31 октября вопрос с размещением рекламных конструкций в Ярославле, поднятый региональным бизнес-омбудсменом еще в августе этого года, вышел на новый виток своего развития. На этот раз, чтобы окончательно расставить все точки над i на Общественный экспертный совет при Уполномоченном пригласили представителей всех структур, принимающих участие в согласовании и утверждении Схемы рекламных мест.


Всего на совещании присутствовали более 20 заинтересованных в решении сложившейся проблемы участников, среди которых были представители мэрии областного центра, городской прокуратуры, УФАС, ГИБДД, УМВД, сами предприниматели, а также юристы и эксперты, давшие свое предварительное заключение по этому вопросу. По их мнению, ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий технические требования к средствам наружной рекламы, носит обязательный, а не рекомендательный характер, как это считалось ранее. А действия специалистов мэрии, которые еще до официального утверждения Схемы депутатами муниципалитета согласовывают ее с городской прокуратурой и ГИБДД, соответствуют законодательству.

Напомним, что процесс создания полноценной Схемы рекламных конструкций в Ярославле растянулся почти на целый год. В августе предприниматели, чей бизнес с 1 января 2014 года попросту оказался вне закона, обратились за помощью к омбудсмену с просьбой вмешаться в процесс и защитить их право на ведение предпринимательской деятельности.

— В ходе рассмотрения этих обращений мы прошли уже весь путь: от запросов во все возможные инстанции и оценки сложившейся ситуации независимыми юристами, вплоть до его рассмотрения членами Экспертного совета, куда мы выносим наиболее сложные и неоднозначные дела, — прокомментировал Альфир Бакиров. – Несколько раз мы встречались с сотрудниками мэрии города и предпринимателями, однако нам так и не удалось прийти к единому мнению и ускорить процесс принятия Схемы. Надеюсь, что при участии представителей прокуратуры города и ГИБДД, которым отведена одна из важнейших ролей при согласовании документа, у нас это все-таки получится.

По словам заместителя мэра по вопросам социально-экономического развития Бориса Тамарова, предварительное согласование документа проводится во благо самих предпринимателей, для того чтобы предотвратить вероятность опротестования рекламных мест на уже утвержденной Схеме.

— Если после проведения торгов и заключения договора с предпринимателем будет выявлено, что определенные конструкции не соответствуют каким-либо требованиям, то договор с предпринимателем будет расторгнут в судебном порядке. Понятно, что при таких обстоятельствах бизнес будет нести убытки. В данной ситуации мы просто смотрим на один шаг вперед и стараемся обезопасить предпринимателей от такого развития событий, — объяснил Борис Тамаров.

Участникам Совета особенно интересно было услышать мнение заместителя начальника ГИБДД по Ярославской области Антона Царева, который заявил, что действительно уже почти два года назад инспекция лишилась полномочия согласовывать размещение конструкций.

— Однако, если в наш адрес поступает обращение, то мы должны его рассмотреть и вынести свое заключение, — пояснил Антон Царев. – Если установлено, что конструкция не соответствует законным требованиям ГОСТа, то предприниматель, установивший ее, привлекается к административной ответственности.

Окончательное мнение по поводу предварительного согласования мэрией Схемы размещения рекламных конструкций с прокуратурой и привлечения к этому процессу сотрудников ГИБДД, высказал старший помощник прокурора города Ярослав Ерохин. По его словам, согласно закону у прокуратуры есть все основания привлекать узких специалистов в определенных отраслях для выяснения возникших вопросов. Поэтому к процессу проверки законности установки рекламных конструкций привлекаются сотрудники ГИБДД. Ярослав Ерохин также прокомментировал ситуацию вокруг демонтажа рекламных конструкций в городе.

— Мэрия имеет полное право демонтировать рекламные конструкции, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сейчас в Ярославле 95 процентов конструкций являются незаконными, а, значит, потенциально опасными, и демонтировать – обязанность самих собственников. Так как они этого не делают, демонтаж ведет мэрия, и пока у нас не будет утверждена полноценная Схема размещения рекламных мест, этот процесс будет продолжаться.

Отметим, что сейчас в этот документ включены всего 36 конструкций, 14 из которых уже разыграны. Как сказал председатель комитета по рекламе Олег Макоедов, до конца этого года планируется утвердить и выставить на торги еще 150 конструкций. По его словам, такой, на первый взгляд, медленный темп работы связан не только с проверкой документа органами прокуратуры, но и скрупулезным соблюдением всех требований ГОСТа сотрудниками мэрии, которые занимаются разработкой Схемы. Однако в некоторых случаях даже выверенные до сантиметра места не всегда оказываются правильными, поскольку существующий сейчас ГОСТ содержит ряд пунктов, трактовать которые можно по-разному. К примеру, документ устанавливает расстояние от поворота дороги до рекламной конструкции, однако не уточняет, как именно измерять это расстояние: с точки начала окружности поворота или же непосредственно с угла. Еще один спорный момент – расположение рекламной конструкции по отношению к дорожным знакам. По мнению специалистов, применять эту норму можно только к конструкциям и знакам, расположенным по ходу движения транспорта, поскольку конструкция, стоящая на противоположной стороне проезжей части, никак не может ограничить видимость знака.

В связи с этим на заседании Экспертного совета был поднят еще один вопрос: единообразие трактовки норм ГОСТа мэрией и сотрудниками ГИБДД. Чтобы избежать противоречий, Антон Царев предложил создать и детально обсудить общие рекомендации, которым будут следовать обе структуры в ходе определения мест для рекламных конструкций.

Как обещали в мэрии города, окончательная Схема, в которой планируется оставить всего 300-400 мест вместо полутора тысяч, должна появиться в городе уже к марту будущего года. Однако на это же самое время запланировано рассмотрение технического регламента, который должен заменить действующий в сфере рекламы ГОСТ.

— Пока документ находится в разработке, к его обсуждению нужно обязательно привлечь как можно больше внимания общественности и предпринимателей, чтобы он не оказался таким же сложным для понимания и неоднозначным как нынешний ГОСТ, и, чтобы после его вступления в силу, органам местного самоуправления не пришлось снова пересматривать Схему, — считает Альфир Бакиров.

Поднимая вопрос об отсутствии в областном центре полноценной Схемы размещения рекламных конструкций, региональный Уполномоченный не предполагал, что работа в рамках рассмотрения обращений предпринимателей станет таким серьезным импульсом для усиления совместной деятельности всех сторон, задействованных в этом процессе. Благодаря вмешательству омбудсмена предприниматели, мэрия города и сотрудники контрольно-надзорных органов прислушались к мнению друг друга и начали вести конструктивный диалог. В данной ситуации Уполномоченного можно сравнить с катализатором, благодаря которому началась реакция. Безусловно, окончательный результат этой работы будет заметен только после утверждения итоговой Схемы размещения рекламных конструкций в городе. Первые, и довольно успешные, шаги для этого уже сделаны. Мы будем следить за развитием событий и информировать об изменении ситуации.