«Общероссийское объединение пассажиров» выступило против введения солидарной ответственности агрегаторов такси и водителей за ДТП, предусмотренной в новом законе о такси. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме, второе запланировано на ноябрь. Свое мнение о документе высказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров.

8 сентября «Общероссийское объединение пассажиров» направило в профильный комитет Госдумы письмо, в котором выступило против введения солидарной ответственности агрегаторов такси и водителей в случае ДТП. Общественники просят заменить эту форму ответственности на субсидиарную: в таком случае сервис должен будет возместить ущерб только если непосредственный владелец автомобиля не в состоянии этого сделать. Если же оставить солидарную ответственность, то это, по мнению объединения пассажиров, может повлечь рост цен на услуги такси вплоть до 50% — агрегаторы будут закладывать в стоимость услуг и чужие риски, и предстоящие судебные издержки.

По словам Альфира Бакирова, идея навести порядок в сфере таксомоторных перевозок и обязать агрегаторов нести ответственность за машины, которые приезжают «под их флагом», не нова. За минувшие годы было несколько законодательных инициатив федерального уровня, но ни одна из них пока не дошла до логического завершения.

«Мы в аппарате также неоднократно обсуждали этот вопрос, провели не одну встречу, в том числе с участием чиновников, областных депутатов, ФНС и УМВД.  Тогда легальные перевозчики, работающие в нашем регионе, жаловались: чтобы выполнить все требования законодательства, начиная с оформления ОСАГО и заканчивая медосмотрами, они несут серьезные затраты. В то время как нелегалы затрат не несут, налоги не платят, но создают существенную конкуренцию. Подавляющая часть заказов, по их словам, идет через агрегаторов – «Яндекс. Такси», «Убер» и т.д., — которые прикрепляют к своим сервисам водителей, невзирая на их правовой статус, а подчас и наличие разрешения на осуществление перевозок пассажиров», — рассказал бизнес-омбудсмен.

Но главное, что подобный подход ставит под вопрос безопасность пассажиров. Во-первых, люди не могут быть уверены в профессионализме водителя. Во-вторых, в случае ДТП агрегаторы остаются в стороне – сейчас они позиционируют себя лишь как посредники и информаторы, которые помогают водителям и пассажирам найти друг друга, – и никакой ответственности за случившееся с пассажиром в ходе поездки не несут.

Новый законопроект о такси поступил в Госдуму в мае 2022 года, первое чтение прошел в июле. В работу отрасли он вносит существенные изменения. Прежде всего, это создание трех реестров, в том числе, регионального реестра перевозчиков – он будет содержать сведения о предоставлении им разрешения на перевозку, а также о приостановлении, возобновлении и об аннулировании его действия. Самозанятым будет разрешено работать в такси наравне с юрлицами и ИП.  Также законопроект закрепляет ряд требований к водителям такси и к самим машинам. И, наконец, в документе чётко прописаны ситуации, когда агрегаторы такси несут полную ответственность за нарушения и вред, причинённый жизни и здоровью пассажиров, а когда эта ответственность делится солидарно с перевозчиком и водителем такси.

 «Мнения экспертов, как всегда, разделились. Кто-то поддерживает инициативу объединения пассажиров и считает, что ответственность за ДТП должен, в первую очередь, нести водитель, а не пытаться переложить ее на платежеспособного агрегатора. Другие уверены, что в случае субсидиарной ответственности с большой долей вероятности у разбитого корыта останется сам пассажир, увязнув сначала в судах с водителем, а потом и с агрегатором. Лично мне позиция последних, наверное, ближе. Агрегатор все же полноправный  участник процесса организации пассажирских перевозок и должен нести полноценную ответственность за действия «своих» водителей. Единственное, все нововведения на этом рынке должны вводиться постепенно, чтобы у участников процесса было время адаптироваться», — подчеркнул Альфир Бакиров.

Он выразил надежду, что законопроект на этот раз будет принят, и порядка в сфере таксомоторных перевозок прибавится.