19 и проблемы с получением мер господдержки, земельные и арендные отношения, а также проблемы предпринимателей в области государственных и муниципальных закупок. Также к ключевым проблемам мы добавили еще две, не менее актуальные, — это проблемы предпринимателей в сфере налогообложения и уголовного преследования. Вкратце о каждой.

Слайд 6 Сovid-19 и проблемы с получением мер господдержки. Первое место по количеству жалоб, поступивших к нам в 2020 году, — 41% от общего числа.

Перечень наиболее востребованных мер поддержки вы можете видеть сейчас на слайде. Вместе с тем, на основании анализа обращений в наш аппарат мы выявили проблемы, затрудняющие их получение. В зависимости от уровня принимаемых решений их можно условно разделить на федеральные, региональные и местные проблемы.

Слайд 7  К ним относятся:

— неэффективность принципа определения субъектов предпринимательской деятельности, которым оказывается поддержка, в зависимости от ОКВЭДа;

— большое количество отказов в предоставлении мер поддержки по формальным основаниям;

— отсутствие регионального перечня субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в поддержке;

— дефицит бюджетных средств и ряд других.

Слайд  8 В свете того, что бизнесу, а особенно отраслям, признанным наиболее пострадавшими от пандемии коронавируса,  требуется время на восстановление, считаю необходимым продлить меры региональной и муниципальной поддержки субъектам МСП, включенным Постановлением Правительства РФ  № 434 в перечень пострадавших отраслей. Речь идет, в первую очередь, о продлении мер налоговой поддержки, таких как освобождение от транспортного налога, налога на имущество, льготные условия налогообложения на патенте и УСН.

Слайд 9 Проблемы в сфере имущественных и земельных отношений, размещения НТО. Второе место по количеству жалоб или 13% от всех обращений.

Основные темы поступивших к нам обращений вы можете видеть сейчас на слайде. Добавлю, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости вследствие проведенной в 2019 году кадастровой оценки уже второй год продолжает оставаться одной из наиболее актуальных для бизнеса проблем.

Сейчас работает комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в состав которой входит и представитель аппарата Уполномоченного. В 2020-ом было рассмотрено 175 заявлений предпринимателей, 92 заявления были удовлетворены, корректировка кадастровой стоимости произведена.

Особо хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на тему НТО. Количество обращений по этому вопросу к нам не снижается. Предприниматели жалуются на то, что ранее достигнутые договоренности с муниципальными органами власти нарушаются. И здесь в очередной раз встает вопрос об отсутствии преемственности власти и ответственности за решения, принятые предшественниками.  При достаточно обременительных для бизнеса условиях заключенных договоров на право размещения НТО имеют место факты одностороннего их расторжения со стороны органов местного самоуправления под любым предлогом, иногда не являющимся существенным проступком со стороны предпринимателя.

Мы не единственный регион России, для которого актуальна эта проблема. Не скрою, есть регионы, где ситуация в сфере размещения НТО стоит более остро, чем в Ярославской области. Поэтому в ходе выступления на съезде лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» в Новокузнецке я обратил внимание президента организации Александра Калинина на то, что в последние годы данная отрасль предпринимательской деятельности стала наиболее коррупционной, а игра в ней по сути ведется не по правилам. Все это усиливает напряжение в бизнес-среде. Нивелировать ситуацию могло бы принятие законопроекта о совершенствовании правового регулирования нестационарной и развозной торговли. Он был внесен в Госдуму в декабре 2018 года и призван установить общие принципы и правила регулирования нестационарной торговли.

Я благодарен Александру Калинину за то, что он поддержал эту позицию и обратился к Президенту РФ с просьбой ускорить принятие закона о  регулировании нестационарной и развозной торговли. Кроме того,  в адрес председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко «ОПОРОЙ РОССИИ» было направлено письмо, в котором, в частности, предложено принять данный закон учетом замечаний Совета Федерации, снять ограничения по торговле отдельными видами товаров на малых площадях, учитывая внедрение маркировки продукции. Очень надеюсь, что закон, который уже два года находится в процессе обсуждения, наконец-то будет принят.

Слайд 10 Теперь о наших основных предложениях в сфере имущественных и земельных отношений.

  1. Пересмотреть экономически-обоснованные ставки налога на имущество и земельного налога в связи с результатами нового тура государственной кадастровой оценки.
  2. Принять областной закон, определяющий единый подход к размещению нестационарных торговых объектов и малоформатной торговли на территории региона.
  3. От имени Ярославской областной Думы обратиться в Государственную думу РФ с ходатайством об ускорении принятия законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли.

Слайд 11 Проблемы в области государственных и муниципальных закупок. Третье место по количеству жалоб или 11% от общего числа обращений в аппарат.

Основные проблемы в этой сфере, с которыми сталкиваются предприниматели, из года в год остаются неизменными. Это задолженность государственных и муниципальных заказчиков по оплате выполненных работ, намеренное затягивание сроков приемки выполненных работ и некачественная подготовка конкурсной документации.

На основании жалоб, поступивших в наш аппарат в прошлом году, сумма неисполненных обязательств перед предпринимателями со стороны государственных и муниципальных заказчиков составила 23,4 млн рублей  (в 2019-ом – 117,5 млн рублей). В результате принятых мер в 2020 году удалось погасить более 70% от общей суммы задолженности перед бизнесом, в то время как в 2019-ом этот показатель составил лишь 56%.

Конечно, эти цифры не дают всей полноты картины, но общая тенденция прошлого года внушает оптимизм. По-прежнему есть муниципальные образования, предприниматели которых регулярно обращаются с жалобами на неоплату контрактов.  Мы постоянно работаем по этому вопросу и с Правительством области, и с местными органами власти, плотно сотрудничаем с прокуратурой и следственным комитетом. В 2020 году по итогам этой работы по двум эпизодам неисполнения обязательств со стороны муниципальных заказчиков было возбуждено два уголовных дела по ч. 2 ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».

Слайд 12  Наши предложения:

  1. Обеспечить полное и стабильное финансирование государственных и муниципальных контрактов по исполненным обязательствам бизнеса. Сроки оплаты установлены законодательством о контрактной системе, и их нужно соблюдать.
  2. Увеличить объем закупок у субъектов МСП. Не допускать укрупнения лотов.
  3. Органам местного самоуправления своевременно информировать органы исполнительной власти Ярославской области о проблемах, связанных с отсутствием бюджетных средств для финансирования обязательств по оплате выполненных муниципальных контрактов.

Слайд 13   Четвертая проблема – налогообложение.

Коллеги, вы прекрасно знаете, что 2020 год для большинства предпринимателей стал годом подготовки к глобальным изменениям в налоговом законодательстве в связи с прекращением с 2021 года  действия режима ЕНВД.

Хоть данное событие и было предусмотрено основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, альтернатива по переходу на другие специальные режимы налогообложения не предлагалась практически до конца 2020 года. Несмотря на изменения, которые коснулись Налогового кодекса РФ, многое зависело и от органов исполнительной власти региона, которые должны были в сжатые сроки подготовить свои нормативные акты и привести их в соответствие федеральному законодательству.

Мы один из немногих регионов, где это было сделано своевременно. В декабре 2020-го в законодательство Ярославской области о патенте и об упрощенной системе налогообложения был внесен ряд изменений. Налоговая нагрузка для бизнеса на патенте была оптимизирована, налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН были дифференцированы. Считаю это результатом слаженной работы аппарата Уполномоченного, бизнес-объединений области, Ярославской областной Думы и Правительства региона, а также одним из главных достижений прошлого года. В связи с этим у меня есть конкретное предложение: поставить вопрос о том, что все эти решения должны действовать как минимум до 2024 года.  Предпринимателям, перешедшим с ЕНВД на другие налоговые режимы, требуется время для полноценной адаптации.

Слайд 14  Кроме того, предлагаем:

  1. Предусмотреть в региональном законе по УСН меры поддержки для предпринимателей, которые перешли с ЕНВД на УСН в силу требований по маркировке товаров.
  2. Ставки налога на имущество физических лиц, налоговая база в отношение которых определяется как кадастровая стоимость, не должны превышать 1%. Данное предложение я озвучивал неоднократно, однако реализовано это лишь в Ярославле, Тутаеве и Рыбинске.

Коллеги, более подробно наши предложения в сфере налогообложения отражены в отчетном докладе и в наших мотивированных предложениях, направленных в адрес Ярославской областной Думы. Предлагаю рассмотреть их в рабочем порядке.

Слайд 15 И, наконец, пятая проблема – это уголовное преследование предпринимателей.

В 2020 году от субъектов предпринимательской  деятельности в адрес Уполномоченного поступило 12 обращений уголовно-правового характера.  

Основное, на что жалуются заявители, — неправомерное избрание меры пресечения в виде содержания под стражей, возбуждение уголовного дела при отсутствии достоверных сведений о совершенном преступлении, а также неправомерное давление на подозреваемого со стороны органов следствия и дознания с целью склонения его к признательным показаниям.

Очень важным для бизнеса мероприятием, посвященным обсуждению проблемы уголовного преследования бизнеса, стал круглый стол, проведенный в декабре 2020 года. Одним из инициаторов его проведения выступил заместитель председателя Ярославской областной Думы Антон Капралов. По результатам этого круглого стола, а ранее VIII Межрегионального совещания Уполномоченных, участники сформулировали конкретные инициативы. Все они были направлены в адрес Ярославской областной Думы, однако решения по ним до сих пор нет. Хочу акцентировать внимание депутатов, что данные предложения сформулированы на основании практической деятельности адвокатов и Уполномоченных по защите прав предпринимателей со всей страны.

Слайд 16 В свете этого наше главное предложение — поддержать инициативы в данной сфере,  указанные в резолюции VIII Межрегионального совещания Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Прошу направить их в Госдуму РФ для рассмотрения.

Слайд 17  Теперь несколько слов о такой важной теме, как оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

В прошлом году в адрес Уполномоченного поступило 301 обращение в рамках проведения процедуры ОРВ (против 190 в 2019 году). Наиболее проблемными сферами, где было подготовлено  наибольшее количество отрицательных заключений, стали субсидии, возмещение затрат и предоставление имущественной поддержки, транспорт и перевозки, аренда и земельные отношения.

Слайд 18 Также хочу обратить ваше внимание, что согласно данным Минэкономразвития, Ярославская область по итогам 2020 года была отнесена к группе регионов, где качество проведения оценки регулирующего воздействия относится к среднему уровню. Это третья группа из пяти, которые формировали соответствующий рейтинг. Для сведения: в 2019 году Ярославская область вошла в группу регионов, отнесенных к «высшему уровню» по качеству проведения ОРВ. 

По словам замминистра экономического развития Алексея Херсонцева, в 2020 году большое внимание было уделено тому, насколько качественно и полно отрабатывались предложения бизнеса и замечания, содержащиеся в заключениях об ОРВ. И вот в этой сфере, уважаемые депутаты, у нас есть определенные недоработки.

Прежде всего, это недостаточная публичность и слабый охват потенциальных субъектов предпринимательской деятельности, на которых направлено предлагаемое регулирование. Абсолютное большинство разработчиков нормативных правовых актов ограничиваются лишь тем, что размещают на своем сайте проект документа и извещение о проведении ОРВ. Мало кто направляет проекты нормативных актов в общественные объединения бизнеса и Координационные советы по МСП для обсуждения. Кроме того, чтобы найти эти документы на сайте органов местного самоуправления, нужно очень постараться – разделы с информацией о процедуре ОРВ находятся в труднодоступных разделах сайтов. Поэтому очень часто предприниматели понятия не имеют, что за проект, затрагивающий их интересы, обсуждается в настоящий момент.

Во-вторых, некоторые муниципальные образования-разработчики нормативных правовых актов игнорируют те предложения и замечания, которые отражены в заключениях юристов аппарата Уполномоченного, подготовленных с учетом их обсуждения с предпринимателями. Причем эти случаи носят не разовый, а систематический характер. Складывается впечатление, что, направляя документ в аппарат Уполномоченного на ОРВ, разработчики лишь соблюдают необходимый регламент, а что там будет написано в заключении – неважно. Какова, по мнению таких разработчиков, конечная цель процедуры ОРВ: не допустить увеличения нагрузки на бизнес или поставить галочку о полученном заключении и сделать по-своему? Считаю, что подобная ситуация недопустима и требует корректировки как на нормативном уровне, так и концептуально, с учетом мнения Минэкономразвития. Предложения бизнес-сообщества должны учитываться, в противном случае бизнес должен получить мотивированный ответ, почему нет.

Слайд 19 И напоследок, уважаемые коллеги, чтобы не быть голословным, позволю себе немного статистики и аналитики.

В Ярославской области по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 января 2021 года зарегистрировано 48 673 субъекта малого и среднего предпринимательства, в то время как год назад эта цифра составляла 50 451 субъект. Таким образом, за минувший год количество малых, микро и средних предприятий сократилось на 905 единиц или на 3,7 %, а индивидуальных предпринимателей — на 873 единицы или на 3,4%. Это небольшое падение, но факт налицо.

Слайд 20 По результатам мониторинга «Оценка состояния бизнеса и эффективности мер государственной поддержки», проведенного институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей в ноябре 2020 года, меры поддержки получили чуть больше половины предпринимателей, при этом более половины из них заявили, что без дополнительных реструктуризаций не смогут выполнить по ним свои обязательства. Свыше 45% владельцев бизнеса не смогли воспользоваться никакими мерами поддержки вообще.

Слайд 21 Также – прошу обратить внимание на слайд — авторами исследования выделены основные проблемы, с которыми столкнулся бизнес. Как видим, наиболее типичной и массовой проблемой для предпринимателей стало падение спроса на товары и услуги.

Слайд 22  К концу 2020 года ситуация с деловой активностью малого и среднего бизнеса стала постепенно улучшаться. Об этом говорится в исследовании деловой активности малого и среднего бизнеса «Индекс Опоры RSBI».  Так, в декабре 2020 года индекс RSBI увеличился менее чем на 1 пункт по сравнению со значением ноября и составил 46,5 пунктов. Отметка ниже 50 пунктов свидетельствует о снижении деловой активности в целом.

Замер индекса в феврале 2021 года продемонстрировал рост до 51,6 пунктов – это говорит о том, что деловые настроения малого и среднего бизнеса впервые за минувший год вышли в зону роста.

Слайд 23 Ожидания бизнеса от нового, 2021 года, двойственны. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин полагает, что чуть более 50 % компаний смотрят в будущее с оптимизмом, надеясь на вакцинацию от коронавируса, коллективный иммунитет и увеличение рынка товаров и услуг за счет уменьшения турпотока за рубеж.

Мнения коллег не разделяют в общественной организации «Деловая Россия»: там уверены, что пандемия никуда не делась, порядка 100 тысяч предпринимателей приостановили свою деятельность, да и низкая покупательская способность граждан тоже осложняет восстановление пострадавших отраслей. Но и те и другие надеются, что в случае необходимости бизнес сможет снова рассчитывать на некоторые временные послабления от государства, чтобы можно было собраться с силами и перейти от выживания к развитию.

В заключение  еще раз подчеркну, что перечень ключевых проблем и конкретные предложения по их решению, указанные в ежегодном докладе, основаны на реальных потребностях бизнеса. Именно поэтому обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, к коллегам из Правительства Ярославской области, главам муниципалитетов с просьбой ответственно подойти к их рассмотрению. В очередной раз вынужден констатировать, что большинство проблем бизнеса, о которых мы говорим из года в год, так и остаются нерешенными, а предложения бизнеса и нашего аппарата – неуслышанными.

Слайд 24 Кроме того, снова хочу поднять вопрос активизации и усиления роли общественных объединений предпринимателей в формировании текущей повестки. И здесь, на мой взгляд, лидирующую роль должен играть Координационный совет по малому и среднему предпринимательству Ярославской области. К сожалению, в последние годы работа Координационных советов, за редким исключением в ряде муниципальных образований, стала чисто формальной.

Коллеги, очень надеюсь, что в 2021-ом году наше с вами сотрудничество будет еще более плодотворным, чем в прошлом, а  проблемы, отраженные в докладе, наконец-то найдут решение.

Слайд 25 Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопрос

ПРЕЗЕНТАЦИЯ