В аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области сейчас находится на рассмотрении дело индивидуального предпринимателя, которого всеми способами пытаются вытеснить с рынка перевозок, предоставив таким образом места для заработка другим, по-видимому, более «сговорчивым» бизнесменам.


Эта история началась еще в 2013 году, когда Агентство транспорта Ярославской области не стало заключать новый договор на перевозку пассажиров с героиней нашей статьи, индивидуальным предпринимателем Татьяной Лепиной, автобусы которой курсировали по межмуниципальному маршруту № 178 (Автовокзал Ярославля – пос. Михайловское).

Примечание: здесь стоит отметить, что в случае, если ни одна из сторон не расторгает договор, согласно Гражданскому кодексу, он считается пролонгированным на неопределенный срок. При этом конкурс на осуществление перевозок по данному маршруту Агентством транспорта не проводился, поэтому, если бы не автобусы ИП Лепиной, этот маршрут остался бы вовсе без перевозчика.

История первая

14 апреля 2014 года департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля был объявлен открытый конкурс на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по маршруту № 40 «Резинотехника-Машприбор».

12 мая ИП Лепина подала заявку на участие в этом конкурсе. 22 мая состоялось заседание конкурсной комиссии, а уже на следующий день было принято решение о признании заявки ИП Лепиной несоответствующей требованиям конкурсной документации, отказе в допуске ее к участию и отклонении заявки.

Согласно конкурсной документации заявка на участие должна содержать сведения о наличии у конкурсанта на праве собственности или на ином законном праве транспортных средств, планируемых к использованию для выполнения пассажирских перевозок, а также отвечающих по техническому состоянию предмету открытого конкурса и требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

— Я считаю, что слова на ином законном праве вводят в заблуждение участника конкурса, — комментирует Татьяна Лепина. – Для улучшения качества обслуживания населения я представила в конкурсную комиссию документы о том, что готова закупить восемь новых автобусов ПАЗ 2014 года выпуска по 25 посадочных мест каждый. Однако, несмотря на то, что я приложила к заявке договоры лизинга, заключенные между мной и «Транспортной лизинговой компанией», меня отстранили от участия в конкурсе, отдав победу предпринимателю, имеющему старые автобусы (2009, 2010, 2011 годов выпуска) и лицензионные нарушения, а также наличие учетных ДТП (с пострадавшими по вине водителя). Как мне «пояснили» в конкурсной комиссии, вышеуказанных договоров лизинга недостаточно, на конкурс должны быть представлены транспортные средства, имеющиеся у участников конкурса в наличии, то есть приобретены и зарегистрированы в органах ГИБДД.

История вторая, похожая

Параллельно с городским конкурсом на перевозку пассажиров, где Татьяну Лепину отстранили от участия еще на стадии подачи заявки, 15 апреля этого года Агентство транспорта Ярославской области объявило открытый конкурс по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров на межмуниципальном маршруте № 178 «Ярославль АВ – пос. Михайловское». Об этом на сайте Агентства в свободном доступе была опубликована информация и представлена вся конкурсная документация.

В указанной документации были установлены требования к претендентам, участвующим в конкурсе. Так, обязательным являлось наличие у Конкурсанта на праве собственности или на ином законном праве подвижного состава, предполагаемого к использованию для перевозок пассажиров, отвечающего по техническому состоянию установленным требованиям в отношении перевозок пассажиров и предмету конкурса. То есть, при отсутствии на момент проведения конкурса транспортных средств, необходимых для выполнения условий перевозок по маршруту, Конкурсант представляет документы, гарантирующие приобретение им подвижного состава в случае победы в открытом конкурсе в течение 20-ти дней после признания его победителем.

Таким образом, для участия в открытом конкурсе межмуниципального уровня достаточно было предоставления документов, гарантирующих приобретение участников конкурса подвижного состава. Получается, что один и тот же пункт документации по-разному трактуется в разных структурах власти, поскольку в данном случае договоры лизинга, которые были на руках у ИП Лепиной, устроили членов конкурсной комиссии. Однако, став участником конкурса, Татьяна Лепина вновь попала в «немилость» транспортных  чиновников. Положения конкурсной документации, устанавливающие критерии для снятия баллов, дополнили пунктом (от 27.02.2014), который не позволял ИП Лепиной ни при каких обстоятельствах стать победителем конкурса. В частности, в нем говорилось об осуществлении перевозок без заключенного договора (тогда как согласно Закону Ярославской области 90-з, договор может быть заключен, только по итогам проведенного конкурса). Однако, заключение договора на осуществление перевозок  зависит не от желания предпринимателя, а от действий тех самых должностных лиц, к компетенции которых относится организация перевозок автомобильным транспортом общего пользования.

— Отсутствие договора вменили мне в качестве особого нарушения, — рассказала Татьяна Лепина. – При этом никаких попыток привлечь иного перевозчика на данный маршрут Агентство транспорта Ярославской области не предпринимало. Объявление о закрытии маршрута отсутствовало. Агентство транспорта в 2013 году подписало дополнительное соглашение к договору от 2012 года, неоднократно проводило обследование маршрута, а на 2013 год даже было согласовано расписание движения, которое всех устраивало. Выходит, если бы я не работала на данном маршруте, его бы никто не обслуживал… По данному маршруту субсидии на возмещение расходов на перевозку за 13 лет моей работы никогда не предоставлялись из-за дефицитного бюджета. В настоящее же время при сохранении всех ранее существовавших условий: протяженности маршрута, количества единиц транспорта, размер субсидии составляет 6,26 рублей на каждый километр пробега. Откуда появились такие цифры при огромном дефиците бюджета, мне не понятно. Кстати,  победителями областного конкурса вновь стали перевозчики, на счету которых не одно учетное дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими.

В качестве справки: ИП Лепина Т.В. работает в сфере перевозок Ярославской области уже более 13 лет, за все это время ее транспортные средства ни разу не попадали в ДТП с пострадавшими по вине водителей, а от пассажиров маршрута № 178 Автовокзал-п. Михайловский не было ни одной жалобы. Предприниматель исправно платит налоги и своевременно обновляет автомобильный парк.

По запросу аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей контрольно-счетная палата Ярославской области никаких нарушений в действиях руководства Агентства транспорта не усмотрела. Пытаясь найти правду, Татьяна Лепина обратилась в прокуратуру Ярославской области. Ответ ее сотрудников даже не удивляет: «оснований для оценки норм права коррупциогенными в настоящее время не имеется».

— Куда только я не обращалась, — посетовала Татьяна Лепина. —  В Управлении антимонопольной службы России по Ярославской области мою жалобу признали обоснованной. В письме Ярославского УФАС от 19 июня на организатора торгов было наложено ограничение в части заключения договоров. Однако, это не помешало Агентству транспорта 20 июня подписать договор с так называемым «победителем» конкурса, результаты которого со стороны УФАС отменены так не были. Этот факт не поддается объяснению. Здесь явно прослеживается системный характер действий контрольно-надзорных органов и органов власти в отношении меня.

Как поясняют юристы аппарата Уполномоченного, со дня направления уведомления торги приостанавливаются до момента рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением этого требования является ничтожным. То есть договоры, заключенные в период разбирательства в УФАС должны были быть признаны недействительными, однако, этого не произошло. Скорее наоборот: заручившись поддержкой в виде решения УФАС о законности заключенных договоров, руководство Агентства  транспорта проявило невиданную активность в отношении устранения ИП Лепиной из числа перевозчиков.

— От имени Агентства транспорта директору ГБУ ЯО «Яроблтранском» была дана команда о проведении контрольно-ревизионных мероприятий на маршруте №178, о  выявленных фактах перевозок без договора сразу же сообщили членам межведомственного координационного  совета по содействию координации деятельности автоперевозчиков на территории Ярославской области, после чего материалы были незамедлительно направлены в суд, — рассказала Татьяна Лепина. У меня осталась последняя надежда на то, что суд, который состоится в последних числах августа, будет объективным и рассмотрит мое дело, не взирая на должности и фамилии, задействованные в выше озвученных событиях.

Вся эта история с первого взгляда кажется очень странной. Ну, с чего бы это вдруг транспортным чиновникам понадобилось вытеснять с рынка одного единственного предпринимателя? Пусть, мол, себе живет и работает. Но речь идет лишь о человеке, который решил ввязаться в борьбу «за место под солнцем», остальные, не имеющие необходимых знакомств и связей, попросту молча уходят со своих маршрутов.

В этой истории до сих пор вопросов больше, чем ответов. Почему законопослушному предпринимателю, желающему работать, матери троих детей, приходится преодолевать препятствия, которые ей чинят сотрудники госструктур? Почему по-разному трактуются одни и те же формулировки конкурсной документации? Почему Агентство транспорта так и не отменило договоры, заключенные в период действия ограничений со стороны УФАС? Почему прокуратура не усмотрела никаких нарушений в действиях Агентства транспорта при начислении субсидии на возмещение расходов на перевозку? Рано или поздно ответы, появятся. Но вот, кто вернет многодетной маме потерянное время и здоровье на то, чтобы доказать свою правоту… На этот вопрос ответа, наверное, мы не получим никогда.