Добрый день, уважаемые коллеги!

Заставка Мое сегодняшнее выступление является продолжением ежегодной отчетной кампании Уполномоченного перед общественными объединениями предпринимателей Ярославской области, которая определена региональным законодательством и стала уже традиционной.

Слайд 2 В 2018 году нашему институту исполнится пять лет. За этот период он стал востребованным и получил признание большинства общественных объединений предпринимателей региона, органов власти и контрольно-надзорных структур. Совместно с депутатами Ярославской областной Думы и Правительством Ярославской области нам удалось создать эффективно действующую структуру, объединив на площадке аппарата Уполномоченного представителей бизнес-сообщества, юристов, экспертов — людей, которые проявляют заинтересованность в развитии региона и создании благоприятного инвестиционного климата.

В моем отчете отражены не только основные результаты работы аппарата в текущем году, но и проанализирована деятельность института бизнес-омбудсмена за весь период его существования. Обращаю ваше внимание, что данный отчет станет основой для ежегодного доклада Уполномоченного по итогам работы в 2017 году, который будет представлен Губернатору Ярославской области и депутатам областной Думы. В данный доклад войдут предложения и замечания бизнес-сообщества, которые они представят в начале следующего года. Проект Доклада для обсуждения будет выложен на официальном сайте Уполномоченного в январе 2018 года.

Слайд 3 Обратимся к статистике. Всего за время существования аппарата Уполномоченного по состоянию на конец ноября к нам обратились 5 419 человек. За 11 месяцев 2017 года нами зарегистрировано 908 обращений. Их основная тематика – земельные и имущественные отношения, торговая деятельность и НТО, задержка оплаты по государственным и муниципальным контрактам, проблемы в сфере ЖКХ, строительства, контрольно-надзорной деятельности. Обращаю ваше внимание на цифру 32,4%, которую вы видите на слайде. В этом году у нас поток обращений от властных структур всех уровней в рамках процедур оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Их поступило более 70. Отрадно отметить, что абсолютное большинство наших предложений поддержаны разработчиками законодательных актов на региональном и муниципальном уровнях.

Также стоит отметить, что 95% поступивших обращений – это жалобы, связанные с административными делами, и 5% — обращения по уголовным делам. География обращений весьма обширна – в этом году мы приняли заявления от предпринимателей из 15 муниципальных образований области.

Слайд 4 На слайде вы можете наблюдать динамику обращений нарастающим итогом с 2013 по 2017 годы. Как видите, кривая графика неуклонно идет вверх, а значит, проблемы, волнующие предпринимательское сообщество, нарастают.

Коллеги! Мне хотелось бы более детально остановиться на ключевых проблемах бизнеса нашего региона и рассказать о предложениях аппарата Уполномоченного по их решению. Данная проблематика сформулирована на основании анализа обращений к бизнес-омбудсмену в текущем году.

Слайд 5 Неисполнение (или несвоевременное исполнение) условий государственных и муниципальных контрактов органами государственной власти и местного самоуправления в части оплаты.

Проблема не нова. Еще в апреле 2017-го в Ярославле прошло оперативное совещание при Генеральном прокуроре РФ Юрии Чайке, посвященное этому вопросу. На данном совещании по поручению федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова я выступил с докладом, в котором проанализировал состояние дел с оплатой муниципальных и государственных контрактов на территории Ярославской области. По состоянию на 1 марта 2017 года сумма долга перед предпринимателями Ярославской области составляла 1,2 млрд рублей. Самыми проблемными сферами оказались строительство, ЖКХ, образование и медицина. Хочу отметить, что по итогам совещания Правительством Ярославской области были предприняты кардинальные меры для погашения долгов перед предпринимателями, которые тянулись еще с 2012 года.

Данная проблема и сейчас не теряет своей актуальности для бизнес-сообщества. По информации областной прокуратуры, по состоянию на 1 сентября 2017-го общая сумма задолженности по исполненным государственным и муниципальным контрактам составила 698 млн рублей. Коллеги, обратите внимание, почти 700 млн рублей!

Слайд 6 В 2017 году в адрес Уполномоченного поступили обращения от предпринимателей на общую сумму задолженности 30,5 млн рублей. После нашего вмешательства и благодаря быстрой реакции профильных департаментов Правительства области к настоящему моменту погашено порядка 20 млн рублей. Остальные обращения находятся на рассмотрении.

В контексте вышеизложенного предложения аппарата Уполномоченного:

  • принять меры для погашения задолженности как того требуют Президент РФ и Генеральная Прокуратура. При этом гасить долги не только предыдущих лет, но и текущие;
  • провести мониторинг исполнения судебных решений о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам. Соответствующее обращение в областную Прокуратуру мы направили ранее.

Слайд 7 Следующая проблема – проверки контрольно-надзорных органов, принятие решений государственными и муниципальными органами контроля, влекущие ущемление прав предпринимателей.

Уважаемые коллеги! Большинству из вас известна позиция аппарата Уполномоченного по вопросам контрольно-надзорной деятельности. На Всероссийских совещаниях в Ярославле, участниками которых стали 74 региона РФ, мы озвучили все свои предложения по изменению законодательства в этой области.

Как вы знаете, сейчас в России в соответствии с Указами Президента РФ началась реализация приоритетной государственной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Реформа рассчитана до 2024 года, но основные задачи должны быть реализованы за 2017 – 2018 годы. Ее участниками стал ряд контрольно-надзорных ведомств, которые уже сейчас применяют в своей работе риск-ориентированный подход. Количество проверок бизнеса действительно начало снижаться. Тем не менее, проблемы в сфере контроля и надзора по-прежнему есть.

Наши предложения по изменению ситуации в этой сфере изложены на слайде. Главное, на наш взгляд, — ужесточить прокурорский надзор за всеми видами контрольно-надзорной деятельности, особенно при осуществлении муниципального контроля, а также создать единый реестр обязательных требований, которые субъекты предпринимательской деятельности обязаны выполнять.

Слайд 8 Третья проблема – коррупционные проявления, с которыми сталкиваются предприниматели.

Коллеги, 28-29 сентября в Ярославской области прошли семинары Совета Европы «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уроне» (ПРЕКОП II), участниками которых стали более 140 человек из ближнего и дальнего Зарубежья. Эксперты Совета Европы представили нам весьма показательные данные социологического опроса предпринимателей, который был проведен в 6 регионах РФ – Ярославской, Тверской, Московской, Тюменской областях, Республиках Карелия и Башкортостан.

Прошу обратить внимание: с точки зрения коррупции в указанных регионах наиболее негативно предприниматели оценивают именно деятельность муниципалитетов. При этом 50% опрошенных считают сферу ЖКХ наиболее подверженной этому явлению. Как распределились остальные голоса респондентов, вы можете видеть на слайде.

Слайд 9 Больше половины опрошенных уверены, что за последние 4 года проблема взяточничества на региональном уровне уменьшилась, 30% утверждают, что все осталось по-прежнему. Муниципальный уровень в чуть менее выгодном свете: здесь 37% предпринимателей считают, что проблема взяточничества за последние годы не сдвинулась с мертвой точки.

Слайд 10 На логичный вопрос «Почему все так?» почти половина опрошенных ответила, что всему виной непрофессиональные и недостойные кадры, находящиеся на руководящих должностях. Уменьшить же коррупционные проявления, по мнению 45% респондентов, помогут суровые и реальные наказания за коррупцию.

Слайд 11 Все предложения аппарата Уполномоченного в сфере противодействия коррупции изложены на слайде. Но главное, что мы предлагаем, — включить все муниципальные образования региона в порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Еще одно предложение — создать региональный портал оценки регулирующего воздействия и экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Слайд 12 Проблемы в сфере налогообложения.

Наши предложения изложены на слайде. Основное — установить налоговую ставку для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на уровне, не превышающем 1%. Предлагаемая законом Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з налоговая ставка в размере 2% существенно увеличит финансовые затраты субъектов малого и среднего предпринимательства.

Альтернативный вариант – вернуться к предложению, которое я озвучил на заседании Ярославской областной Думы 2 года назад. А именно установить налоговую ставку на уровне 0,3-0,5%, расширив перечень предпринимателей, которые попадают под действие данного закона.

Слайд 13 Необоснованное повышение платы за энергию для предпринимателей.

Уверен, предыстория сложившейся ситуации всем вам хорошо известна: с августа 2017-го она обсуждалась неоднократно, с предпринимателями проводилась разъяснительная работа, поэтому не буду повторяться.

Итогом многочисленных совещаний и разбирательств стал приказ областного Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов от 25.10.2017 № 56-ээ/сбн. Сбытовая надбавка «ТНС энерго Ярославль» для сетевых организаций, покупающих электроэнергию для компенсации ее потерь, была установлена на уровне 0,58 руб./кВт×ч (против 0,06 руб./кВт×ч в первом полугодии 2017-го).

Большинство предпринимателей крайне скептически отнеслись к этим цифрам, перкрасно понимая, что это приведет вновь к значительному увеличению их платы за киловатт энергии, а значит к увеличению их расходов.

Каковы наши предложения в данной ситуации?

  • рекомендовать органам исполнительной власти Ярославской области строже следить за экономическим обоснованием внутренних издержек ресурсоснабжающих организаций, не допуская их перекладывания на потребителей, прежде всего, на бизнес-сообщество. При изменении тарифов привлекать представителей общественных объединений предпринимателей к обязательному обсуждению этих вопросов;
  • рекомендовать органам исполнительной власти Ярославской области в сфере регулирования тарифов заблаговременно информировать предпринимателей о предстоящих изменениях цен на электроэнергию, чтобы последние могли более эффективно планировать свою экономическую деятельность.

Коллеги, я заострил ваше внимание лишь на общих проблемах, которые затрагивают большинство предпринимателей. Безусловно, есть и системные проблемы в зависимости от сферы деятельности – это нерешенные вопросы в сфере грузоперевозок; нарушение прав предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере здравоохранения; демонтаж информационных вывесок в исторической части Ярославля и другие. Все они отражены в моем отчете и в обязательном порядке войдут в доклад Уполномоченного по итогам работы в 2017 году.
И в заключение, коллеги, вкратце о некоторых организационных моментах деятельности Уполномоченного в текущем году.

Слайд 14 Важной частью своей работы я считаю выезды в муниципальные районы региона для встречи с бизнес-сообществом. В 2017 году такие встречи прошли в 14 муниципальных образованиях Ярославской области, в некоторые муниципальные районы я и сотрудники нашего аппарата выезжали неоднократно.

Совместно с Департаментом инвестиций и промышленности регионального Правительства нами был проведен ряд выездных совещаний по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Также в течение года Уполномоченный на регулярной основе принимал участие в заседаниях Общественных и Координационных советов, в публичных слушаниях правоприменительной практики контрольно-надзорных органов.

Слайд 15 Как показывает анализ обращений, несовершенство законодательства в сфере предпринимательской деятельности приводит к недопониманию со стороны субъектов малого и среднего бизнеса в применении той или иной нормы. Часто вносимые на законодательном уровне изменения способствуют тому, что предприниматели не успевают следить за ними и, как следствие, часто привлекаются к административной ответственности. Поэтому профилактика нарушений прав и законных интересов предпринимателей играет важную роль в работе аппарата Уполномоченного. В отчетном периоде в образовательных мероприятиях приняли участие 490 предпринимателей. Порядка 650 человек получили консультации по правовым вопросам на тему земельных и имущественных отношений, государственных и муниципальных закупок, особенностей налогообложения, актуальных изменений действующего законодательства для субъектов малого и среднего бизнеса.

Слайд 16 Текущий год для аппарата Уполномоченного выдался насыщенным на мероприятия федерального уровня. Самые крупные — V Межрегиональное совещание уполномоченных по защите прав предпринимателей, расширенное заседание Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» под эгидой федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова и президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина, Всероссийская конференция предпринимателей, XIV Всероссийский туристический слет предпринимателей «Содружество», семинары Совета Европы «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне». Таким образом, в 2017 году Ярославль неоднократно становился федеральной площадкой для обсуждения вопросов, которые волнуют предпринимателей из различных регионов России.

Таковы основные моменты деятельности аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2017 году. Коллеги, отчет выложен на официальном сайте Уполномоченного, и при желании вы можете ознакомиться с ним более детально. Еще раз напомню, что он станет основой для ежегодного доклада Уполномоченного, проект которого будет представлен для обсуждения бизнес-сообществу в начале 2018 года. Будем рады вашим конструктивным замечаниям и предложениям, которые обязательно войдут в финальный вариант доклада.

Слайд 17 И напоследок, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех членов ярославского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» за совместную работу в этом году. Все мы понимаем, что существующая экономическая ситуация не является исключительно благоприятной для развития бизнеса. Наша общая задача в этих условиях – объединить усилия всех структур в защите интересов и законных прав предпринимателей, создать благоприятный инвестиционный климат на территории Ярославской области.

Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы!

Скачать презентацию_ОПОРА_17.12.2017