Региональный бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров направил в адрес Ярославской областной Думы свою позицию по вопросу предстоящей в 2021 году в Ярославле реорганизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта.

В письме он отмечает, что у него, как и у многих участников обсуждения, новая  транспортная схема вызывает большое количество вопросов. По его мнению, в проекте недостаточно четко обозначены конечные цели и эффект от их реализации, не понятно и финансово-экономическое обоснование. Планы мэрии — отменить 26 нерегулируемых маршрутов (или 303 единицы техники, которую эксплуатирует бизнес) и открыть взамен 18 новых по регулируемым тарифам – влекут за собой риск роста безработицы и закрытия бизнеса. В случае реализации задуманного без работы могут остаться более полутора тысяч человек.

Также Альфир Бакиров предлагает обратить внимание на ряд недостатков в презентованной схеме: «Отсутствуют определенные гарантии для малого бизнеса по участию в конкурсных процедурах распределения маршрутов. Нет детализации материальной базы предпринимателей, которые сейчас осуществляют пассажирские перевозки: нужно понимать, какой подвижный состав есть у перевозчиков на данный момент, отвечает ли он требованиям новой концепции и можно ли «вписать» его в предлагаемую схему. Но главное, на мой взгляд, — это отсутствие внятного ответа на вопрос, зачем закрывать сразу 26 популярных у ярославцев маршрутов. Аргумент, что большинство из них ездят нерегулярно и не по графику, не должен быть основанием для таких радикальных мер. Есть механизмы контроля, в том числе дистанционного, которые могут устранить возникающие проблемы».

Также Уполномоченный просит принять во внимание и позицию самих «маршрутчиков», которые уже направили в его адрес коллективное обращение с просьбой защитить их права.

Представители отрасли указывают на нестабильность условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. В 2018 году, соблюдая договоренности с экс-мэром Владимиром Слепцовым, большинство из них заменили свои автобусы на новые. Со стороны мэрии было гарантировано продление срока действия свидетельств для добросовестных перевозчиков на 7 лет. Однако обещанных мэром новых свидетельств они не дождались: с приходом нового главы города «правила игры» вновь поменялись. Теперь для участия в конкурсных процедурах предпринимателям снова придется заменить подвижный состав. Между тем, у многих остались невыплаченными платежи по договорам лизинга за «слепцовские» автобусы — срок действия некоторых договоров заканчивается только в конце 2022 года.

Аргумент мэрии о том, что коммерческий транспорт не перевозит льготников, сами маршрутчики считают надуманным: они уверяют, что неоднократно обращались с этой инициативой, но каждый раз получали отказ. Также предприниматели в своем обращении задаются логичными вопросами: почему  мэрией не проводятся регулярные совещания с перевозчиками, на которых можно было бы обсудить все проблемы и найти решение? Разве нарушений нет у муниципалов? И не логичнее ли наладить должный контроль за организацией пассажирских перевозок и добиться наведения порядка, чем расписываться в собственной беспомощности?

«Ну и, наконец, нужно спросить мнения у самих ярославцев, которые пользуются общественным транспортом. Пока у людей недостаточно информации, и для большинства налицо лишь минусы. Ведь очевидно,  что в случае сокращения общего количества транспорта почти на 150 единиц, интервалы движения на маршрутах возрастут, а пассажиры  лишатся возможности доехать из одного конца города в другой без пересадок. В предлагаемой реформе есть и плюсы, но они менее явные. Отсюда и недопонимание, какова конечная цель и чьи интересы здесь в приоритете.   Поэтому я выступаю за открытое обсуждение и разъяснение нововведений с участием горожан, бизнеса, муниципальных предприятий, органов власти  – всех заинтересованных сторон. По-другому решать такие остросоциальные вопросы неправильно и нельзя», — убежден Альфир Бакиров.