После ухода с российского рынка многих известных брендов Минпромторг утвердил перечень товаров, разрешенных для ввоза в качестве параллельного импорта. О том, как такое решение может повлиять на ярославский бизнес, рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Альфир Бакиров.

В список Минпромторга вошли более 50 категорий товаров — бытовая техника, телефоны, одежда, парфюмерия, автомобильные комплектующие и многое другое. Но, предупреждает бизнес-омбудсмен, не нужно путать параллельный импорт с контрафактом. Контрафакт – это подделка, которая ввозится в страну нелегально, в то время как параллельный импорт – поставка оригинального продукта. Разница лишь в том, что он закупается у третьей стороны, а согласия правообладателя на его ввоз в Россию не требуется.

По мнению уполномоченного, параллельный импорт позволит обеспечить рынок оригинальными запасными частями, автомобилями, электроникой, одеждой, обувью и иными товарами. То есть потребители будут иметь то разнообразие, к которому привыкли.

Кроме того, параллельный импорт критически важен для бесперебойной работы некоторых отраслей. «Например, ряд производителей автозапчастей и комплектующих ограничили свои поставки в Россию. Часть сервисных центров не могут полноценно работать из-за возникновения жесткого дефицита. Знаю, что с такой проблемой столкнулись и некоторые ярославские предприятия. Однако благодаря разрешению на параллельный импорт запчасти могут вновь появиться», — говорит Альфир Бакиров.

Управляющий Клуба руководителей НСТО г. Ярославля Наталья Ваганова, в состав которого входит 18 автосервисов, рассказала, что в приказ Минпромторга о параллельном импорте не вошли многие автомобильные бренды, ранее отказавшиеся от работы на российском рынке. Этот пробел нужно ликвидировать.

«Пока практически весь транспорт ремонтируется в заметной части из комплектующих, произведенных за пределами РФ. Поставки азиатских брендов на территорию России развиваются активно – им за последние 10 лет удалось сильно подвинуть европейские бренды-упаковщики. А вот собственное производство комплектующих для иномарок у нас находится в зародышевом состоянии. Но его надо обязательно взращивать всеми силами. Такая возможность сейчас открывается. Введение параллельного импорта является приемлемой временной мерой. Без него существует высокий риск возврата к «челночной» системе поставок запчастей с полным уходом в тень налогов и высоким уровнем контрафакта», — считает она.

Немало преимуществ в параллельном импорте Альфир Бакиров видит именно для малого и среднего бизнеса — разрешение продавать на своих площадках такие товары уже дали Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет, которые как раз работают с этой категорией предпринимателей. Клиентами маркетплейсов сегодня является подавляющее большинство интернет-покупателей. Эксперты считают, что люди, которые привыкли к тем или иным брендам техники, одежды, косметики будут покупать их по-прежнему даже в случае повышения цен из-за изменения в логистике.