Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области предложено доработать проект регионального закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» как содержащий положения, вводящие избыточные обязательства для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Законопроект, внесенный в Ярославскую областную Думу группой депутатов  в ноябре 2018 года, направлен на решение проблемы трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, которые проживают на территории региона и испытывают трудности в поиске работы. Льготы работникам моложе 18 лет, в том числе, при квотировании рабочих мест для трудоустройства, предусмотрены федеральным законодательством. Сейчас нормативный правовой акт, определяющий сам механизм квотирования, на территории региона отсутствует. В ряде других субъектов РФ – г. Москва, Московской, Белгородской, Новгородской и других областях – аналогичные законодательные акты приняты.

Новый законопроект предусматривает установление квоты для трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это значит, что работодатели региона, имеющие среднесписочную численность сотрудников не менее 50-ти, обязаны установить квоту в размере 1% от общего числа работников. Предполагается, что регулирование не коснется организаций, находящихся в стадии банкротства, ликвидации и реорганизации, общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций,  религиозных организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, ГУПов и МУПов.

Однако нужно учесть, что принятие нового закона повлечет за собой и дополнительные издержки для предпринимательского сообщества: это затраты на специальную оценку условий труда, ежегодные медосмотры, ежемесячная отчетность в учреждения службы занятости и строгое соблюдение прочих требований, предъявляемых к трудоустройству несовершеннолетних.

«Мы считаем, что для работодателей с установленной квотой необходимо предусмотреть меры стимулирующего характера с учетом их потребностей и в пределах имеющихся бюджетных ассигнований на финансовый год. Это своеобразная компенсация материальных затрат работодателей, которые неизбежно возникнут с исполнением требований закона. Также мы предложили предусмотреть переходный период для формирования организационно-правовой базы – ведь сама процедура создания рабочих мест для несовершеннолетних  граждан и ряд ограничений в отношении их трудоустройства требуют от потенциальных работодателей определенных временных и финансовых затрат. К сожалению, органом-разработчиком наши предложения учтены не были: для установления мер стимулирующего характера нет финансовой возможности, а переходный период депутаты не сочли необходимым. Еще один момент – в пояснительной записке к законопроекту нет ни экономического обоснования, ни обоснования потребности создания таких рабочих мест на постоянно действующей основе, а не в летний период, когда подростки находятся на каникулах. Саму инициативу, как способствующую повышению занятости молодежи в свободное от учебы время, я поддерживаю, но она нуждается в серьезной доработке», — считает бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров.

Данный законопроект был рассмотрен на заседании Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия в конце декабря 2018 года с участием Уполномоченного, представителей Правительства Ярославской области, Ярославской областной Думы, Торгово-промышленной палаты Ярославской области и других ведомств, которые также оценили документ положительно, предложив доработать его по ряду позиций. Департаментом экономики и стратегического планирования Ярославской области в заключении об ОРВ проекта закона сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

Комитетом по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи областной Думы принято решение создать рабочую группу по доработке законопроекта. Планируется, что он будет рассмотрен на очередном заседании Думы 15 февраля.

Фото Ярославской областной Думы