Так считает ярославский Уполномоченный по защите прав предпринимателей Альфир Бакиров. 7 и 8 августа он принимал участие во II Международном Евразийском форуме «ТАКСИ» в Санкт-Петербурге, где обсуждались вопросы государственного регулирования таксомоторной сферы, борьбы с нелегальным извозом, обеспечения безопасности водителей и пассажиров такси.


Отметим, что форум был организован при поддержке Государственной Думы РФ, Международного союза автомобильного транспорта, Министерства транспорта РФ. Всего в мероприятии приняли участие более 600 человек: это специалисты профильных органов исполнительной власти из 56 регионов России, ведущие игроки таксомоторного бизнеса из шести стран, а также российские эксперты в области таксомоторного регулирования, представители общественных и коммерческих организаций.

В рамках первого дня работы форума его участники обсудили одну из основополагающих тем: государственную политику в сфере легкового такси. В частности, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Александр Старовойтов, открывавший пленарное заседание, сообщил о том, что в деятельности такси, причем не только в России, но и во всем мире, в настоящее время происходит технологическая революция. По его словам, это обусловлено несколькими факторами: массовой автомобилизацией населения, глобализацией таксомоторного бизнеса, увеличением транспортной мобильности населения, прорывным развитием информационных технологий и диспетчерских центров. Парламентарий отметил, что существующее нормативно-правовое регулирование таксомоторных услуг не в полной мере отвечает современным потребностям рынка и оставляет нерешенными целый ряд проблем. В качестве основных из них назывались:

  • отсутствие реальных механизмов контроля со стороны налоговых и иных надзорных органов за деятельностью перевозчиков в части обеспечения легальности, безопасности и качества предоставляемых услуг;
  • отсутствие ответственности перевозчиков за возможные негативные последствия предоставления потребителю услуги несоответствующего качества;
  • распространение организаций, занимающих доминирующее положение на рынке данных услуг, установление демпинговых цен с их стороны.

Существующий закон о такси – расцвет теневого сектора

— Практически все спикеры признали, что реализация 69 федерального закона на территории России провалена. Контроль за деятельностью нелегальных перевозчиков практически не осуществляется. Как следствие, представители малого и среднего предпринимательства, законно осуществляющие таксомоторную деятельность, могут быть полностью вытеснены с этого рынка, — поделился впечатлениями о прошедшем форуме Альфир Бакиров. – Нужен новый закон о пассажирских перевозках, где были бы учтены все негативные моменты, которые выявились в течение последних трех лет, в ходе реализации существующего сейчас закона. Об этом мы говорим уже не первый год. Будучи депутатом Ярославской областной Думы, я дважды выходил с инициативой пересмотреть действующий федеральный закон, который привел к существенному ухудшению положения предпринимателей, работающих в сфере перевозок.

Альфир Бакиров  рассказал о том, что до введения норм указанного выше закона на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа в Ярославской области работало около семи десятков предпринимателей. В настоящее время их осталось всего девять. Причем четыре из них – это представители крупных сетевых структур, которые зарегистрированы за пределами региона. Они охватывают более 90% рынка данного вида услуг и не имеют своих зарегистрированных в качестве юридических лиц представительств на территории региона. Налицо монополизация рынка такси федеральными диспетчерскими службами. Это произошло из-за правового пробела, который образовался в результате реализации 69 федерального закона, где нет самого понятия «служба заказа такси». Ввести этот термин, а вместе с ним и еще ряд статей, регламентирующих сферу таксомоторных перевозок, предлагает ярославский бизнес-омбудсмен..

Дорогу легальным перевозчикам

—  Сейчас в Госдуму внесен совершенно новый законопроект о госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Для Ярославской области тема нелегальных перевозок – очень актуальная и наболевшая, поэтому мы решили подключиться к работе над изменениями в этот документ, — прокомментировал Альфир Бакиров. –  При Уполномоченном была создана рабочая группа, куда помимо юристов вошли легальные перевозчики, которые стремятся работать в условиях здоровой конкуренции. К обсуждению также мы привлекли депутатов областной Думы, курирующих вопросы транспорта.

—  Члены рабочей группы во главе с бизнес-омбудсменом изучили действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси, и спустя несколько месяцев сформулировали предложения. В апреле предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области были приняты региональной Думой. На форуме в Санкт-Петербурге их озвучил руководитель областного Агентства транспорта Евгений Ильичев, обратив внимание на основные положения. В частности, поправки предусматривают введение понятия «служба заказа такси» в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом одно из условий, которое предлагается ввести – такая служба обязательно должна иметь филиал или представительство на территории региона, в котором работает.

—   Сейчас ситуация складывается таким образом, что диспетчерская служба может быть зарегистрирована в одном субъекте России, а работать, то есть передавать информацию о заказах, – по  всей стране, — пояснил Альфир Бакиров. – Получается, что региональные бюджеты не получают ни копейки налоговых отчислений от деятельности этой организации. Причем, зачастую крупные сетевые компании привлекают для работы нелегальных перевозчиков, то есть не зарегистрированных как ИП и не имеющих разрешений на перевозку пассажиров. В таком случае стоимость поездки на такси становится значительно ниже, но гарантий безопасности жизни и здоровью людей нет.

Наказание должно быть неотвратимым

По мнению ярославского защитника бизнеса и представителей легальных компаний-перевозчиков, законопроект, который еще только предстоит рассмотреть депутатам нижней палаты парламента, требует внимательного изучения и существенной доработки. К примеру, в нем должна быть четко прописана ответственность диспетчерской службы за передачу заказа нелегальному перевозчику. Только за первое полугодие этого года на дорогах России с участием таксистов произошло более 600 ДТП, в каждом из которых пассажиры получили тяжелейшие травмы. Однако, доказать вину сетевых компаний, передавших заказ нелегалу, практически невозможно, поскольку в настоящее время нет законодательной основы для привлечения их к административной или уголовной ответственности. Для того, чтобы она все-таки появилась, считают законотворцы, необходимо обязательно  внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и включить аналогичную статью в новый закон. Обсуждению этого вопроса была отведена значительная часть времени круглого стола, в ходе которого говорили на тему совершенствования законодательства о такси.

Единственными, кто не поддержал мнение о закреплении ответственности диспетчерских компаний стали представители одной из крупнейших в России служб заказа такси, присутствовавшие на форуме. Они упорно отстаивали свою позицию о том, что выступают в качестве посредника, поэтому не должны нести ответственность за неисправность автомобилей перевозчиков. В свою очередь, их оппоненты сравнивали диспетчерскую службу с газетой бесплатных объявлений и настаивали на том, что редакция издания несет полную ответственность за недостоверную информацию, размещенную на страницах газеты, а, значит, и служба заказа такси обязана работать только с официально зарегистрированными перевозчиками.

— Дискуссия на эту тему была очень эмоциональной и продолжительной, — рассказал ярославский бизнес-омбудсмен. – Это связано с тем, что законопроект еще «сырой», много спорных вопросов, которые надо проговаривать и вместе находить приемлемые решения. В ходе  круглого стола я высказался за то, чтобы обратиться к депутатам Госдумы России с предложением создать рабочую группу при профильном комитете по доработке и внесению изменений в этот документ. Среди экспертов обязательно должны быть представители Ярославской, Ленинградской и Нижегородской областей, а также Краснодарского края. Эти регионы, не дожидаясь рассмотрения законопроекта в первом чтении, уже отправили свои предложения по его совершенствованию в Москву. Тем не менее, хочется отметить, что таких системных и проработанных предложений, какие прозвучали от Ярославской области, я не услышал больше ни от одного региона.

Мнение ярославцев услышали и поддержали

Итогом форума стала резолюция, в которую вошли предложения от ярославского Уполномоченного, получившие одобрение большинства выступающих. Бизнес-омбудсмен высказался за поддержку законопроекта о госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров № 472515-6, а также предложил внимательно изучить дополнения в этот документ от Ярославской областной Думы и Законодательного Собрания Краснодарского края.

Вернувшись из Санкт-Петербурга, Альфир Бакиров поделился своими планами относительно дальнейшей судьбы региональных поправок в законопроект о госрегулировании перевозок.

— Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в работе над предложениями. То, что наше мнение на форуме было услышано – это промежуточная победа. По сути, в наших поправках собраны предложения из большинства регионов страны, где существуют проблемы в сфере таксомоторных перевозок. Со своей стороны, я готов лично войти в состав рабочей группы при Госдуме России и высказать коллективную позицию Уполномоченных по вопросу совершенствования законодательства о такси. Думаю, что эта инициатива приобретет федеральное значение и, надеюсь, будет поддержана федеральным Уполномоченным Борисом Титовым.