Уважаемые коллеги!

Заставка Благодарю вас за предоставленную возможность выступить с докладом по итогам работы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области в 2019 году. Готовясь к выступлению, я прекрасно понимал, что сложившаяся в стране ситуация бросает нам новые вызовы, и то, что было актуальным еще пару месяцев назад, сегодня уходит на второй план. Я очень коротко расскажу об основных аспектах нашей деятельности в прошлом году. Подробную информацию я ранее изложил в ходе своего отчета на заседании профильного комитета областной Думы, поэтому сегодня сделаю  акцент на самочувствии бизнеса региона в условиях распространения коронавирусной инфекции. Акцентирую ваше внимание: доклад написан на основе официальных обращений предпринимателей в наш аппарат и цифрах, озвученных федеральным Уполномоченным Б.Ю. Титовым в ходе доклада Президенту РФ.

Слайд 2  Итак, общее количество обращений в наш аппарат в 2019 году – 724. Эта цифра складывается из трех показателей:

— письменные жалобы, заявления, предложения от предпринимателей – их 229.

— устные обращения, поступившие к общественным помощникам Уполномоченного и в наш аппарат, – их 305.

— и, наконец, проекты нормативных правовых актов, поступивших к нам на процедуру оценки регулирующего воздействия. В 2019 году их 190.

В прошлом году у нас рекордное количество заявителей – 3 357 человек, что связано с большим количеством коллективных обращений. В целом за 6 лет работы, с 2013 по 2019 годы, в мой адрес поступило порядка 4 600 обращений от 9 900 заявителей.

Слайд 3 Еще одна значимая часть нашей работы – защита прав предпринимателей в судах. В прошлом году юристы нашего аппарата приняли участие в 16 судебных заседаниях по 12 делам административного и уголовного характера. Их результатом стали 8 судебных решений в пользу предпринимателей. Обратите внимание – 2/3 судов мы выиграли. Для меня это важный показатель и свидетельство того, что большинство жалоб предпринимателей являются обоснованными.

Слайд 4 Теперь несколько слов о ключевых проблемах бизнеса-2019. Лидерство среди них сохраняет так называемая «тройка» проблем –  это государственная кадастровая оценка недвижимости, предстоящая с 2021 года отмена ЕНВД и существенное повышение тарифов на электроэнергию. К ключевым проблемам бизнеса мы добавили еще две, не менее актуальные, — это необъективно высокая стоимость услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также введение обязательной маркировки товаров и проблемы, связанные с внедрением данной системы. Коротко о каждой.

Слайд 5 Первая проблема — государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. В свете возросшей – в некоторых случаях в несколько раз – кадастровой стоимости, закономерно, что возрастет и сумма имущественного налога, которую предприниматели должны заплатить в бюджет. Данная налоговая нагрузка для них неподъемна. Об этом они не раз говорили на всех площадках, в том числе в Правительстве региона и в областной Думе.

Слайд 6 Следующая проблема – повышение платы за электроэнергию. Тариф на электроэнергию в регионе для предпринимателей первой ценовой категории на низком напряжении превысил 9,5 рублей за киловатт, став самым высоким не только в Центральном федеральном округе, но и в целом в стране. Нас «переплюнули» только те регионы Дальнего Востока и Сибири, где для выработки электроэнергии используются дизеля, и их тарифы существенно выше наших.

Слайд 7 Третья ключевая проблема – это предстоящая отмена Единого налога на вмененный доход. Уважаемые коллеги, еще раз акцентирую ваше внимание! Существующая экономическая обстановка, в том числе и в нашем регионе,  не позволяет отказаться от ЕНВД без ущерба для бизнеса, потому что альтернативные режимы налогообложения бизнесу не предложены, а только в нашей области данный налоговый режим используют около 26% субъектов малого предпринимательства.

Слайд 8 Четвертая проблема – необъективно высокая стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО. Мы вновь озвучиваем свое предложение: для определения норматива накопления ТКО предлагаем использовать не общую, а полезную площадь здания, а для магазинов и торговых павильонов – торговую площадь. Это позволит снять напряжение в бизнес-среде по данному вопросу и существенно сгладить негатив от первоначальных решений, принятых Правительством области.

Слайд 9 И, наконец, пятая проблема – это сложности бизнеса, возникающие в процессе внедрения обязательной маркировки товаров. Как и в случае с онлайн-кассами, нововведение предполагает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес – это приобретение оборудования для маркировки плюс сам процесс маркировки, который тоже не является бесплатным. Но главное, на что обращают внимание предприниматели сегодня — в нынешних сложных экономических условиях маркировка станет очередным ярмом для бизнеса.

С целью обратить внимание властных структур на вышеозвученные проблемы в ноябре 2019 года мной были направлены мотивированные предложения по изменению законодательства в сферах налогообложения и тарифообразования в адрес Губернатора Ярославской области Дмитрия Юрьевича Миронова, Правительства региона и областной Думы.

Слайд 10 Также в конце марта этого года предложения по решению ряда наиболее актуальных проблем бизнеса ушли в адрес Председателя Правительства РФ Михаила Владимировича Мишустина. Обращаю ваше внимание – в подготовке этих мотивированных предложений приняли участие более 75 регионов Российской Федерации. Только участниками межрегионального совещания уполномоченных в Ярославле стали 42 региона страны.

 К наиболее актуальным проблемам бизнеса мы отнесли:

— последствия отмены ЕНВД, необходимость оптимизации иных налоговых режимов;

— повышение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и рост имущественных налогов;

— рост цен на электроэнергию и необходимость пересмотра тарифов для субъектов МСП;

— высокий размер страховых взносов для малого бизнеса и  необходимость его снижения;

— недостатки в работе системы автоматического весогабаритного контроля на дорогах страны и необходимость ее совершенствования.

Некоторые предложения Уполномоченного были поддержаны как депутатами областной Думы, так и Правительством области. В этой части я отдельно хочу отметить активную позицию председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Александра Германовича Гончарова, который стал координатором этой работы в Думе.

Аппарат Уполномоченного также получил ответы на свои предложения из Минэнерго, Минэка, Минтранса и Росреестра. Ряд наших предложений поддержаны, а в федеральное законодательство в ближайшее время будут внесены соответствующие изменения. Подробнее об этом я готов доложить на заседании профильных комитетов.

Уважаемые депутаты! Время, как я уже отметил, не стоит на месте, и те решения, которые были востребованы до ситуации с пандемией коронавируса, сейчас приобрели еще большую актуальность.

Слайд 11 С середины марта в наш аппарат поступило 83 обращения на тему коронавируса от 380 заявителей. Кроме того, специалистами аппарата было оказано порядка 70 устных консультаций по проблемам, связанным с ограничением предпринимательской деятельности и мерам господдержки.

Основной вывод: все отрасли бизнеса констатируют существенное падение спроса на их продукцию.

Слайд 12 По информации Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области количество граждан, обратившихся с целью поиска работы за период с 28 марта по 12 мая 2020 года, составило 16 409 человек. Подавляющее большинство этих людей пришли на биржу труда из бизнеса, некоторые из нас стали получать пособия в размере 12 130 рублей.

Самое печальное, что 5 870 человек получили минимальное пособие в размере 1 500 рублей. Сами представьте, как на эти деньги прожить в наше время. И среди получивших такие суммы есть предприниматели, которые годами исправно платили налоги.

Слайд 13 Хочу обратить ваше внимание: в сфере МСП у нас работает порядка 150 000 человек. Если предположить, что средний уровень безработицы в области в секторе МСП будет около 10% — а это порядка 15 000 человек — то по предварительным расчетам сумма, затраченная на выплаты пособий по безработице за год, составит порядка 2,2 млрд рублей средств федерального бюджета.

Как вы понимаете, помимо реальной безработицы, имеет место быть и так называемая «скрытая безработица». Это люди, которые в настоящее время не зарегистрированы на бирже труда, а находятся в вынужденных отпусках, в основном без сохранения заработной платы.

Поэтому возникает вопрос: зачем тратить такие огромные деньги на пособия по безработице, если можно их направить в виде безвозмездных субсидий предпринимателям-работодателям, тем самым не допустив рост числа безработных? Еще в начале апреля данное предложение озвучил Алексей Валентинович Калганов, и я его полностью поддерживаю. Эти деньги — 2 млрд рублей — гораздо эффективнее потратить на поддержку субъектов МСП, чем наращивать количество людей, лишившихся работы, а потом выплачивать им пособие по безработице.

Слайд 14 Теперь об ОКВЭДах (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Именно на них ориентируются регионы при подготовке своих планов. Можно много рассуждать о том, какие отрасли должны входить в этот перечень и постоянно его дополнять с учетом региональной специфики, но уже ни для кого не секрет, что происходит тотальное падение доходов всех субъектов МСП. По сути, осуществляющие деятельность в одинаковых сферах, но имеющие разные ОКВЭДы предприниматели, оказались в неравных условиях.

По мнению бизнес-сообщества, поддержка предпринимателей должна исходить из критерия падения реальных доходов за период ограничений, а не разделения их по принципу нуждаемости на основании ОКВЭДов. Предложение института уполномоченных — господдержку должны получить те предприниматели, доходы которых снизились в апреле на 30 и более процентов.

Слайд 15 Третье. Как я уже говорил, с 2021 года будет отменен специальный  налоговый режим ЕНВД. Предлагаем для всех видов деятельности, которые в настоящее время применяют налогообложение в виде ЕНВД, установить ставки налога по УСН на уровне 1%, если базой для исчисления налогов являются доходы, и 5%, если доходы, уменьшенные на величину расходов. Так мы поможем наиболее уязвимым отраслям малого бизнеса безболезненно адаптироваться к переходу на иные режимы налогообложения.

Коллеги, вы сегодня приняли региональный закон о снижении  в 2 раза размера дохода по патентной системе налогообложения. Считаю это полумерой и предлагаю для всех отраслей, независимо от того, попали они в перечень или нет, установить стоимость патента в размере 1 рубля и не позднее сентября принять решение. Уверен, на фоне предстоящей отмены ЕНВД это будет наиболее продуктивное решение.

Слайд 16 Четвертое. Благодаря совместным действиям бизнеса и власти в регионе была установлена пониженная ставка налога на имущество организаций в размере 1,6%. Однако и эта величина в настоящих условиях слишком обременительна для бизнеса. Поэтому в текущей ситуации с  учетом позиции бизнес-сообщества предлагаем снизить как минимум вдвое ставки по имущественным налогам не только для организаций, но и для физических лиц.

Слайд 17 Сложности возникают и с федеральными мерами поддержки. Большинство предпринимателей не могут воспользоваться ими из-за введенных ограничений, что существенно сужает круг потенциальных получателей субсидии.

Коллеги, все вышеизложенное я озвучил две недели назад в ходе ВКС с Полномочным представителем Президента в ЦФО Игорем Олеговичем Щеголевым и подтвердил свои выводы цифрами из исследования бизнес-климата на территории Ярославской области.

А теперь прошу обратить внимание на слайды. Цифры указаны на основе опросов ярославских предпринимателей, регулярно проводимых аппаратом федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова.

Слайд 18 Итог: 50% респондентов ответили, что остановили деятельность своих компаний.

Слайд 19 47,9% предприятий из пострадавших отраслей считают, что условия предоставления поддержки, которые заявлены государством, не позволят никому ее получить.

Слайд 20 В условиях пандемии спрос на продукцию/услуги вырос только у 2%  опрошенных.

Слайд 21 55% предпринимателей столкнулись с невозможностью платить заработную плату сотрудникам и налоги с фонда оплаты труда;

  • более 42% столкнулись с неплатежами со стороны контрагентов по уже отгруженным товарам, в том числе, с невыполнением обязательств по государственным и муниципальным контрактам;
  • и почти 40% заявили о невозможности платить налоги на имущество или платежи по договору аренды, а также коммунальные платежи.

Слайд 22 Статистику, какое количество предпринимателей пожелали воспользоваться предложенными мерами господдержки, вы можете видеть на слайде. Эту информацию комментировать не буду. 

Уважаемые коллеги! В список пострадавших отраслей попали менее трети опрошенных предпринимателей (30,6%). Но даже из этого количества поддержкой по указанным причинам сможет воспользоваться в лучшем случае пятая часть владельцев бизнеса. По нашей информации, перечень пострадавших отраслей ограничится уже имеющимся – это крайне непродуктивное решение федерального центра, которое, на мой взгляд, приведет к росту социальной напряженности и безработицы.

В Ярославской области сегодня принят второй региональный пакет помощи бизнесу, в то время как во многих регионах уже принимаются третий и четвертый пакеты. По большому счету, наши меры не выходят за рамки решений, принятых федеральным центром, сама же скорость принятия решений, по мнению бизнес-сообщества, оставляет желать лучшего.

Слайд 23 Справедливости ради стоит сказать, что общероссийский тренд также не внушает оптимизма. Так, по данным на 21 мая, представленным федеральным Уполномоченным Б.Ю. Титовым и Сбербанком России:

  • 53% предпринимателей оценивают свое положение как катастрофическое;
  • по аналитике Сбербанка почти 54% работодателей значительно сократили размер заработной платы сотрудникам или вообще перестали ее выплачивать;
  • но самый главный вывод, который сделали аналитики Сбербанка, — в июне-июле 2020 года нас ожидает вторая волна кризиса, уже связанная со снижением платежеспособности населения.

Действия органов власти, как федеральной, так и региональных, большинство предпринимателей оценивают критически. На этом фоне более половины респондентов оценили работу института Уполномоченных по защите прав предпринимателей удовлетворительно и положительно, однако данный факт не радует ни меня, ни моих коллег в регионах. Все-таки наша работа с органами власти  должна быть командной, а поддержка бизнеса – системной, а не выборочной, как это происходит сейчас, если мы хотим его сохранить. Именно поэтому я обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, с просьбой принимать решения с учетом вышеозвученных позиций.

Слайд 24 Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ