24 апреля в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области решали, как быть тем предпринимателям, чьи торговые точки, продающие спиртное, расположены в зданиях так называемой «зоны отчуждения», то есть оказались в радиусе 50 метров от социально значимых объектов: школ, детских садов, больниц и поликлиник.


Сыр-бор между предпринимателями, мэрией Ярославля и представителями регионального Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка, лицензирующего розничную продажу алкогольной продукции, разгорелся из-за постановления органов местного самоуправления, в котором утвержден порядок и методика расчета расстояния от организации до объекта торговли. Все дело в том, что на используемой специалистами мэрии схеме города не указаны входы в магазины, а обозначены лишь здания, в которых они находятся. Получается, что если один из углов дома попал в 50-метровую зону, то все магазины в этом здании автоматически не смогут получить лицензию на торговлю спиртным, несмотря на то, что торговые площади и, соответственно, входы в них находятся на противоположном конце дома.

В итоге, предпринимателя приходится в суде доказывать свое право на получение лицензии. Там они предоставляют схему здания из БТИ с обозначением всех имеющихся в нем входов и таким образом подтверждают, что их магазин находится вне «зоны отчуждения». Практика показывает, что суд встает на сторону предпринимателей. Однако бизнесмены теряют драгоценное время: как правило, решение суд выносит спустя два месяца после обращения.

Для того чтобы уладить эти и другие нестыковки внутри органов власти, было организовано совещание с участием всех заинтересованных сторон.

Для того чтобы у предпринимателя не возникало проблем с получением лицензии, при условии соблюдения им всех остальных требований, нужно либо указать входы в здания на схеме, которой пользуются городские власти, либо сделать обязательным предоставление в лицензирующий орган соответствующих документов со стороны бизнесмена, — сказал Альфир Бакиров. – И еще один «минус» принятого закона: считаю недопустимой ситуацию, когда предприниматель вынужден сворачивать торговлю спиртным, если поблизости от его магазина открывается новый медицинский центр или детский сад. Принятые правила не должны иметь обратной силы: если предприниматель уже получил лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, к примеру на 5 лет, то в течение этого времени он имеет право торговать этим товаром, независимо от того, какая организация откроется с ним по соседству.

Участники совещания согласились с мнением Уполномоченного, признав, что Постановление Правительства, определяющее регламент установления границ, требует как минимум двух поправок: о том, что оно не имеет обратной силы, и введение исключений из социально-значимых объектов. Как считают представители власти, медицинские центры, находящиеся в частной собственности, не стоит приравнивать к социальным объектам, таким как школы и детские сады. Эти изменения необходимы для защиты прав и законных интересов предпринимателей Ярославской области.

Мы должны сделать так, чтобы закон не ограничивал ни одного из предпринимателей, — заявила заместитель директора департамента АПК Валентина Шишина. – На данный момент мы уже отказали в выдаче лицензии почти сотне обратившимся к нам предпринимателям. Они намерены отстаивать свои права в суде. Всего в Ярославле около двух тысяч лицензируемых объектов.

Валентина Шишина отметила, что в других муниципальных образованиях области такой проблемы нет. Как пояснил заместитель мэра Ярославля по экономической политике Борис Тамаров, утвердив в начале февраля необходимые схемы, город выполнил все свои обязательства с точки зрения соблюдения законодательства.

В нашем постановлении все прописано очень четко и ясно, нет сложных формулировок, — считает Борис Тамаров. – От входа в социальный объект строится круг радиусом 50 метров. Все здания и сооружения, попавшие в этот круг, не могут использоваться для торговли спиртным. По такому принципу мы отработали все адреса социальных объектов, расположенных в городе, самостоятельно нанесли на них входы. Вопрос, который до сих пор мы пытаемся решить, это процесс межведомственного взаимодействия с лицензирующим органом в части уточнения наших схем.

По итогам совещания было решено обратиться к областным парламентариям с предложением рассмотреть возможность внесения изменений в федеральный закон, регулирующий производство алкогольной продукции и ограничивающий ее потребление. Соответствующее письмо уже направлено юристами аппарата Уполномоченного председателю комитета Ярославской областной Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию.