Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы посмотрели фильм по итогам пленарного заседания X Межрегионального совещания уполномоченных по защите прав предпринимателей. Поэтому рассказывать еще раз о темах, которые были подняты участниками пленарки, я не буду, а сразу перейду к ее итогам.

По традиции итоговым документом, который мы подготовили совместно со всеми заинтересованными лицами, стала резолюция, куда вошли инициативы по устранению наиболее существенных затруднений бизнеса.

Каких сфер коснулись наши предложения?

  1. Контрольно-надзорная деятельность.

Речь идет о приведении в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле» норм КоАП РФ. Мы предлагаем не привлекать виновное лицо к ответственности в случае, если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено.

  1. Оценка регулирующего воздействия.

Мы просим расширить сферу действия процедуры ОРВ на нормативные акты, устанавливающие, вводящие или изменяющие положения нормативных актов в сфере налогообложения. Также мы предлагаем проведение повторной процедуры ОРВ во 2-ом и 3-ем чтениях представительных органов в случае, если в законопроект были внесены существенные поправки, установлены запреты или новые требования.

  1. Налогообложение.

Мы предлагаем:

  • снизить размер страховых взносов до 15% на весь оплачиваемый фонд оплаты труда;
  • сохранить для участников ювелирного рынка специальные налоговые режимы УСН и ПСН, а также продлить переходную фазу Федерального закона № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» до 2024 года;
  • ФНС до конца 2022 года продлить сроки неприменения операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников;
  • провести налоговую амнистию для добросовестных налогоплательщиков. В резолюции мы прописываем критерии и условия, которые должны выполнить компании при вступлении в программу.

В частности, субъект МСП должен быть включен в Реестр, вести деятельность более 5 лет, не находиться в состоянии банкротства и демонстрировать прирост налоговых отчислений за последние 3 года. При вступлении в программу организация должна сохранить штатную численность сотрудников на уровне не менее 90% и уровень ФОТ на уровне года вступления в программу.

  • изменить подход к уплате НДС «по оплате», а не «по отгрузке»;
  • освободить представителей малого бизнеса от уплаты имущественного налога в отношении всех объектов коммерческого использования;
  • заменить транспортный налог на топливный акциз;
  • увеличить «льготный» срок, в течение которого применяется установленный статьей 194 НК РФ коэффициент Т=1 для новых производителей табачной продукции, до 5 лет.
  1. Внешнеэкономическая деятельность.

Предлагаем:

  • разработать перечень понятных бизнесу критериев риска, а также изменить общий подход к системе управления рисками (пример – риск-ориентированный подход ФНС России);
  • уменьшить период, за который проводится проверка, с 3 лет до 1 года;
  • поддержать принятие законопроекта, смягчающего административную ответственность за нарушения валютного законодательства.
  1. Развитие субъектов МСП.

Здесь мы ходатайствуем о внесении изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ в части увеличения предельных значений критериев отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего бизнеса.

Предлагаем поддержать предложение «ОПОРЫ РОССИИ»  по увеличению порогов по численности сотрудников и по выручке для субъектов МСП в 2 раза:

  • для микропредприятий – до 30 человек и годовой выручкой до 200 млн рублей;
  • для малых предприятий – до 200 человек и годовой выручкой до 1,6 млрд рублей;
  • для средних предприятий – до 500 человек и годовой выручкой до 4 млрд рублей
  1. Контрактная система в сфере закупок.

Изменения в данной сфере очень востребованы и ожидаемы бизнес-сообществом. Поэтому мы предлагаем:

  • разработать методические рекомендации по вопросам существенных изменений условий государственных и муниципальных контрактов;
  • скорректировать Постановления Правительства РФ с целью обязать государственных и муниципальных заказчиков предусматривать обязательное авансирование;
  • поддержать законопроект «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части изменения существенных условий контрактов, заключенных в соответствии с №223-ФЗ.
  1. Рынок естественных монополий.

Менее выгодное положение субъектов МСП в этой сфере по сравнению с крупными монополистами известно всем. Наши предложения:

  • предоставить субъектам МСП-операторам связи равный (наряду с монополиями) доступ к возможности пересылки почтовых отправлений в электронной форме;
  • запретить включать в условия типовых договоров требования об авансировании оплаты услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий. Сейчас монополисты требуют от МСП обязательный аванс за 1 месяц вперед, мы предлагаем сделать для них оплату по факту, как платит население;
  • сделать прозрачными условия ценообразования на услуги монополистов.
  1. Уголовное преследование предпринимателей.

Здесь наше главное предложение – поддержать проект постановления Государственной Думы РФ об объявлении амнистии в отношении предпринимателей, совершивших преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономики. Кроме того, мы предлагаем расширить перечень субъектов, подпадающих под условия такой амнистии, с учетом компенсации ущерба потерпевшей стороне.

Коллеги, это очень краткая выжимка основных моментов резолюции. И если внимательно посмотреть на озвученные предложения, то некоторые из них уже были реализованы (это касается уголовной и налоговой амнистии). С учетом того, что в свое время данные меры оказали положительное влияние на состояние бизнес-сообщества, то и в текущих условиях это будет ни с чем не сравнимая поддержка. Что касается иных наших предложений, то они вполне выполнимы и не несут каких-то существенных потерь для бюджета.

В настоящее время резолюция дорабатывается модераторами совещания, и мы будем благодарны, если вы, уважаемые коллеги, подключитесь к этому процессу и сформулируете свои предложения в документ. Затем резолюция пленарного заседания будет направлена в адрес Правительства РФ, Государственной Думы ФС РФ и в адрес «большой четверки» общественных бизнес-объединений – «ОПОРЫ РОССИИ», «Деловой России», ТПП РФ и РСПП.

Также отмечу, что Межрегиональное совещание уполномоченных не ограничилось только пленарным заседанием. 22 июня у нас состоялся семинар «Защита интеллектуальной собственности», а 23 июня — традиционная секция уполномоченных (мы подняли тему развития института уполномоченных в стране и повышения его эффективности) и секция «ОПОРЫ РОССИИ».

И еще одно большое мероприятие, прошедшее у нас 23 июня, — круглый стол по вопросам финансового обеспечения развития экономики, который подготовили сотрудники Центрального Банка РФ. Модераторами выступили начальник Управления финансовой доступности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Роман Марков и директор Института финансовой грамотности Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Петриченко.

Друзья, в заключение я хотел бы еще раз напомнить простую истину. Все подобные совещания будут эффективны только в том случае, когда каждое предложение уполномоченных и предпринимательского сообщества будет получать объективную оценку со стороны органов власти, и за каждое предложение будет назначено ответственное должностное лицо. Тогда, возможно, и системных проблем, переходящих из года в год, станет меньше.

Стабильная экономика — это не только экономика, где годами ничего не меняется, но и система, построенная на доверии власти, бизнеса и граждан. Хотелось бы, чтобы наши коллеги из федеральных органов власти это понимали.

Благодарю за внимание!