Тезисы доклада на заседании Общественной палаты Ярославской области
«Социальные аспекты деятельности аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области по итогам 2024 года»
Уважаемый Сергей Владимирович и члены Общественной палаты!
В соответствии с законом Ярославской области от 29 мая 2013 года № 25-з «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области» представляю вашему вниманию и официально передаю в работу для рассмотрения и выработки решений специальный доклад «Социальные аспекты деятельности аппарата Уполномоченного по итогам 2024 года».
Его основой является Ежегодный доклад Уполномоченного, также направленный в Общественную палату и доступный для всех членов палаты в сети Интернет. По согласованию с Советом Общественной палаты основные вопросы в настоящем докладе изложены с точки зрения анализа социального эффекта и влияния системных проблем бизнеса, с которыми аппарат Уполномоченного работал в 2024 году, на состояние гражданского общества и степень социальной напряженности в Ярославской области. Также приводятся прогнозные аналитические данные по ряду рассматриваемых вопросов.
Непосредственно в сферу ответственности Уполномоченного по защите прав предпринимателей потенциально вовлечены более 50-ти тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, а после принятия соответствующего законопроекта (в настоящее время на рассмотрении Госдумы) – дополнительно более 90 тысяч самозанятых граждан, что составляет существенную долю населения региона. Проблемы их занятости и благополучия не могут рассматриваться в отрыве от общих вопросов развития гражданского общества в Ярославской области.
I. Вопросы роста налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства.
В общем Ежегодном докладе Уполномоченного подробно рассмотрены все факторы роста налогового бремени на субъекты МСП:
— рост ставок налогов на прибыль, землю и имущество вследствие изменения федерального налогового законодательства;
— появление обязанности по уплате НДС для компаний, применяющих УСН, при преодолении лимитов дохода;
— отмену любых льготных режимов налогообложения для малых и средних предприятий;
— применение исчисления налога на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости, что ведет к его кратному увеличению.
Опуская сугубо предпринимательские негативные последствия, остановимся на социально значимых отрицательных прогнозах.
- Увеличение налоговой нагрузки, а оно в Ярославской области происходит гораздо резче, чем в большинстве регионов РФ, неизбежно приведет к значительному росту цен на товары и услуги на внутреннем региональном рынке. Расслоение общества по доходам вследствие растущей (или не снижающейся) инфляции – значимый фактор роста социального напряжения.
- Темпы роста общего количества субъектов МСП в регионе, вследствие принятых экономически необоснованных решений, гораздо ниже, чем в целом по Российской Федерации. А по динамике «смертности» юридических лиц регион на 8-м месте с конца по стране. Минимальный рост от года к году достигается за счет увеличения количества ИП, очень многие из которых становятся плательщиками НПД, а не полноценными налоговыми резидентами Ярославской области. За счет роста самих размеров налогов пока удается добиться общей положительной динамики поступлений в бюджеты. Однако прогнозы налоговых экспертов негативны – масса субъектов, обеспечивающих налоговые поступления в региональный бюджет, из-за неблагоприятных инвестиционных и экономических условий хозяйствования увеличиваться в скором будущем перестанет. А при растущих потребностях бюджета в расходах на социальные программы, этот «бюджетный голод» будет только усугубляться.
- Стремление хоть как-то оптимизировать налоговую нагрузку привело к взрывному росту количества самозанятых. Более того, в нарушение законодательства, работодатели массово стали подменять трудовые отношения на договоры услуг с плательщиками НПД. В условиях ужесточения фискальной политики государства, это – само по себе потенциальный социальный взрыв. Очевидно, что в 2025 году начнется волна проверок и взысканий со стороны ФНС. Учитывая величину штрафов и необходимость возмещения государству неуплаченных налогов (НДФЛ, начисления), а также невозможность привести к вычету то, что самозанятый заплатил самостоятельно (тот же НДФЛ), несложно предположить резкий рост безработицы, трудовые и социальные конфликты между бывшими работодателями и работниками. Кроме того, следует учитывать, что самозанятый не уплачивает взносов в фонды медицинского и пенсионного страхования, а значит, не имеет права на пенсию и бесплатное медобслуживание по болезни, что становится, пусть отложенной, но очень серьезной общественной проблемой.
ВЫВОД: на объективные негативные макроэкономические факторы (инфляция, высокая ключевая ставка, экономическая изоляция, условия и последствия проведения СВО) накладываются максимально жесткие решения региональных органов власти, касающиеся налогообложения малого и среднего предпринимательства, что в кратко- и среднесрочной перспективах может привести к существенному росту социального напряжения в регионе.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Общественной палате Ярославской области:
- совместно с независимыми научными институтами изучения общественного мнения и экспертным сообществом региона, разработать и провести социологические исследования общественных настроений и их динамики в отношении вопросов занятости, удовлетворенности доходом, уверенности в будущем благосостоянии, наличия предпринимательской инициативы, отношения к решениям муниципальной и региональной власти;
- поддержать инициативу аппарата Уполномоченного о проведении совместно с Ярославской областной Думой и предпринимательским сообществом слушаний о влиянии бремени налоговой нагрузки на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.
II. Проблемы функционирования системы маркировки товаров «Честный знак».
Честный знак – это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы – повышение уровня безопасности потребителей, борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
В Ярославской области, и, как показал сбор и анализ информации, в большинстве регионов России, в отношении многих категорий товаров (молочная и бакалейная продукция, обувь, одежда и другие товары легкой промышленности) проявился системный сбой.
Предполагалось, что маркировка товаров должна производиться, в первую очередь, на этапах производства и оптовой реализации, при пересечении таможенной границы РФ, а только потом розничными продавцами. В результате, оказалось, что, в отсутствие должного контроля, конечное звено – розничные продавцы – оказалось в безвыходной ситуации. Производство, опт и перевозчики импорта товар не маркируют, а для розницы процесс маркировки очень дорог и технически сложен. Кроме того, существующие программные решения, как процессов самой маркировки, так и продажи маркированной продукции, несовершенны, подвержены сбоям и крайне зависимы от качества Интернета, что оказывается критичным фактором для малых городов и отдаленных территорий.
С 1 марта этого года розничным продавцам запретят самостоятельно маркировать товарные остатки, а с 1 августа реализовывать немаркированные остатки. Вариантов развития событий для мелкорозничных продавцов не много:
— прекратить предпринимательскую деятельность (отсутствие оборотных средств из-за непроданных остатков, боязнь штрафов, конфискации продукции и уголовного преследования);
— преодолеть предстоящие волны маркировки, включив расходы (приобретение специальной техники и программного обеспечения, трудозатраты на айти-специалистов и дополнительных работников-маркировщиков) в конечную стоимость реализуемого товара;
— уйти «в тень», реализуя товар с рук на свой страх и риск, фактически нарушая закон о торговле.
Социальное напряжение из-за непродуманного внедрения системы «Честный знак» уже ощутимо среди предпринимателей – розничных продавцов. Индикатор этому – чрезвычайный ажиотаж в социальных сетях после вынесения проблематики в публичное поле. Для большинства микро-предпринимателей – возрастных и пожилых граждан, одиноких матерей и т.д. – штучная розница является единственной возможностью заработка, а лишение ее и затруднительность перехода в найм приводит их в отчаяние.
Сокращение предложения и повышение цен на товары легкой промышленности – детские товары, белье, изделия повседневной носки и т.п. – вызовет недовольство у широкого круга потребителей среднего и низкого достатка.
Есть у проблемы и другая сторона – сами по себе контрафактные товары наносят ущерб экономике и легальным предприятиям, а также создают серьезные проблемы для потребителей. Подделки, будь то одежда, электроника или медикаменты, часто представляют угрозу здоровью и безопасности граждан.
ВЫВОД: Разумно организованная борьба с контрафактом, в том числе путем маркировки товаров в системе «Честный знак», должна оградить потребителя от возможного вреда здоровью и обеспечить качество продукции, а также помочь предпринимателям защитить свои интересы, поддержать справедливую конкуренцию и способствовать развитию экономики. Контроль над соблюдением действующего законодательства должен осуществляться по отношению производителей, оптовых продавцов и лиц, осуществляющих перевозку (доставку) товаров через таможенную границу Российской Федерации.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Общественной палате Ярославской области – обратиться к Общественной палате Российской Федерации с инициативой обсудить и поддержать следующие консолидированные позиции региональных Уполномоченных и предпринимательского сообщества:
- в пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», необходимо внести изменения, исключив из числа участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Цель изменения правового регулирования – возложение обязанности по маркировке исключительно на хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производителей этих товаров.
- Необходимо устранить технологические недостатки функционирования ГИС МТ «Честный знак».
- На уровне Правительства РФ необходимо поставить вопросы, направленные на перенос сроков введения запрета на оборот и продажу немаркированных товаров легкой промышленности, а также установления моратория на проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, до устранения всех недостатков функционирования ГИС МТ «Честный знак».
III. Проблемы в сфере ЖКХ и организации управления МКД.
Сфера ЖКХ остается областью чрезвычайного социального напряжения. Устаревшие инженерные сети, энергосистемы, требующие капитального ремонта или даже полной замены, устаревший жилой фонд требуют значительных капитальных вложений. Большая часть этой нагрузки ложится на собственников помещений, которые, с учетом возрастающих коммунальных тарифов и не успевающим ростом доходов, не в состоянии оплачивать своевременно и в полной мере услуги управляющих организаций, что дополнительно создает социальное напряжение в обществе.
Предлагаем Вам взглянуть на проблемы всей отрасли с точки зрения вопросов деятельности управляющих организаций, которые в большинстве являются добросовестными предприятиями малого и среднего бизнеса.
Управляющая организация при добросовестном подходе часто не имеет возможности качественно исполнять свои обязанности по причине отсутствия соответствующих для этого условий, таких как, например:
— отсутствие должного правового регулирования;
— устаревший жилой фонд;
— неплатежи за жилищные и коммунальные услуги со стороны населения;
— неисполнение собственниками требований действующего законодательства, в частности по обеспечению доступа в жилое помещение для проверки внутриквартирного газового оборудования.
Все эти вопросы поступают в виде обращений в аппарат Уполномоченного и выносятся на обсуждение экспертной рабочей группы по вопросам управляющих компаний МКД. В качестве одного из предложений Общественной палате предлагаем членам профильной комиссии ОП ЯО присоединиться к работе этой рабочей группы.
На сегодняшнее обсуждение выносится вопрос, который мы посчитали системным в 2024-2025 гг. Отчасти о нем упомянуто выше – это проблема начисления НДС для компаний на УСН при превышении уровня доходов в 60 млн. Многие небольшие и средние управляющие компании попадают в эту категорию. Напомню, что НДС является обязательным платежом, а поскольку финансовой основой деятельности управляющей компании являются платежи собственников помещений, то и возросшие от применения НДС расходы будут возложены на жильцов МКД в виде возросших тарифов на управление домом. Либо, как ничуть ни лучший вариант – расходы на уплату НДС будут компенсированы уменьшением объема услуг управляющей компании, предоставляемых жителям многоквартирных домов.
Аппарат Уполномоченного выступил с предложением об отмене (или обнулении) НДС для малых и средних предприятий, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, по аналогии с крупными управляющими компаниями, которые от этого вида налога освобождены. Обращения с этой инициативой были направлены в Правительство РФ и Государственную Думу РФ.
Исходя из вышеизложенных аргументов, можно сделать ВЫВОД: Комплексное решение проблем в такой социально чувствительной сфере, как ЖКХ, невозможно без внимания к субъектам предпринимательства, вовлеченным в эту деятельность.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Общественной палате Ярославской области:
- членам профильной комиссии принять участие в работе постоянной экспертной рабочей группы по вопросам ЖКХ и деятельности управляющих компаний МКД;
- через Общественную палату Российской Федерации поддержать предложение об отмене обязанности уплачивать НДС при превышении суммы доходов в 60 млн. рублей для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ.
Системных проблем, которые сегодня стоят перед Уполномоченным по защите прав предпринимателей, безусловно, больше чем я озвучил. Но именно эти три поднятых мной вопроса, по нашему мнению и информации экспертов, способны вызвать общественное напряжение или усугубить социальные протестные настроения.
В заключение своего доклада отмечу, что аппарат Уполномоченного заинтересован в повышении интенсивности взаимодействия с Общественной палатой Ярославской области. Уверен, что совместная научная, экспертная и практическая работа послужат решению нашей общей сверхзадачи – обеспечению благополучия жителей Ярославской области, защите их прав и интересов.