Уважаемые коллеги!

В дополнение к сказанному Максимом Анатольевичем мне хотелось бы отметить следующее.

В рамках подготовки к проведению государственной кадастровой оценки в регионе была создана рабочая группа под руководством заместителя Губернатора Ярославской области Ильи Валерьевича Баланина.

Те решения, которые принимались на рабочей группе, обсуждались в открытом режиме, и в абсолютном большинстве случаев мы приходили к консолидированной позиции. На мой взгляд, именно эта открытость помогла нам избежать конфликтных ситуаций, учесть мнение предпринимательского сообщества и соотнести их с интересами Ярославской области. Я благодарю Илью Валерьевича и членов рабочей группы за конструктив в принятии решений.

Второе, что хотел бы отметить. Совместно с ГБУ «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» в муниципальных районах был проведен ряд встреч с предпринимательским сообществом. Таких мероприятий прошло 14, в некоторых муниципальных образованиях мы побывали дважды. В рамках Координационных советов при главах муниципальных образований мы информировали бизнес о  результатах государственной кадастровой оценки, о том, где можно с ними ознакомиться, а также отвечали на многочисленные вопросы. В мероприятиях всегда принимали участие специалисты ГБУ.

Это позволило нам снять ряд негативных моментов, которые возникли по итогам кадастровой оценки, и разъяснить предпринимателям не только как проходила кадастровая оценка, но и как оспорить ее результаты в случае несогласия.

Теперь позвольте проинформировать вас о том, как предпринимательское сообщество восприняло результаты государственной кадастровой оценки недвижимости.

Большинство вопросов и проблем, связанных с результатами кадастровой оценки, было озвучено предпринимателями, которые относятся к категории малого бизнеса. В ходе совещаний в районах они неоднократно заявляли о несоразмерности кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости и о том, что реализовать их по новой стоимости они не смогут. Но самое главное, что предприниматели не смогут оплачивать налог на имущество и земельный налог, которые порой несоизмеримы с получаемыми доходами.

Позицию малого бизнеса понять можно: кадастровая оценка недвижимости проводилась затратным методом что по отношению к старым зданиям, что по отношению к новостройкам. По утверждению предпринимателей, в результате цена объектов значительно выросла, независимо от года постройки и фактического состояния объекта. Особо трудная ситуация создается для предприятий, которые занимаются розничной торговлей в сельской местности, и у потребительских обществ. У последних  стоимость зданий после кадастровой оценки в некоторых случаях увеличилась в 10 и более раз. Кроме того, предпринимательское сообщество обращает особое внимание властных структур на нестабильность действующего законодательства, которое не позволяет предпринимателям на долгосрочной основе планировать свою деятельность. Яркий пример – предстоящая с 2021 года отмена ЕНВД.

Почему итоги кадастровой оценки вызывают беспокойство у бизнес-сообщества региона? Это очевидно! Начиная с 2020 года, результаты кадастровой оценки будут применяться для исчисления имущественного налога как для физических лиц, так и для предпринимателей. В аппарат Уполномоченного уже поступил ряд  коллективных обращений от предпринимателей, которые обеспокоены предстоящими нововведениями и просят обратить на это внимание властей всех уровней.

Уважаемые участники совещания! Нельзя говорить, что в настоящее время для сдерживания роста налоговой нагрузки не предпринимается никаких мер. Они предпринимаются, но, по мнению бизнес-сообщества, пока являются недостаточными. Но есть и позитивные решения.

Так, в региональный закон о налоге на имущество организаций буквально в прошлом месяце были внесены изменения, снижающие ставки по налогу на имущество организаций с 1,75% до 1,6%.

Также от уплаты налога были освобождены организации, применяющие спецрежимы, площадь объектов которых не превышает 100 квадратных метров (ранее было 50 квадратных метров). В перечень не были включены предприятия, площадь которых менее 1000 квадратных метров. Безусловно, это очень правильные решения, которые позволят частично снизить  налоговую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса.

В этой связи не стоит забывать и о земельном налоге, и о налоге на имущество физических лиц, ставки по которым принимают органы местного самоуправления. У большинства муниципальных образований установлена максимальная ставка в 2%: это Переславль-Залесский, Углич, Гаврилов-Ям, Тутаев, Данилов, Пошехонье, Любим и Мышкин.

В качестве положительного примера — пониженные ставки в размере 1% приняты в нормативных актах Ярославля и Ростова Великого. В Рыбинске налоговая ставка на имущество физлиц составляет 1,75%.

Исходя из данных цифр, можно констатировать факт, что в настоящее время налоговая нагрузка на юридических и физических лиц распределена неравномерно. Ставки налога для организаций и предпринимателей в регионе установлены разные, что создает неравные условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Хочу отметить, что в ряде муниципальных образований в других регионах РФ,  учитывая тяжелое экономическое положение субъектов предпринимательской деятельности, уже сейчас принимают меры по пересмотру ставок налога на имущество физлиц. И уже сегодня есть положительные результаты. В качестве примера могу привести Архангельскую и Астраханскую области. Предлагаю и нашим органам местного самоуправления последовать такому примеру.

Что касается ставок по земельному налогу, то в муниципальных образованиях области установлены максимальные ставки в размере 1,5%. Однако в соответствии с будущей редакцией пункта 2 ст. 394 Налогового кодекса РФ, которая вступит в силу с 1 января 2020 года, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Поэтому можно уже сейчас рекомендовать органам местного самоуправления совместно с предпринимательским сообществом начать прорабатывать вопрос о корректировке ставок земельного налога. Главной целью таких действий будет недопущение увеличения нагрузки на бизнес при сохранении стабильных доходов в бюджет муниципальных образований.

Обобщая вышеизложенное, мы видим, что существующая в регионе ситуация говорит о необходимости принятия мер по снижению напряженности по итогам кадастровой оценки и пересмотра ставок налога на недвижимое имущество. Поэтому мы предлагаем ряд изменений в действующие нормативные правовые акты, которые так или иначе будут способствовать сохранению стабильности в сфере налогообложения.

 

Что мы предлагаем:

— сохранить нулевую ставку по имущественному налогу для предпринимателей, находящихся на специальных режимах налогообложения;

 — установить пониженные ставки налога на имущество организаций и физлиц-предпринимателей в отношении объектов, находящихся в сельской местности, и в отношении объектов, принадлежащих потребительским кооперациям;

— установить налог на недвижимое имущество на уровне 0,1-0,5% от кадастровой стоимости объекта для субъектов МСП, применяющих общий режим налогообложения;

— органам местного самоуправления в связи с ростом кадастровой стоимости объектов недвижимости принять меры по корректировке нормативных правовых актов в сфере налогообложения физических лиц по налогу на имущество и по земельному налогу.

И в заключение хочу сказать следующее. На прошлой неделе в адрес Губернатора Дмитрия Юрьевича Миронова, Правительства региона и Ярославской областной Думы были направлены мотивированные предложения по изменению законодательства  в сфере налогообложения. Ранее мы обсудили эти предложения на Общественном экспертном совете при Уполномоченном с участием экспертов и депутатов Ярославской областной Думы, заручились поддержкой членов Совета. Очень надеемся и на вашу, уважаемые коллеги, поддержку! Уважаемый Дмитрий Юрьевич! Прошу Вас дать указания создать соответствующие рабочие группы по данным вопросам при Координационном совете по малому и среднему предпринимательству Ярославской области.

Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы!