Условия для развития государственно-частного партнерства в ЖКХ – одна из самых болевых тем во взаимоотношениях власти, бизнеса и общества.


Власть намерена дать возможность бизнесу, работающему в коммунальной сфере, зарабатывать, установив «долгосрочные тарифы» сроком, минимум, на три-пять лет, переход на них планируется уже с 2016 года. А во-вторых, неэффективные муниципальные унитарные предприятия, работающие в коммунальной сфере, должны, по мнению власти, уступить место современному инновационному капиталоемкому бизнесу, который придет в ЖКХ по договору концессии. Такую задачу поставил президент страны Владимир Путин, и это, по словам заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, станет главным трендом изменений в коммунальной отрасли на ближайшее время.

Экспертное мнение

— Альфир Фидаевич, в одном из последних эфиров программы «Час предпринимателя» на радио «Эхо Москвы-Ярославль», посвященной основным направлениям работы в сфере коммунального хозяйства на 2016 год, вы выразили свое несогласие с тем, каким именно способом государство пытается привлечь инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство. По-вашему, государственно-частное партнерство не приживется в этой сфере?

— Приживется или не приживется – покажет время. Важно то, в какой форме оно будет организовано, и как в конечном итоге это отразится на тарифах и платежах для жителей. В любом случае, считаю, что обязывать регионы в течение 2016 года заключить концессионные соглашения по таким основным видам деятельности как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, передача тепловой энергии и утилизация бытовых отходов, непродуктивно и пока не представляется реальным. В кулуарах совещания представители жилищно-коммунального комплекса регионов высказывали свои опасения по поводу сроков реализации данного проекта и революционности принимаемых решений. Их волнует: если в одночасье упразднить МУПы и отдать все на откуп бизнесу, не потеряется ли управляемость процессами в сфере ЖКХ? И насколько эффективны будут эти решения?

Если в качестве примера взять Ярославскую область, то в 2011 году уже была попытка создать концессию в сфере водоснабжения и водоотведения, которая включала в себя строительство и реконструкцию 146 объектов водоснабжения и водоотведения в 19 муниципальных образованиях региона. Однако проект потерпел фиаско еще на этапе разработки, в которую был вложен не один миллион рублей. Сейчас в связи с изменением законодательства попытка повторяется. Региональным департаментом жилищно-коммунального комплекса подготовлено проектов и концессионных соглашений уже почти на 1,4 миллиарда рублей, но пока нет инвесторов, готовых выступить в качестве концессионеров… Бизнес боится идти в эту сферу, так как нет гарантий возврата инвестиций.

— То есть вас смущают только сроки, которые установлены для перехода на концессионные соглашения? А в целом, вы поддерживаете тренд правительства страны на максимальное включение бизнеса в жилищно-коммунальную отрасль?

— Безусловно, практика показывает, что государству в одиночку уже не справиться с восстановлением и обновлением постоянно устаревающей коммунальной инфраструктуры. Но, на мой взгляд, процесс вовлечения бизнеса в эту нишу должен быть поэтапным и понятным как власти на местах, так и бизнесу. Нельзя торопиться. Сейчас объемы частных инвестиций составляют всего около 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса, который превышает четыре триллиона рублей. Вы только представьте, что в течение года предлагается оставшиеся 92% отдать бизнесу на условиях концессии, то есть передать в аренду. Один из вопросов, который возник не только у меня после совещания в Липецке: куда мы торопимся? Почему федеральная власть снова намерена поставить эксперимент над целой страной? Согласен с тем, что у нас много убыточных ГУПов и МУПов, которые работают в основном только на собственный интерес. Но ведь есть и вполне успешные предприятия. Почему бы не начать с тех, кто не показывает положительных результатов своей работы и является проблемой для местных властей? На них и нужно опробовать концессионные соглашения, предложив бизнесу прозрачные правила игры и дав им гарантии возврата их вложений. Важно проследить, чтобы после нововведений не поднялась величина тарифов для населения. В некоторых регионах России уже были случаи, когда люди ощущали значительный рост стоимости услуг после передачи имущественного комплекса в сфере ЖКХ в концессию бизнесу. В ряде случаев улаживать конфликт бизнеса и собственников многоквартирных домов приходилось при участии федеральной власти.

— Насколько я понимаю, есть ведь и другие риски как для власти, так и жителей…

— Да, остается еще не до конца определенным целый ряд вопросов. Ведь просто взять и разорвать договор с инвестором у местных властей возможности не будет. Федеральный закон в таком случае гарантирует возврат вложенных средств. А если инвестор не справится с проектом или окажется недобросовестным? Если захочет уйти с рынка? Я уже не говорю о мошенниках, которые внесут рубль, а в затратах покажут 10, и через год продемонстрируют такие расходы, которые ни один местный бюджет не перекроет. Как в таком случае действовать местной власти, как повлиять на нерадивого концессионера? Ответы на эти вопросы пока не найдены. Бизнес, как впрочем и сама власть, еще не до конца понимает механизм функционирования этой системы и правила игры. Если концессионер вложил деньги, к примеру, в реконструкцию и через тарифы не вернул их, то прежде чем с ним разрывать договор по тем ли иным причинам, которые, кстати, тоже надо будет обосновать, бюджет должен будет компенсировать его затраты. За счет чего, и как не попасть в такую ситуацию? Пока это не ясно. Поэтому в своем обращении к Народному фронту и профильному заместителю губернатора Ярославской области я обратил внимание на то, что к этим процессам надо подходить очень продуманно, чтобы население не стало заложником неправильных решений власти и бизнеса.

— Знаю, что отдельным вопросом на форуме обсуждалась тема обращения с твердыми коммунальными отходами. Почему вдруг она оказалась в центре внимания?

— Дело в том, что с 1 января 2016 года вступает в силу разработанный Минстроем России проект постановления Правительства РФ, которым утверждается порядок проведения конкурса по выбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно документу, региональный оператор будет выбираться на конкурсной основе. Он займется организацией всей цепочки обращения с отходами на определенной территории, начиная со сбора и транспортировки, заканчивая обработкой и утилизацией. Такие условия предполагают, что это должна быть крупная организация. Уверен в том, что при таком подходе федеральных структур предприятия малого бизнеса, которые сейчас обслуживают отдельные части этого процесса, будут вытеснены с рынка. Вся законодательная база сейчас закладывается под крупных федеральных игроков. В Минстрое считают, что такая система региональных операторов позволит привлечь в отрасль крупных инвесторов, обеспечить качественное предоставление услуг населению и модернизировать всю структуру обращения с отходами за счет частных инвестиций. Я в этом не уверен, как и в том, что уже через два месяца в Ярославской области появится организация, отвечающая всем выше указанным требованиям. В ходе совещания в Липецке я высказал свое несогласие с этой позицией, указав инициаторам этого проекта, что они создают практически коррупционную схему, в которой малому бизнесу нет места. Мою позицию поддержали и представители ряда других регионов. В результате, получился жесткий и довольно нелицеприятный разговор, который мы продолжили на секции депутата ГД РФ Александр Сидякина, говоря об итогах реализации в регионах проекта «Школа грамотного потребителя». Реакция федеральной власти была ровно через неделю. В своем письме региональным властям Андрей Чибис проинформировал, что, понимая неготовность рынка к таким кардинальным изменениям, правительство России уже рассматривает возможность перенести срок вступления в силу закона на 1 января 2017 года для того, чтобы в течение 2016 года регионы смогли утвердить адекватные территориальные схемы обращения отходов и корректно провести конкурс на выбор регионального оператора.

— Альфир Фидаевич, вы заметили, что сейчас резко возросла активность тех, кто считает своим долгом прокомментировать ситуацию в коммунальном хозяйстве региона, покритиковать отдельные решения власти в этой сфере и посочувствовать собственникам. При этом далеко не все готовы включиться в процесс решения проблемных вопросов. Чем, по вашему мнению, вызван такой интерес к теме ЖКХ?

— Ответ очень прост – началась предвыборная гонка. При этом каждый из предполагаемых кандидатов хочет найти как можно больше единомышленников, озвучивая злободневные вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Наверное, вы согласитесь, что к теме ЖКХ практически нет равнодушных, у каждого человека есть свое мнение относительно, того, почему все не так, как хотелось бы, кто в этом виноват и что нужно сделать, чтобы навести-таки порядок в отрасли. В то же время вы правы – реальных союзников и помощников во власти у нас оказалось немного. И это несмотря на то, что Ярославская региональная общественная организация «Ассоциация собственников жилья «Ярославия» была создана в сентябре 2009 года и с этого времени в рамках проекта «Управдом» системно занимается вопросами защиты интересов собственников жилья, решением конкретных проблем людей, взаимодействием со всеми субъектами рынка ЖКХ в интересах собственников. Филиалы АСЖ созданы во всех муниципальных образованиях Ярославской области, там регулярно проходят консультации по всему комплексу проблем, которые возникают у населения в этой сфере, проводится обучение собственников жилья по законодательству и управлению домами. Эксперты и консультанты в сфере ЖКХ постоянно на связи с населением через горячие телефонные линии, в 2011 году бы запущен сайт www.upravdom-yar.ru, где размещена вся законодательная база в сфере ЖКХ, ведется онлайн консультирование населения по всем вопросам ЖКХ. За время своей деятельности АСЖ стала инициатором крупных межрегиональных и областных совещаний по проблемам ЖКХ. Решения этих совещаний легли в основу постановлений Губернатора, некоторые из них впоследствии стали федеральными инициативами и были направлены в Правительство РФ, а в настоящее время реализованы в виде федеральных законов и нормативных актов.

К примеру, все вышеперечисленные вопросы в июле этого года мы обсудили на межрегиональном совещании Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Ярославле и впоследствии в виде резолюции (федеральных инициатив) направили в ГД РФ и федеральному Уполномоченному Борису Титову.

На мой взгляд, если бы все уровни власти прислушивались к мнению общественных организаций и своевременно реагировали бы на эти предложения, то ряда проблем в сфере ЖКХ нам удалось бы избежать или, по крайней мере, сгладить ситуацию, устранив недостатки в рабочем порядке.

Беседовала Алевтина Прозоровская