Добрый день, уважаемый Максим Юрьевич, уважаемые коллеги!

Являясь Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ярославской области, я представляю здесь интересы бизнес-сообщества нашего региона. Все проблемы, уже озвученные в предыдущих выступлениях, актуальны и для нашей области.

За весь период деятельности в качестве Уполномоченного — с 2013 года — ко мне поступило 35 обращений от 85 предпринимателей, работающих в сфере транспорта. Их темы различны: это ценовая политика государства (повышение цен на ДТ и планируемое повышение платы в системе «Платон»), вопросы законодательства, ограничение конкуренции при организации торгов по перевозке пассажиров на внутримуниципальных маршрутах, проблемы в таксомоторной деятельности и т.д.

Сегодня я хочу выделить три наиболее актуальные проблемы, которые являются системными и вызывают серьезную обеспокоенность у ярославских предпринимателей.

1. Первая проблема в сфере автотранспортных перевозок грузов. С этой проблемой ко мне обратились представители Союза автоперевозчиков Ярославской области

Предприниматели озабочены ситуацией в связи с введением административной ответственности грузоперевозчиков за нарушения в случае фиксации этого правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, а также видеозаписи.

Ознакомившись с их обращениями, мы провели мониторинг законодательства. Получается, что внедрение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля фактически освобождает от ответственности самого грузоотправителя и практически делает невозможным его привлечение по ч. ч.8-10 ст.12.21.1 КоАП РФ, так как ответственность в случае фиксации административного правонарушения несет владелец транспортного средства. Согласно примечанию к статье 5.1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, должно доказать свою невиновность.

Учитывая, что грузоперевозчику о совершенном им правонарушении становится известно после того, как груз выгружен, и непонятно, что на самом деле было причиной фиксации нарушения нормативов, доказать отсутствие вины и факт самого правонарушения практически невозможно. Техническая возможность осуществить самостоятельную проверку массы транспортного средства с грузом и его габаритных параметров отсутствует. Проверить соответствие массы груза, указанной в транспортной накладной грузоотправителем, реальной массе также невозможно. При таких обстоятельствах доказать невиновность грузоперевозчика, а также привлечь к ответственности истинного виновника – грузоотправителя – опять же не представляется возможным.

Кроме того, установленные технические средства не имеют стопроцентной точности измерений и во многом зависят от внешних условий. Следовательно, нельзя принимать и решение о совершении административного правонарушения и составлении протокола только на основании показаний этого оборудования. Однако, как показывает судебная практика, суды считают достаточным, что приборы учета имеют действующий сертификат соответствия, поэтому их данные воспринимаются как истина в последней инстанции. Размеры штрафных санкций, которые ложатся на плечи грузоперевозчиков, несоизмеримы с последствиями правонарушений: минимальный размер штрафа составляет 150 тысяч рублей.

Коллеги, в феврале 2017 года мы озвучили сложившуюся ситуацию на заседании Экспертного Совета при комитете Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству, а в марте 2017-го – на совещании в Правительстве Ярославской области. Департаментом транспорта нам было предложено провести семинар-совещание с представителями судебного корпуса на предмет определения доказательств, которые могут быть приняты судами, однако это не снимает проблему и создает дополнительную нагрузку как на грузоперевозчиков, так и на судебный институт.

Принимая во внимание, что указанная сфера деятельности регулируется на федеральном уровне, мы вышли на Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с просьбой организовать совещание с представителями Министерства транспорта РФ. Встреча, состоявшаяся 23 мая, показала неготовность Правительства РФ идти навстречу предпринимателям и искать совместные решения в названных ранее болезненных вопросах.
В рамках встречи нами сформулированы и озвучены следующие предложения:

Первое. Установку оборудования автоматизированного весогабаритного контроля проводить в комплексе со стационарными контрольными весами, обслуживаемыми квалифицированными сотрудниками транспортной инспекции и ГИБДД. Оборудование автоматизированного весогабаритного контроля должно осуществлять только предварительный контроль транспортных средств. Сотрудники транспортной инспекции, получив сигнал с автоматизированной системы, будут останавливать только ТС с подозрением на возможное нарушение правил перевозки грузов для дальнейшего выяснения обстоятельств. Решение о наличии правонарушения и дальнейшем привлечении виновного (автоперевозчика или грузоотправителя) к ответственности должно приниматься на месте.

Второе. Следует установить ответственность не за превышение нагрузки на ось транспортного средства, а за превышение допустимой массы транспортного средства (масса ТС + масса груза).

И последнее. Размер штрафов за административное правонарушение должен быть адекватен размеру провинности и последствиям данного правонарушения.

2. Вторая проблема — это чрезмерное нормативное регулирование сферы автотранспортных перевозок грузов.

Как сообщил обратившийся к нам заявитель — руководитель одного из предприятий, осуществляющих перевозку собственных грузов для своих нужд — после проведенной плановой проверки его предприятия Ространснадзором было выявлено порядка 11 нарушений действующего законодательства РФ, регулирующего сферу автотранспортных перевозок грузов, выдано предписание. Генеральный директор организации полагает, что выполнить все эти требования невозможно, считает их избыточными для субъектов предпринимательской деятельности, управляющих автотранспортом лично, а также для предпринимателей, в работе которых автотранспортная деятельность не является основной. В связи с этим предлагается:

Первое. Для индивидуальных предпринимателей, управляющих лично автотранспортным средством, максимально приблизить законодательные требования к нормам, предъявляемым к физическим лицам, управляющим ТС.

Второе. Для лиц, в работе которых перевозка грузов автотранспортными средствами не является основной, максимально упростить процедуру порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н. Предлагаем оставить только предрейсовый медосмотр.

Третье. Упразднить контроль технического состояния транспортного средства при выпуске на линию (возврате) (п. 29 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7″Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Четвертое. Упразднить требование о сверке с ОВД сведений о ДТП, совершенных с участием принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности ТС (п. 18 Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»).

В качестве резюме отмечу, что данные предложения требуют тщательной проработки и оценки с точки зрения соблюдения баланса интересов предпринимателей, задействованных в данной сфере, и безопасности дорожного движения. Вместе с тем, нельзя отрицать тот факт, что чрезмерное нормативное регулирование сферы автотранспортных перевозок грузов заставляет предпринимателей, имеющих небольшой автопарк, уходить в «тень», поскольку выполнения ряда требований действующего законодательства является для них непосильным.

3. Третья проблема, актуальная для ярославских перевозчиков, — в сфере осуществления пассажирских перевозок. Она выражается в нарушении прав предпринимателей при установлении органом местного самоуправления дополнительных требований к техническому оснащению эксплуатируемого автопарка, а также к квалификации и внешнему виду водителей.

Приведу пример: орган местного самоуправления в рамках реформирования системы пассажирского транспорта предложил закрепить определенные требования к осуществлению регулярных перевозок. В частности, установить новые стандарты технического и санитарного состояния маршрутных такси (определенная марка и цвет автобусов, работающих на топливе экологического стандарта ЕВРО-5), безопасности подвижного состава и организации перевозок, сроков эксплуатации автобусов.

В то же время мэрия города с целью создания условий для реализации этих нововведений планирует взять на себя определенные обязательства перед предпринимателями, которые выполнят указанные требования, а именно:

  • сохранение за предпринимателями действующих маршрутов в течение последующих семи лет;
  • сохранение возможности использования автобусов средней вместимости;
  • организация поддержки в поставке подвижного состава;
  • обеспечение софинансирования в рамках действующих программ при замене подвижного состава и помощь в решении вопросов, связанных с расторжением действующих договоров лизинга и т.д.

Стоит отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускается установление законом или иным НПА субъекта Российской Федерации или муниципального образования требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам. Однако, вопрос, какие именно требования к перевозчикам могут быть установлены, а какие являются излишними – остается открытым. На данный момент проект муниципального НПА находится в стадии согласования. Создана рабочая группа, в ее состав вошел наш общественный помощник, который следит за тем, чтобы права предпринимателей не были нарушены.

Коллеги, я сделал акценты на основных проблемах, которые волнуют ярославский бизнес, работающий в сфере транспорта. В заключение отмечу еще раз: состояние малого бизнеса в сфере грузовых и пассажирских перевозок такого, что они находятся на грани рентабельности и работают по серым схемам или уходят «в тень» только для того, чтобы выжить. Позиция Министерства транспорта, уравнивающая крупных и мелких перевозчиков, ведет к уничтожению последних.

Поэтому прошу Вас принять во внимание наши предложения и рассмотреть возможность их реализации на практике. Также на основе анализа ситуации предлагаю дать больше полномочий для решения данных проблем регионам.

Благодарю за внимание!