Уважаемый Владимир Витальевич, коллеги, предприниматели!

Заставка В своем выступлении мне хотелось бы рассказать об основных направлениях работы аппарата Уполномоченного за январь-июль 2017 года.

Слайд 2 Прежде всего, обратимся к статистике. С января по июль в наш аппарат поступило более 500 обращений от предпринимателей региона. Здесь мы констатируем ярко выраженный рост. Более чем в 3 раза возросло количество письменных обращений, почти на 45% увеличилось количество устных. Ярославские предприниматели жалуются на необоснованные проверки со стороны контрольно-надзорных органов, задолженность по государственным и муниципальным контрактам, демонтаж нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, проблемы в земельных отношениях.

В этом году в качестве отдельной группы можно выделить обращения о демонтаже НТО и рекламных конструкций: эти проблемы проявились в Ярославле и Переславле. Работа по этим системным вопросам идет до сих пор, в том числе с привлечением органов прокуратуры. Для других МР данная ситуация пока неактуальна, однако, уверен, это вопрос времени.

Здесь стоит отметить, что демонтаж нестационарных торговых объектов – не только наша региональная специфика, это общефедеральный тренд, законодателем которого выступила столица. Проезжая различные города России, мы видим, насколько внешний облик большинства киосков родом из 90-х не соответствует современной концепции благоустройства городской среды, санитарным нормам, культуре обслуживания покупателей. Все больше и больше населенных пунктов приходят к тому, что внешний облик НТО нужно приводить к единому знаменателю.

Вы все помните, какие жаркие баталии вызвало решение мэрии Ярославля о замене НТО. Трудности на этом нелегком пути были, и ряд вопросов еще предстоит решить. Однако мы, со своей стороны, видим движение власти и бизнеса навстречу друг другу, и можем это только приветствовать. Администрация города действовала поступательно: была актуализирована схема НТО, упорядочены правила и ход демонтажа старых киосков, малому бизнесу было предложено альтернативное решение.

К сожалению, несколько иная картина складывается в Переславле. В 2017 году количество жалоб от переславских предпринимателей увеличилось в 2 раза и это только за первое полугодие. Со стороны администрации Переславля мы шагов навстречу бизнесу пока не наблюдаем. Ситуацию держим под контролем.

Слайд 3 Вернемся к цифрам. Для изменения бизнес-климата к лучшему необходима большая нормотворческая работа. Здесь важное место отводится инициативам и потребностям предпринимательского сообщества, а мы, в свою очередь, выступаем лишь проводниками данной инициативы к органам власти. За 7 месяцев текущего года юристами аппарата на федеральный уровень вынесено 20 предложений о законодательных инициативах, проведено 36 экспертиз по результатам оценки регулирующего воздействия на проекты нормативно-правовых актов и 8 судебных дел, 6 из которых разрешились в пользу предпринимателей. В этом блоке работы хочется особо подчеркнуть значение оценки регулирующего воздействия: более 30% проектов нормативных правовых актов, прошедших процедуру ОРВ, уходят в корзину, поскольку содержат положения, вводящие избыточные требования, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.

Продолжает активно развиваться и направление «МФЦ для бизнеса» — в отчетном периоде проведено 63 выездных приема предпринимателей в филиалах «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» региона.

Во втором полугодии 2017-го снижения числа обращений специалисты аппарата также не прогнозируют.

Слайд 4 Ключевым мероприятием для нас в первом полугодии стало Всероссийское совещание с участием Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова и Президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александра Калинина, прошедшее 22 июня в Ярославле.

Слайд 5 В нем приняли участие более 370 человек — это представители малого и среднего бизнеса, крупных производственных и промышленных предприятий, руководители Правительства Ярославской области, мэрии города Ярославля, депутаты Ярославской областной Думы, актив общественных организаций. В общей сложности 74 субъекта Российской Федерации.

Слайд 6 Формат встречи — это открытый диалог, целью которого было озвучивание актуальных проблем бизнеса разных уровней. Так, предпринимателями были озвучены следующие вопросы:

  • дублирование функций контрольно-надзорных органов;
  • реализация товаров местных производителей в торговых сетях;
  • модернизация законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции, правового регулирования пивоваренной отрасли;
  • вопросы деятельности промышленных малых предприятий, осуществляющих выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • проблемы бизнеса в сфере осуществления пассажирских перевозок, тарифной политики и нестационарной торговли;
  • проблемы организации грузовых автомобильных перевозок;
  • актуальные проблемы строительной отрасли;
  • экономические проблемы машиностроительной отрасли;
  • вопросы муниципального контроля в сфере ЖКХ и иные вопросы.

Мне хотелось бы вкратце остановиться на резюме, которое спикеры озвучили по некоторым из вышеназванных проблем.

Слайд 7 По контрольно-надзорной деятельности. Представители института уполномоченных регулярно поднимают этот вопрос на различных площадках по всей России. Динамику показателей проведения проверок вы можете видеть сейчас на слайде. В 2016 году рост общего числа проверок составил почти 2 тысячи. Но особо нас настораживает тот факт, что количество внеплановых проверок увеличилось более чем на 4,5 тысячи.

Слайд 8 Прежде всего, нами было предложено пересмотреть порядок назначения внеплановых проверок путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Определить четкие критерии эффективности деятельности контрольно-надзорных органов. И, наконец, подготовить реестр требований, которые субъекты предпринимательской деятельности обязаны выполнять. Следует исходить из того, что законодательство регулярно меняется, и бизнес просто не успевает отслеживать эти изменения. Тем более, что главная задача предпринимателя – выполнение стратегических показателей и развитие предприятия, а не мониторинг нововведений и требований к бизнесу.

Нужно признать, что эти предложения не новы. Однако мы надеемся, что нас наконец-то услышали: в начале августа Президент РФ В.В. Путин дал распоряжение о сокращении числа внеплановых проверок — не более 30 % от количества плановых, за исключением чрезвычайных ситуаций. При этом сроки проверок не должны превышать 10 суток.

Сейчас по всей России внедряется реформа контрольно-надзорной деятельности, в которой принимают участие 12 ведомств. Реформа четко определяет, что контрольно-надзорные мероприятия должны быть риск-ориентированными. И по итогам обсуждения правоприменительных практик различных контрольно-надзорных ведомств в 1-ом полугодии 2017-го действительно просматривается снижение числа проверок вплоть до 40-50%.

Но возникает настораживающая закономерность, которую уже озвучили некоторые ведомства: число проверок стремительно падает, а число жалоб со стороны граждан на всевозможные нарушения растет. Предпринимателям не стоит забывать, что права и интересы человека государство ставит не ниже, чем права бизнеса. Поэтому, рассчитывая на снижение давления, и сами бизнесмены должны вести свое дело цивилизованно, чувствуя ответственность перед законом и потребителями.

Слайд 9 Реализация товаров местных товаропроизводителей в федеральных торговых сетях.

Очень актуальный вопрос, который также обсуждается давно. Среди проблем реализации товаров местных производителей:

  • сложная и длительная система переговоров о вхождении в федеральную сеть;
  • низкая конкурентоспособность местных производителей, представляющих малый и средний бизнес, вследствие высокой торговой наценки (до 60-65 %);
  • стратегия сетей не позволяет местным производителям малого и среднего бизнеса планировать свое развитие и обновлять производственные фонды (налогооблагаемая база предприятий уменьшается с каждым годом).

Было предложено:

  • предоставлять квоты местным производителям на поставляемую продукцию;
  • максимально делегировать полномочия для ведения переговоров по заключению контракта региональным представителям сетей;
  • совместно рассматривать варианты «справедливой цены» на продаваемый в торговой сети товар.

От себя отмечу, что до 20 августа 2017 года по поручению Президента РФ В.В. Путина Правительство должно рассмотреть целесообразность запрета на открытие в регионах федеральными ритейлерами новых магазинов, если их совокупная доля на местном рынке уже превышает 50%. Цель — защитить региональный бизнес.

Но есть и точка зрения оппонентов данной инициативы. Один из аргументов — в случае введения запрета будут ограничены возможности для инвестиций и развития торговой инфраструктуры в регионах. В целом, проблема ценообразования на местную продукцию требует тщательного и серьезного анализа. Какое решение будет принято по этому вопросу – узнаем в конце лета.

Слайд 10 Модернизация законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции, правового регулирования пивоваренной отрасли.

Нормы регулирования в отношении пива в России — одни из самых жестких в Европе. Существующая система государственного регулирования алкогольного рынка в России привела к стремительному падению легального алкогольного рынка и росту теневого сегмента без изменения реального среднедушевого потребления алкоголя.

По экспертным оценкам, на сегодняшний день около 30% розничных точек, реализующих алкоголь, работает без лицензии, от 50 до 70 % от общего объема крепкого алкоголя находится в теневом секторе. За последние 3 года вследствие ужесточения правил розничной продажи алкоголя полностью закрылись около 18 тысяч стационарных магазинов, около 14 тысяч предприятий общественного питания, а также около 35 тысяч нестационарных торговых объектов.

Федеральные спикеры Б.Ю. Титов и А.С. Калинин поддержали инициативу пивоваренной компании «Балтика» по подготовке изменений в ФЗ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на федеральном уровне.

Слайд 11 Проблемы бизнеса в сфере осуществления пассажирских перевозок, тарифной политики и нестационарной торговли. О проблемах бизнеса в сфере осуществления пассажирских перевозок, тарифной политики и нестационарной торговли присутствующим рассказал председатель ярославского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Выржиковский. Он предложил инициировать принятие ФЗ «О торговле», новый проект которого уже 3 года обсуждается в Государственной Думе РФ: по мнению «ОПОРЫ», он внесет определенность в трактовку законодательной базы в отношении объектов НТО на местах. Также необходимо снять ограничения на продажу отдельных видов продукции (алкоголь, табак) в объектах НТО — данное требование ограничивает конкуренцию и, соответственно, предоставляет необоснованные преференции торговым сетям.

В сфере пассажирских перевозок «ОПОРА» предлагает на федеральном уровне определить четкие полномочия муниципальных и региональных чиновников, закрепив в законодательных актах полный перечень требований и условий к данному виду деятельности, периоду эксплуатации транспортных средств, а также исчерпывающему перечню условий, при которых в одностороннем порядке прекращается оказание или получение данного вида услуг.

Слайд 12 Проблемы строительной отрасли. От лица представителей строительной отрасли выступил Президент ЯрТПП Сергей Кузенев. В числе прочих тезисов он обратил внимание на недопустимость ошибок должностных лиц в кадастровом и земельном учете, в налоговой сфере, необходимость введения ответственности за это. Для поддержания строительной области в регионах необходимо решить ряд принципиальных для строительной отрасли вопросов, в числе которых:

  • реализация органами местного самоуправления обязанности по обеспечению территории социальной и инженерной инфраструктурой;
  • пересмотр программ кредитования;
  • изменение порядка подключения к инженерным сетям строящихся многоквартирных домов;
  • изменение действующего законодательства в сфере страхования, проектного финансирования и т.д.

Слайд 13 Экономические проблемы машиностроительной отрасли. Директор ОАО «Элдин» Турсун Ахунов в своем выступлении затронул тему тарифообразования и завышенной стоимости тарифов на энергоносители, в том числе, за счет платы за мощность, не являющейся товаром. В числе многочисленных предложений отрасли — отмена платы за мощность.

По результатам совещания все предложения, поступившие от предпринимателей, были внесены в протокол и направлены в Ярославскую областную Думу, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателе Борису Титову, Президенту «ОПОРЫ РОССИИ» Александру Калинину и иным структурам для дальнейшей проработки. Более того, данные предложения будут обсуждаться на федеральной конференции «ОПОРЫ РОССИИ», которая состоится в сентябре 2017 года. Надеемся, что результатом этой работы станет изменение законодательства на федеральном уровне.

Слайд 14 Теперь буквально в двух словах о планах аппарата Уполномоченного на ближайшую перспективу. 28-29 сентября в Ярославле пройдет совещание под эгидой Программного офиса Совета Европы «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне». Этот проект носит название «ПРЕКОП II» и реализуется с 2016 года институтом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Советом Европы. Его география охватывает 6 регионов России, где уже прошли аналогичные семинары. Ярославская область – последний регион-участник проекта. Ведущие эксперты Совета Европы рассмотрят контрольно-надзорные мероприятия на муниципальном уровне, виды коррупции, затрагивающие предпринимателей, и представят основные рекомендации органам власти, чтобы свести коррупционные проявления в этой сфере к минимуму.

Следующим большим блоком в нашей работе, который по традиции начинается в октябре, станет подготовка ежегодного доклада Уполномоченного по итогам года и презентация его бизнес-сообществу.

Коллеги, в заключение своего выступления хочу еще раз пригласить к сотрудничеству как органы муниципальной власти, так и предпринимательское сообщество. Мы всегда открыты для ваших предложений и инициатив.

Слайд 15 Благодарю за внимание!

Скачать презентацию Встреча с предпринимателями 11.08 2017 Ярославль