Федеральный бизнес-омбудсмен подвел итоги работы института Уполномоченного.


По его словам, с 2012 года институт защиты бизнеса отработал 80% обращений предпринимателей. Также за это время по инициативе бизнес-омбудсмена было разработано и согласовано с профильными госструктурами порядка 13 федеральных законов. Среди них: амнистия капиталов, шестой пакет по гуманизации уголовного законодательства, страхование вкладов юридических лиц до 5 млн. рублей, надзорные каникулы для МСП и многое другое.

Есть и административные успехи. В частности, было отменено решение Минэкономразвития о повышении дефлятора при расчете ЕНВД, из-за чего он мог вырасти на 15 %, ликвидированы задержки при оплате государственных и муниципальных контрактов в регионах, изменены СНИПы, запрещающие работу предприятий торговли и общепита в ночное время в помещениях жилых домов.

Важным стала предварительная договоренность о продолжении программы Совета Европы, ЕС и института Уполномоченного «Защита прав предпринимателей в РФ от коррупционных практик» или ПРЕКОП. Об этом и многом другом рассказал на итоговой пресс-конференции в Москве Уполномоченный при Президенте по правам предпринимателя Борис Титов.

— Мы чувствуем, что набираем определенный вес. Мы стали слышны. Люди поверили, что обращение к нам — это не пустое написание бумажек, а шанс решить проблему. Никто не может сейчас просто так игнорировать наши обращения. Мне кажется, что институт состоялся,— сказал Борис Титов.

Он выделил, что важным итогом этого года стало завершение трехлетней программы ПРЕКОП и договоренность с европейской стороной о ее продлении. Напомним, что проект направлен на внедрение антикоррупционных механизмов и предотвращение коррупционных практик в отношении предпринимательского сообщества. Если раньше проект был ориентирован на федеральные структуры, то теперь акцент сместится на муниципальные.

В то же время Титов отметил, что есть и трудности. Он сказал, что принятие закона о смягчении наказаний за экономические преступления откладывается из-за противодействия правоохранительных органов.

— Поправки прошли первое чтение, на этом все и застопорилось. Мы не можем продвинуть их в Государственную думу, так как есть особое мнение отдельных структур, в первую очередь правоохранительных, — выделил Титов.

Омбудсмен добавил, что существуют и другие предложения по экономическим преступлениям, которые пока не реализованы, в том числе возможное введение суда присяжных для рассмотрения дел по таким статьям, как «Мошенничество в особо крупном размере» (159.4 УК РФ).

Также не удалось провести законопроект о контроле и надзоре, законопроект по самозанятым. Напомним, что последний заблокировал социальный блок правительства, не согласившийся на ежегодные выплаты самозанятых в Пенсионный фонд и фонд ОМС в объеме до 20 тысяч рублей и предложивший приравнять самозанятых к индивидуальным предпринимателям.

Не обошли стороной и нашумевшие темы «Экономики роста» и системы «Платон». Бизнес-омбудсмен считает, что тарифы системы «Платон» завышены. Ошибочным было введение в работу этой системы в кризис и отсутствие тестового режима. Однако в то же время, нишевые компании понимают, что механизм необходим для того, чтобы вывести серые предприятия из тени и заставить их платить налоги.

— Запуск системы не продумали. Поэтому мы предлагаем ввести до 1 апреля 2016 года отложенный платеж, сохранить тариф 1,54 рубля до конца 2016 года, чтобы понять экономику процесса. Наши расчеты показывают, что цена завышена, поэтому нужно дополнительно изучить весь процесс, — заявил Борис Титов.

Прозвучал вопрос и о предложении замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, высказавшегося о запрете ввоза из Турции 70-80% товаров легкой промышленности ради развития отечественных производителей.

— Возможно, краткосрочный эффект от введения эмбарго на турецкий текстиль и будет положительным, но в долгосрочной перспективе это приведет к снижению качества представленной на рынке продукции. Понятно, что ивановские ткани и текстиль вряд ли смогут стать полноценной заменой. Поэтому лучше не вводить ограничения на границе, а создавать условия для развития отрасли внутри страны, стимулировать российское производство через экономические механизмы — налоговые льготы, низкую процентную ставку по кредитам и так далее, — сказал Титов.

Руководитель экспертного центра при омбудсмене Анастасия Алехнович, в свою очередь, озвучила планы на 2016 год. Так, в этом году Уполномоченному предстоит исполнить 56 поручений вице-премьеров, которые Борис Титов получил по итогам своего доклада президенту. Отдельным сюжетом должна стать борьба за неповышение страховых взносов — более того, бизнес-омбудсмен намерен доказать, что и нынешний уровень «губителен для бизнеса». Также в планах уполномоченного — пересмотр тарифов по грузоперевозкам, контроль госзакупок и закупок госкомпаний у малого бизнеса, поддержка лизинга, вопросы взаимодействия предпринимателей и таможенной службы и др.

В законодательном плане на очереди — поправки к закону о бизнес-уполномоченных: сейчас региональных омбудсменов привлекают в качестве свидетелей по делам, сопровождением которых они занимаются, «лишая их возможности работать».

В статье использованы материалы с сайта http://ombudsmanbiz.ru