Бизнес-омбудсмен Ярославской области Альфир Бакиров прокомментировал новый законопроект, запрещающий использование латиницы в рекламных вывесках. Исключение составят лишь названия зарегистрированных брендов и фирменных наименований — Toyota, Gucci и т.д. Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении в весеннюю сессию.

Сам законопроект был разработан сенаторами Ольгой Ковитиди и Сергеем Цековым, по мнению которых в рекламе следует использовать только русский язык, а сейчас в ней преобладают иноязычные элементы. Замена кириллицы латиницей способствует искажению разговорной речи и снижению грамотности, считают они.

Законопроект уже поступил на рассмотрение комитета Госдумы по экономической политике, до 31 января Дума принимает отзывы и предложения к законопроекту. Мнения же самих депутатов разделились. Часть народных избранников поддержала документ, другие, в свою очередь, полагают, что отсутствие латиницы или иероглифов на товарах может негативно отразиться на развитии предпринимательства.

По словам Альфира Бакирова, родной язык и родную культуру, бесспорно, нужно популяризировать, но  в этой ситуации его волнуют и практические вопросы. Он выразил уверенность, что крупные торговые сети и компании менее болезненно отреагируют на нововведение, но для малого бизнеса вопрос встанет ребром. «Представьте, что владелец кафе совсем недавно потратил деньги на разработку и проект новой вывески, долго согласовывал его во всех инстанциях, смонтировал и спустя полгода вновь получает предписание о демонтаже. Все это приведет к шквалу возмущений среди предпринимателей, потому что немалая финансовая нагрузка ляжет на их плечи, и прибавит работы контрольно-надзорным органам. Поэтому было бы логично не рубить с плеча и изначально предъявлять такие требования только к новым вывескам, а для уже существующих предложить переходный период в пару лет», — считает Уполномоченный.

Летом 2022-го спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале запустил голосование с вопросом «Должна ли реклама на улицах быть только на русском и других государственных языках в республиках РФ?». 73% подписчиков проголосовали «за», 15% против, а 12% имеют по этому поводу нейтральное мнение. В комментариях одни выступали за ликвидацию всех англоязычных названий и терминов с вывесок, другие считали, что сейчас перед депутатами должны стоять более приоритетные задачи. Некоторые, в свою очередь, задавались вопросом, готово ли государство возместить бизнесу расходы на подобный «ребрендинг».