Бизнес-омбудсмен Ярославской области Альфир Бакиров просит врио Губернатора Ярославской области Михаила Евраева вмешаться в ситуацию, в которой оказались владельцы объектов дорожного сервиса на трассе М8 «Холмогоры». Письмо об этом региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей направил в адрес Михаила Евраева 2 февраля.

Уполномоченный пишет, что в последнее время к нему не прекращается поток жалоб владельцев придорожных кафе и гостиниц. Речь идет о намерении владельца автодороги — ФКУ Упрдор «Холмогоры» – ограничить доступ к торговым объектам с трассы в том случае, если предприниматели не выполнят ряд требований. В частности, последние должны заключить договор на оказание услуг по присоединению к автомобильной дороге, оборудовать примыкание дороги к своему объекту переходно-скоростной полосой и в соответствии с законодательством оформить сервитут на часть земельного участка, формирующего полосу отвода автодороги.

Как пояснили в аппарате бизнес-омбудсмена, формально нарушений прав предпринимателей в данной ситуации не усматривается — обязанность владельцев объектов дорожного сервиса заключить договор с владельцем дороги и выполнить требования по обустройству примыкания закреплена федеральным законом. И в данном случае ведомство стоит на страже безопасности дорожного движения. Однако земельные участки, на которых находятся примыкания к объектам дорожного сервиса, в основной своей массе расположены в полосе отвода, которая является федеральной собственностью. При этом государство возлагает бремя содержания таких участков полностью на предпринимателя, что, по мнению бизнеса и самого Уполномоченного, несправедливо.

«По информации наших заявителей, выполнение требований Упрдор «Холмогоры» по предварительным подсчетам составляет порядка 8-12 миллионов рублей для населенных пунктов и 20-25 миллионов рублей за пределами населенных пунктов. В сегодняшних реалиях пандемии  такие расходы порой превышают рыночную стоимость самого объекта, они неподъемны для большинства предпринимателей. Более того, многие объекты дорожного сервиса введены в эксплуатацию до 2007 года, когда вступил в силу федеральный закон, и существуют уже много лет. Эти объекты обеспечивают комфорт путешественникам, способствуют безопасности движения по трассе, позволяя водителям полноценно отдохнуть и поесть. Не стоит забывать и про туризм: большинство гостей в столицу «Золотого кольца» приезжают на автотранспорте», — рассказал Альфир Бакиров.

Письмо в защиту «своих» торговых объектов Уполномоченному направили и жители близлежащих населенных пунктов. Так, жители села Новое Переславского района сообщили, что в их селе находится единственный на 12 км продуктовый магазин. Сейчас из-за установки отбойника мимо проезжающие автомобили не имеют возможности к нему подъехать, торговая точка несет серьезные убытки. Куда ходить за продуктами жителям, большинство из которых пожилые люди, в случае закрытия магазина – пока непонятно.

В связи с ограничением собственных компетенций, бизнес-омбудсмен просит врио Губернатора посодействовать в решении этого вопроса. ФКУ «Упрдор «Холмогоры» территориально находится в Вологде, а участие его представителя в совещании необходимо, чтобы выслушать позиции обеих сторон и попытаться найти компромисс.

Сам Альфир Бакиров считает, что единственным выходом из этой ситуации является изменение законодательства и устранение неравного подхода. Проще говоря, расходы на обустройство и содержание примыканий бизнес и государство должны разделить.