Уважаемые Михаил Анатольевич, Артем Георгиевич, Дмитрий Юрьевич и участники совещания!

Как представитель института Уполномоченных по защите прав предпринимателей, хочу отметить важность и нужность системы «Открытое правительство», которая позволяет не только повысить качество принимаемых решений и качество работы госаппарата в целом, но и сформировать новую культуру взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

Одним из приоритетных направлений деятельности Открытого правительства является развитие конкуренции и предпринимательства. В свою очередь, развитие предпринимательства невозможно без создания благоприятных условий со стороны органов власти.

В своем выступлении мне хотелось бы отметить основные тенденции в сфере, регулируемой управлением Росприроднадзора по Ярославской области, которые мы, как правозащитная организация, наблюдаем.

Главное – это снижение административной нагрузки на бизнес со стороны Росприроднадзора. По информации природоохранной прокуратуры Ярославской области, в 2016 году Управлением Росприроднадзора по Ярославской области было проведено 232 проверки, из них более 80% (194 проверки) – внеплановые. Здесь следует отметить, что число проверок по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства значительно снизилось. Если в 2014 году эта цифра составляла 146 проверок, в 2015 году – 122 проверки, то в 2016-ом – 58. В послании Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014 года Президент Владимир Путин призвал контрольно-надзорные органы отказаться от принципа «тотального, бесконечного контроля». На наш взгляд, это стало стартом для снижения количества плановых проверок. Кроме того, как уже упоминалось, с 2016 года полностью исключены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.

Несмотря на снижение количества плановых проверок, рост внеплановых продолжается. В качестве примера приведу статистику по внеплановым проверкам в период с 2014 по 2016 годы, предоставленную прокуратурой Ярославской области. В 2014 году количество внеплановых проверок составило 18 500, в 2015 – 13 364, в 2016 – 17 940. Эти цифры говорят о необходимости снижения давления на легальный бизнес, что подчеркнул в своем выступлении Михаил Анатольевич Абызов. Также хочу отметить и рост внеплановых проверок со стороны муниципальных органов власти и, в связи с этим, возросшее количество штрафов предпринимателей. Данную ситуацию совместно с органами прокуратуры мы держим на контроле.

Уважаемые коллеги! Явное снижение количества плановых проверок и рейдовых мероприятий, а также административных расследований, говорит о том, что эта деятельность не носит тотального характера. Количественные показатели не вызывают напряжения у бизнеса по сравнению с числом предприятий, представляющих угрозу для экологии. Поэтому, наверное, и жалоб на надзорные органы в аппаратах Уполномоченных не так уж и много.

Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области существует с 2013 года. За это время к нам обратилось более 4 000 человек, при этом от предпринимателей региона не поступило ни одного письменного обращения на действия Росприроднадзора. Однако в ходе моих поездок в муниципальные образования области одной из проблем, которую поднимают предприниматели, является дублирование функций при проведении проверок. Приведу пример: Роспотребнадзором проверяется порядок складирования и утилизации люминисцентных ламп, берутся заборы воды, воздуха и земли на предприятии. Росприроднадзор, проводя проверку предприятия, осуществляет аналогичные действия. Такая же ситуация при проведении проверок Роспотребнадзором и Ростехнадзором. Обе контролирующие структуры требуют предоставления идентичного пакета документов на товары и осуществляют отбор образцов для осуществления экспертизы на предмет соответствия товара применимым техническим регламентам.

Безусловно, устранение дублирования функций при проведении проверок контрольно-надзорными органами необходимо. Это будет способствовать уменьшению давления на бизнес, получению возможности предпринимателям осуществлять коммерческую деятельность с целью достижения своих стратегических показателей, а не проводить постоянный сбор одних и тех же документов и бесконечно отвечать на запросы контролирующих органов.

Еще одна проблема в области охраны окружающей среды – нелегальный бизнес, с чем мы, как аппарат Уполномоченного, регулярно боремся. К сожалению, органы власти и местного самоуправления не обладают полной информацией обо всех хозяйствующих субъектах, действующих на их территории, что не исключает организацию и ведение вредного производства, которое не контролируется надзорными органами. Существующий правовой механизм организации проверок не позволяет надзорным органам эффективно выявлять нелегальные вредные производства. В качестве примера приведу следующую ситуацию: на протяжении 4-х лет жители одного из микрорайонов г. Тутаева регулярно писали в контрольно-надзорные органы жалобы на предприятие «Феникс», занимающееся литейным производством. Многочисленные проверки побудили предприятие вложить в фильтрационные установки более 12 млн рублей (что, конечно, нами приветствовалось), но не избавило себя от проверок по продолжающимся жалобам на запах. По решению суда предприятие приостанавливало свою деятельность, неоднократно выигрывало суды и доказывало, что действует в пределах законодательства, выбросы вредных веществ многократно ниже предельно допустимых концентраций. Тем не менее, жалобы продолжались. Как выяснилось впоследствии, вблизи «Феникса» находилось множество других предприятий, которые занимались производством с вредными выбросами. Однако в поле зрения контрольно-надзорных органов они не попадали, истинные источники загрязнения воздуха до сих пор не выявлены, и информации у органов власти об этих предприятиях нет.

Стоит отметить, что сфере природоохранной деятельности имеется немало предложений по повышению экологической безопасности, например, – экологический аудит или экологическое страхование. Но нужно признать, что все эти предложения имеют очень затратный характер, как в отношении бизнеса, так и в отношении государства. В нынешних экологических условиях это затруднительно, бизнес не может выдержать такой дополнительной нагрузки. Мы считаем, что экологическое предпринимательство в России только зарождается и носит фрагментарный и несистемный характер. Государству необходимо уделить развитию этого вида предпринимательства особое внимание путем издания соответствующих федеральных законов, наделить существенными полномочиями субъекты РФ и максимально использовать возможности бизнеса.

Резюмируя вышеизложенное, хочу обратиться к руководству Управления Росприроднадзора по Ярославской области. Аппарат Уполномоченного всегда открыт для сотрудничества и готов совершенствовать свое взаимодействие с органами власти. Итак, наши предложения:

Первое. Активизировать рабочее взаимодействие с управлением Росприроднадзора по фактам нарушения законодательства субъектами предпринимательства.

Второе. Отрегулировать обмен статистическими сведениями по фактам нарушения законодательства субъектами предпринимательства с целью анализа и принятия совместных мер по профилактике нарушений со стороны предпринимателей.

Третье. Отладить процесс информационного сотрудничества — это размещение информации ведомства, актуальной для предпринимателей, на сайте Уполномоченного, а также ее доведение до бизнес-сообщества в рамках встреч с предпринимателями и Координационных советов.

Коллеги, в заключение отмечу: аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей не является сторонником ослабления контроля по вопросам экологии в отношении бизнеса. Однако мы настаиваем на том, чтобы эта работа осуществлялась не ради выписывания штрафов предприятиям, а реально улучшала экологическую обстановку.

На этом у меня все. Благодарю за внимание!