Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2 Когда мне пришло приглашение принять участие в заседании вашего Координационного совета по малому и среднему предпринимательству, я сразу же обратил внимание на вопросы, которые предприниматели Ярославского МР хотели бы обсудить. И, честно говоря, совсем не удивился, что эти темы совпали с теми, которые мы обсуждаем в разных регионах России на протяжении последнего полугода. Речь идет о «тройке» проблем, а именно об итогах государственной кадастровой оценки недвижимости, предстоящей с 2021 года отмене ЕНВД и повышении тарифов на электроэнергию.
В этом году я и сотрудники нашего аппарата посетили с рабочими поездками большинство муниципальных образований области. В ходе встреч с бизнесом мы убедились, что данные проблемы актуальны и для всех без исключения предпринимателей Ярославской области. Подтверждением тому являются многочисленные коллективные обращения, которые поступают в наш аппарат.
Итогом нашей работы по этим трем проблемам стали мотивированные предложения по изменению законодательства, которые на прошлой неделе были направлены в адрес Губернатора Ярославской области, Правительства региона и Ярославской областной Думы. В своем выступлении я хотел бы ознакомить вас с ними.
Слайд 3 Итак, первая проблема – государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. В 2019-ом государственная кадастровая оценка проводится в 65 регионах страны. На территории Ярославской области оценено около 1,5 миллионов объектов недвижимости – это объекты капитального строительства, земельные участки в составе земель населенных пунктов и земельные участки в составе земель промышленности. В среднем, увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков произошло в 2,5-3 раза.
Слайд 4 Однако отдельные результаты оценки показывают увеличение стоимости в десятки, а то и в сотни раз. В ряде случаев это оправдано, и новая кадастровая стоимость действительно стала приближена к рыночной, особенно в случае крупных торговых центров – «Ауры», «Вернисажа», «Глобуса» и т.д. Как изменилась их кадастровая стоимость, вы можете видеть на слайде.
К сожалению, у малого бизнеса ситуация прямо противоположная. В ходе регулярно проводимых встреч предприниматели заявляют о несоразмерности кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости. Реализовать свои объекты по новой цене они не смогут, равно как и не смогут оплачивать налог на имущество, который порой несоизмерим с доходами предпринимателей. Кадастровая оценка недвижимости проводилась затратным методом что по отношению к старым зданиям, что по отношению к новостройкам. По утверждению предпринимателей, в результате цена объектов выросла в разы.
Приведу пример: одно из предприятий Угличского муниципального района занимается розничной торговлей в отдаленных селах и деревнях. Все здания принадлежащих обществу магазинов построены в 50-70 годы XX века, имеют серьезный износ, а большинство требуют капитального ремонта. Из сведений о кадастровой оценке объектов недвижимости, которые заявитель приложил к своему обращению в мой адрес, наглядно видно, что стоимость его имущества возросла в среднем в 2,5-3 раза. «Рекордсменом» стало здание магазина в селе Василево, его кадастровая стоимость увеличилась в 14 раз — с 465,6 тыс. рублей в 2014 году до 6,7 млн в 2019-ом. В настоящее время предприниматель находится на ЕНВД и освобожден от уплаты налога на имущество, но его опасения в данной ситуации можно понять. В первую очередь, это предстоящая отмена ЕНВД, которая лишит его льготного статуса. Во-вторых, это нестабильность действующего законодательства, которая не позволяет предпринимателям на долгосрочной основе планировать свою деятельность.
Слайд 5 Коллеги, и еще одна информация. Недавние изменения в Налоговый кодекс (ст. 378.2 НК РФ – выведена на слайд) предполагают, что с 1 января 2020 года налогом на имущество физлиц теперь будут облагаться и «иные объекты». При буквальном толковании нововведений налогом у организаций и физлиц можно будет обложить все, что угодно. Благодаря многочисленным заявлениям общественных организаций предпринимателей и федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Минфин согласился с неясностями, допущенными в интерпретации норм данной статьи Налогового кодекса, поэтому в настоящее время прорабатывается вопрос о подготовке поправок в данную статью.
Слайд 6 Теперь о том, что мы предлагаем:
— сохранить нулевую ставку по имущественному налогу для предпринимателей, находящихся на специальных режимах налогообложения;
— установить пониженные ставки налога на имущество организаций и физлиц-предпринимателей в отношении объектов, находящихся в сельской местности, и в отношении объектов, принадлежащих потребительским кооперациям;
— установить налог на недвижимое имущество на уровне 0,1-0,5% от кадастровой стоимости объекта для субъектов МСП, применяющих общий режим налогообложения;
— органам местного самоуправления в связи с ростом кадастровой стоимости объектов недвижимости принять меры по корректировке нормативных правовых актов в сфере налогообложения физических лиц по налогу на имущество и по земельному налогу.
Слайд 7 Следующая проблема — повышение платы за электроэнергию. По информации предпринимателей нашей области, во 2-ом полугодии 2019 года произошло ее увеличение на 12,5%. Одним из факторов, повлиявших на изменение цены, стало изменение сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в связи с неравномерным распределением уровня сбытовых надбавок по полугодиям. Общий эффект таких «качелей» привел к тому, что сбытовая надбавка гарантирующего поставщика увеличилась на 405% и стала составлять в Ярославской области 94 копейки вместо 26 копеек.
Слайд 8 По информации из регионов, ежегодный рост тарифов на электроэнергию для малого и среднего бизнеса превышает уровень инфляции. Рост этих платежей приводит к снижению конкурентоспособности продукции предприятий малого и среднего бизнеса. О какой конкурентоспособности может идти речь, если тариф на электроэнергию в Ярославской области для предпринимателей первой ценовой категории на низком напряжении превышает 9,5 рублей за киловатт, являясь самым высоким в ЦФО? С января по июль 2019 года рост цены на электроэнергию в той же Ярославской области составил 115%, в Ивановской – 108%, во Владимирской – 106%, в Костромской и Тверской – 105%, а в Московской – 102%.
Еще один момент, который влияет на величину тарифа, — это перекрестное субсидирование, затраты на которое также включены в тариф. Цель введения перекрестного субсидирования – это социальная поддержка населения путем сдерживания роста цен на электроэнергию за счет перераспределения затрат на промышленные предприятия. Для информации: предельная величина перекрестного субсидирования в Ярославской области составляет 2,8 млрд рублей. Для сравнения в Костромской и Ивановской областях – ориентировочно 1,2 млрд рублей, в Тверской области – 1,65 млрд рублей. Прошу обратить внимание на слайд, где изложены цифры по соседним с нами регионам.
Буквально две недели назад Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление, которое должно упорядочить проблему «перекрестки» и навести порядок в сфере тарифов по передаче электроэнергии.
И еще один момент, на который обращают внимание общественные объединения предпринимателей. Крупные потребители электроэнергии не оплачивают перекрестное субсидирование льготных тарифов для населения, что создает для таких потребителей преференции перед малым и средним бизнесом. Поэтому доля сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию для малого и среднего бизнеса значительно выше, чем для указанных крупных потребителей. В сложившейся ситуации очевидно, что меры по снижению тарифной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, особенно в отношении представителей малого бизнеса, необходимы.
Слайд 9 Наши предложения:
- Исключить из составляющей тарифа на электроэнергию затраты на перекрестное субсидирование для обеспечения льготного тарифа для населения, компенсируя затраты из федерального бюджета, либо обеспечить постепенное снижение его объема до полного исключения.
- Выровнять долю сетевой составляющей в тарифах для потребителей территориальных сетевых организаций и потребителей, присоединенных к магистральным сетям «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы».
- Ввести для потребителей, не использующих резервируемую мощность по электроэнергии, финансовые санкции в целях недопущения строительства электросетевыми компаниями дополнительных резервов мощностей, которые впоследствии включаются в тариф на передачу.
- Установить предельный (максимальный) уровень сбытовых надбавок для потребителей, не относящихся к категории населения.
- Установить ограничение на повышение тарифа для потребителей, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства, в размере, не превышающем уровень инфляции.
- Предусмотреть льготный тариф для субъектов малого предпринимательства, в том числе для категории предпринимателей, относящихся к сельхозтоваропроизводителям, в размере, не превышающем полуторакратный тариф для населения.
Слайд 10 И, наконец, третья ключевая проблема 2019 года, которая, не буду скрывать, очень тревожит большинство – это предстоящая отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Согласно позиции Министерства Финансов РФ, основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено. Однако существующая экономическая обстановка не позволяет отказаться от ЕНВД без ущерба для бизнеса. Так, только в Ярославской области данный налоговый режим используют около 26% субъектов малого предпринимательства. Отмена ЕНВД приведет к сокращению числа субъектов малого предпринимательства, спровоцирует рост безработицы, сократит доходы бюджетов муниципальных образований, что экономически не оправдано.
Слайд 11 В связи с этим нами выработан ряд мотивированных предложений в адрес Правительства РФ и Госдумы по следующим позициям:
- Отменить (приостановить) решение об упразднении с 01.01.2021 года специального налогового режима ЕНВД как наиболее оптимального в текущей ситуации.
- Поддержать позицию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова о сохранении действия режима ЕНВД до окончания реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», т.к. решение об отмене ЕНВД совершенно не вяжется с целями нацпроекта.
- В рамках работы профильных комитетов Ярославской областной Думы обсудить вопрос о целесообразности отмены режима ЕНВД, а также варианты реформирования действующих режимов налогообложения УСН (Упрощенная система налогообложения), ПСН (патентная система налогообложения), ЕНВД с переходным периодом до 2024 года в целях снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства.
Слайд 12 Далее. В целях унификации налогового законодательства и доработки иных специальных режимов налогообложения, предлагаем обратиться в адрес Государственной Думы РФ о внесении ряда изменений в Налоговый кодекс РФ. Каких именно – вы можете видеть на слайде.
Слайд 13 Одно из наших радикальных предложений – оставить за муниципальными образованиями право самостоятельно определять, отказаться им от ЕНВД, как одного из видов налогообложения, или оставить его на территории муниципального образования, тем самым поддержав в этой сложной ситуации субъекты МСП.
Коллеги, перед тем, как направить наши мотивированные предложения в адрес органов власти, мы обсудили их на заседании Общественного экспертного совета при Уполномоченном с участием экспертов и депутатов Ярославской областной Думы, которые их поддержали. Вчера свои предложения по снижению ставок имущественного налога я озвучил на заседании Правительства области и попросил Губернатора создать рабочую группу по их рассмотрению. Дмитрий Юрьевич идею создания рабочей группы поддержал. Конечно, нужно учитывать, что в сложившейся ситуации важно соблюсти баланс интересов, чтобы, с одной стороны, не допустить увеличения нагрузки на бизнес, а с другой – сохранить стабильные доходы в бюджеты муниципальных образований.
В заключение хочу сказать, что ознакомиться с нашими мотивированными предложениями вы можете на официальном сайте Уполномоченного, и, конечно, прислать свои комментарии на нашу официальную электронную почту. От себя могу заверить, что все ваши замечания и предложения будут переданы членам рабочей группы.
Слайд 14 Благодарю за внимание!