Тема введения экономических санкций в отношении российских предприятий и ставших актуальными вслед за этим понятиями «продовольственная безопасность», «поддержка местного производителя», «импортозамещение», «самообеспеченность» и «антикризисный план» с начала этого года звучат ежедневно практически в каждом выпуске общероссийских и региональных новостей.


Однако, далеко не всегда декларируемые на уровне страны меры становятся толчком для реальных действий на местах. Порой, вместо того, чтобы по-настоящему работать с бизнесом, пересмотреть свою политику в отношении предпринимателей, которые являются основным источником налоговых поступлений в местный бюджет после разного уровня дотаций, субсидий и субвенций, представители органов местного самоуправления скорее выберут вариант «выбросить целую лопату вместо того, чтобы заменить сломанный черенок».

В таких случаях первыми тревогу начинают бить общественные организации предпринимателей. В Ярославле так было, к примеру, в ситуациях с утверждением Схемы размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов: ларьков и киосков.

Формула «успешного развития» от городских властей

Ярославль минус ларьки и киоски равно рост безработицы и спад местного производства. Такой исход ждет город в том случае, если будет принят предлагаемый мэрией Ярославля проект Схемы размещения нестационарной торговли.

На сегодняшний день документ содержит 1255 мест, из которых 247 передвижных объектов и 1008 временных сооружений (киоски и ларьки). При этом 980 мест в Схеме обозначено на основе действующих договоров, а всего 28 мест свободно. Напомним, что в 2012 году в Ярославле для нестационарной торговли было определено 2300 мест.

По мнению председателя ярославского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Артура Ефремова, в Схеме еще на стадии принятия стоит предусмотреть как можно больше свободных позиций, на которых предприниматели смогут вести свою деятельность, развиваясь и создавая новые рабочие места.

— Настаивая на необходимости оставить в Схеме все уже имеющиеся на территории Ярославля торговые сооружения и потенциально возможные для нестационарной торговли места, а всего их более 1,5 тысяч, мы всегда говорим и о создании унифицированных, простых и понятных требований к таким объектам. Это касается как внешнего вида, так и условий продления договора. Причем хотелось бы, чтобы они не изменялись хотя бы на протяжении срока окупаемости ларьков, это пять-шесть лет, — пояснил Артур Ефремов. — Предпринимателю невыгодно вкладывать средства в объект, который вдруг через год ему скажут убрать в связи с очередным изменением мнения какого-либо чиновника. В целом, нынешняя Схема пока не соответствует ожиданиям и интересам предпринимателей.

Согласно федеральному закону о торговле Схема должна была появиться во всех муниципальных образованиях еще в 2009 году. Остро этот вопрос встал именно сейчас, потому что с 1 марта 2015 года вступили в силу изменения земельного кодекса, согласно которым нестационарные торговые объекты (НТО) теперь должны работать не на основании договора аренды, как это было раньше, а на основании выкупленного на аукционе права на ведение торговой деятельности в конкретном месте, закрепленном в Схеме.

— Сейчас получается, что, не учитывая мнений и предложений предпринимательского сообщества, власть вторгается в рыночные отношения, устанавливая предельную численность торговых объектов и определяя достаточность их количества в конкретных местах, — считает помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Иван Петров. — Хотя эту функцию, согласно Стратегии развития торговли на 2015-2016 годы, принятой в декабре прошлого года, должен выполнять сам рынок. А органы местного самоуправления, курирующие вопросы торговой деятельности, не должны препятствовать развитию различных форматов торговли, а, наоборот, должны быть заинтересованы в росте их количества, так как это увеличивает конкуренцию, создает комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных производителей. Схема должна не ограничивать количество мест, а предполагать развитие территорий, которые предприниматели заполнили бы своими торговыми объектами.

К слову, Минпромторг России уже подготовил законопроект, призванный улучшить условия для нестационарной торговли по всей стране. Изменения проработаны с учетом позиции общественных бизнес-объединений и направлены на развитие малого и среднего предпринимательства в России. В документе подробно описан исчерпывающий перечень нестационарных объектов и характеристики каждого из них, устанавливаются требования к прозрачному формированию и корректировке официальной схемы размещения нестационарных торговых объектов. А в случае принятия изменений произвольный пересмотр органами местного самоуправления схем размещения киосков и павильонов, невключение в них «новичков», исключение действующих объектов и ужесточение требований к временным торговым сооружениям станет невозможным. При этом предлагается закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», по которому при изъятии у предпринимателя земельного участка для государственных и муниципальных нужд власти должны будут предоставить ему альтернативное место для торговли.

Несмотря на упущенные сроки, в Ярославле Схема размещения нестационарных объектов торговли пока так и не принята. Если же она будет утверждена в том виде, в котором представлена сейчас, то без работы останется не менее тысячи ярославцев. При этом с исчезновением сооружений с местной продукцией, не имея возможности пробиться в сетевые магазины, исчезнут и сами небольшие ярославские производители. А это еще с десяток предпринимателей, о благополучии которых предписано заботиться городским властям.

Нет предпринимателей — нет проблем?

Именно такую позицию занимают власти областного центра и по отношению к предпринимателям, занятым в сфере наружной рекламы, большая часть из которых сегодня работает вне закона.

Напомним, что процесс создания полноценной Схемы рекламных конструкций в Ярославле тянется с января 2014 года. В августе прошлого года предприниматели обратились за помощью к региональному бизнес-омбудсмену с просьбой вмешаться в процесс и защитить их право на ведение предпринимательской деятельности.

— Орган местного самоуправления вместо того, чтобы в ускоренном порядке разработать так нужный бизнесу и городу документ и пополнить бюджет за счет аренды рекламных мест, начал принимать репрессивные меры в отношении предпринимателей, демонтируя конструкции и лишая людей работы, — прокомментировал ситуацию Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров. – Итоги года говорят сами за себя: вместо запланированных 62 миллионов рублей, городской бюджет получил в десять раз меньше. При этом на календаре – апрель, а в документ внесено меньше двух сотен конструкций. Это, несмотря на то, что в мэрии города обещали окончательно доработать Схему уже в марте и оставить в ней хотя бы 300-400 мест вместо полутора тысяч. После таких действий уже не приходится удивляться, почему предприниматели перестали доверять власти.

Получается, что в Ярославле до сих пор нет окончательной Схемы по размещению рекламных конструкций во всех районах города, а практически половина утвержденных в Схеме мест так и не разыграна на торгах. Одновременно активно идет демонтаж рекламных конструкций, хотя сами предприниматели неоднократно обращались к власти с предложением оплатить аренду мест для рекламных конструкций и оформить хотя бы временные договорные отношения, при которых они могли бы законно работать. И снова как результат – разорение предприятий и уход в тень.

Все эти проблемы возникли в городе не вчера. И решить их можно и нужно было в соответствие с законом еще несколько лет назад, чтобы сейчас получать «экономический эффект» от их реализации. В чем же кроется причина такого расхождения мнений, когда цель у органов власти и структур, защищающих интересы бизнеса, вроде бы одна, а предпринимаемые действия – разные?

— Под лозунгом «наводим порядок» власть в обоих случаях борется за свою землю, а мы отстаиваем права предпринимателей, которые на этой земле работают, — пояснил Альфир Бакиров. – Намного эффективнее было бы решать задачи совместно: создавать благоприятный бизнес-климат в городе и при этом прислушиваться к мнению предпринимателей, для которых все это и делается.

«Верхи» хотят, а «низы» сопротивляются?

В конце января Правительство России обнародовало антикризисный план, состоящий из 60 пунктов. В нем в числе ключевых направлений деятельности российских властей на ближайшие месяцы должны стать: развитие малого и среднего бизнеса, борьба с безработицей и привлечение инвестиций в экономику. Аналогичные «планы» разработаны и утверждены на региональном и муниципальном уровнях. Однако, спускаясь на места, одобренные на федеральном уровне инициативы, как видно, не всегда находят единодушную поддержку и становятся руководством к действию.

Только цифры:

На развитие малого и среднего предпринимательства в Ярославле из городского бюджета было потрачено:
в 2012 году — 1 млн. 600 тыс. руб.,
в 2013 году- 1 млн. 100 тыс. руб.,
в 2014 году — 1 млн.200 тыс. руб.

В 2012 году финансовая поддержка была оказана 19 предпринимателям Ярославля, в 2013 году – 5, в 2014 году – 3.