Уважаемые коллеги!

По основному вопросу повестки о внесении изменений в абзац 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» Уполномоченный поддерживает позицию, озвученную в марте 2019 года на совещании в Ярославской областной Думе. Понятие «помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов) в связи с отсутствием данного определения в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» должно быть исключено из соответствующего абзаца.

Также хотел бы обратить внимание депутатов на следующие трудности, которые возникают у предпринимателей при реализации закона № 54-ФЗ.

  1. В адрес Уполномоченного обратился предприниматель по вопросу отказа в предоставлении вычета на приобретение ККТ в 2019 году.

Согласно действующему законодательству, Статья 346.32 НК РФ предоставляет право уменьшить сумму единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии регистрации указанной контрольно-кассовой техники в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

Однако на практике не все плательщики ЕНВД могут в полном объеме воспользоваться данным правом. Так, налогоплательщики, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации контрольно-кассовой техники, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму расходов только  за периоды 2017 и 2018 годов. Не имеющие работников — при исчислении единого налога за налоговые периоды 2018 и 2019 годов, но не ранее налогового периода, в котором индивидуальным предпринимателем зарегистрирована соответствующая контрольно-кассовая техника.

Как быть тем, кто приобрел технику в 2019 году? Чем обосновано ограничение предпринимателей на ЕНВД, имеющих наемных работников на получение вычета, тоже не ясно.

По нашему мнению, право использовать вычет должно быть представлено всем предпринимателям на ЕНВД, независимо от наличия либо отсутствия наемных работников. Также необходимо распространить действие льготы до полного ее использования с момента приобретения ККТ (либо накопителя и др. технических средств и программ, необходимых для соответствия требованиям федерального законодательства), учитывая, что требования к ККТ постоянно меняются.

  1. В аппарат Уполномоченного поступают обращения от предпринимателей, осуществляющих торговлю на розничных рынках и других территориях, специально отведенных для осуществления торговли. Предприниматели, которые осуществляют деятельность в таких местах, обычно используют систему ЕНВД и имеют либо не имеют наемных работников. Расчеты с покупателями производятся на улице. Товар, который реализуют предприниматели данного сегмента, достаточно бюджетный, поэтому доходы, которые можно зарезервировать для покупки и обслуживания ККТ, практически отсутствуют. Кроме того, в отдельных районах области покупательская способность населения низкая, что, соответственно, делает работу предпринимателей низкорентабельной.

Погодные условия, при которых предприниматели должны будут применять ККТ в силу осуществления деятельности на открытых пространствах, могут провоцировать сбой в работе кассовой техники, затрудняя деятельность предпринимателей.

В сложившихся условиях предприниматели не готовы нести убытки, связанные с приобретением и эксплуатацией ККТ. Реализация последнего этапа внедрения онлайн-касс, который должен начаться 1 июля 2019 года, поставит на грань банкротства целый сектор предпринимателей, обеспечивающих реализацию ежедневных социальных потребностей населения в доступных условиях.

В связи с вышеизложенным, считаю необходимым освободить предпринимателей от применения ККТ на открытых рынках, ярмарках и территориях, специально предназначенных для осуществления торговли.

  1. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», внесенный депутатом Госдумы А.М. Макаровым.

Основные изменения в проекте Федерального закона касаются:

1) Особенностей применения кассовых чеков, бланков строгой отчетности, а также отображения информации о проведенной операции с использованием QR-кода, если обязанность по предоставлению кассового чека (БСО) обеспечивается путем отражения соответствующего QR-кода;

2) Переноса сроков неприменения ККТ индивидуальными предпринимателями, не имеющими работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг до 1 июля 2021 года.

Мы поддерживаем позицию депутатов-инициаторов закона о переносе сроков применения ККТ для отдельных категорий предпринимателей, поскольку данная мера позволит более плавно осуществить переход к планируемой системе расчетов.

По вопросу технических особенностей устройств по отражению операции в виде QR-кода и получения такой информации покупателем посредством установки специального приложения следует отметить, что данную норму допустимо вводить в действие только тогда, когда предпринимателям будет обеспечено полное материальное оснащение средствами расчетов, обладающими соответствующими функциями, а покупатели будут иметь возможность проверить эту информацию.