Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов 19 апреля посетил Ярославль с рабочим визитом. О впечатлениях от поездки, институте Уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также о том, как живется сегодня бизнесу в России, он рассказал журналистам на итоговой пресс-конференции.

— Борис Юрьевич, в Ярославле прошло оперативное совещание при Генеральном прокуроре Юрии Чайке на тему соблюдения законодательства, регламентирующего своевременную оплату заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. В своем докладе Вы достаточно остро поднимаете эту проблему. Она актуальна для всех российских регионов?

— Вопрос, действительно, острый, и во многих регионах ситуация схожа. На основании социологического опроса собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний, проведенного в марте этого года, можно сказать: проблема срыва сроков оплаты по госконтрактам затронула около 15% опрошенных предпринимателей. Мы обратили на нее внимание еще в 2014 году и включили в доклад Президенту РФ В.В. Путину. Им было дано поручение Генеральной прокуратуре — держать «руку на пульсе». С тех пор мы плотно работаем с органами прокуратуры и ведем постоянный мониторинг ситуации. За это время нам удалось вернуть предпринимателям около 50 млрд рублей – это достаточно серьезная сумма. Однако старые долги гасятся, новые возникают, поэтому сумма задолженности остается по-прежнему высокой – 34 млрд рублей по всей России. Только в 2016 году по причине неоплаты было возбуждено 22 уголовных дела. Безусловно, ситуации разные: в каких-то случаях неоспорима вина чиновников, порой причина кроется в банальном отсутствии денег у государственных и муниципальных заказчиков. Мотивы государства тоже понятны: социальные обязательства перед гражданами никто не отменял, и власти приходится делать нелегкий выбор. Давайте не будем забывать и про другую сторону медали: подчас и предприниматели не выполняют свои обязательства по контрактам в полном объеме, срывают сроки, но платежей требуют. В рамках совещания ряд губернаторов очень эмоционально говорили о том, что 44-ФЗ требует изменений, нужно менять систему государственных и муниципальных закупок в целом. Я поддерживаю эту позицию.

— В день совещания стало известно, что Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон, устанавливающий предельный 30-дневный срок оплаты с момента подписания заказчиком документов о приемке при проведении государственных и муниципальных закупок. Что еще, на Ваш взгляд, можно сделать для решения проблемы неоплаты по контрактам?

— Данный закон — шаг в правильном направлении, но этого недостаточно. Помимо внесения изменений в систему государственных и муниципальных закупок, нужно вводить новые инструменты гарантий выполнения госконтрактов. Так, сегодня расширяется система «казначейского сопровождения» бюджетных средств. В федеральном бюджете уже сейчас определено, что казначейством сопровождаются авансы по государственным контрактам, субсидии. Сначала система вызвала непонимание со стороны предпринимателей, но уже в 2016 году механизм использовался 4 тысячами предприятий на сумму более 600 млрд рублей. Казначейское сопровождение существенно снижает риски неоплаты для поставщиков госуслуг и делает прозрачным целевое расходование бюджетных средств. Расширяется использование и казначейских аккредитивов – в прошлом году их выдано на сумму 900 млн рублей. С 2014 года в Гражданском кодексе появился новый инструмент взаимодействия между контрагентами – договор счета эскроу. Такой договор подразумевает открытие банком специального счета для блокирования денежных средств, полученных от заказчика в целях их передачи другому лицу – поставщику — только при исполнении контракта. В перспективе распространение этих и других форм смогут решить проблему неоплаты государственных контрактов.

— После совещания Вы встретились с ярославскими предпринимателями. С какими проблемами к Вам обратился региональный бизнес?

— На встрече мы обсудили как общие, так и частные вопросы. К общим я отношу проблемы, актуальные для всех предпринимателей: сокращающийся спрос на внутреннем рынке, растущие издержки производства, стоимость кредитов, налоги, тарифы на энергетику, например. Хоть мы и говорим о том, что страна на пути выхода из кризиса, большинство предпринимателей этого не чувствуют. Также обсудили вопросы взаимодействия государственных и частных медицинских организаций, транспортных грузоперевозок, государственных и муниципальных закупок. Например, активисты Союза автоперевозчиков Ярославской области, побывавшие сегодня в моей Общественной приемной, — они же с трудом видят перспективы своего бизнеса, если и в дальнейшем продолжится подобная политика государства! За перевес груза к ним применяются высокие штрафы, в то время как они сами не могут контролировать этот процесс, пункты весового контроля на территории области отсутствуют, а грузоотправитель далеко не всегда честен в этом отношении. И к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям-перевозчикам предъявляется серьезный список требований, в то время как физическое лицо, водитель автомобиля, от них освобожден. Нелогичность нашего законодательства в данной ситуации лично меня несколько удивляет. Поэтому будем работать, решать эти вопросы на федеральном уровне с привлечением соответствующих министерств и ведомств.

— Вы возглавляете в России институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей. С какими проблемами к Вам можно обращаться?

— С любыми проблемами, если предприниматели считают, что их права нарушены. По просьбе бизнеса представители аппарата Уполномоченных могут участвовать в проверках контрольно-надзорных структур, обеспечивая тем самым объективность и исключая коррупционную составляющую. Кроме того, мы можем участвовать и в арбитражных, и в уголовных судах в качестве третьей стороны, представляя интересы предпринимателей. Это распространенная практика, и немало случаев, когда судебные процессы были нами выиграны. И последнее: федеральный бизнес-омбудсмен имеет право до решения суда приостанавливать ненормативные правовые акты муниципальных властей, если они, на наш взгляд, находятся вне рамок правового поля с одновременным обжалованием их в суде.

— Борис Юрьевич, закончить интервью хотелось бы на позитивной ноте. Но вопрос несколько провокационный: есть ли будущее у малого и среднего бизнеса в России?

— У российских предпринимателей есть серьезный потенциал — это инициатива, желание не только выживать, но и развиваться. История нашей страны демонстрировала это неоднократно – и при П.А. Столыпине, и в 90-е годы XX века, и в кризис 2008 года. К сожалению, многие бизнесмены сейчас находятся в тупике – за прошлый год количество банкротств по России выросло на 25%. То, что мы отразили в программе «Стратегия роста» — речь идет о макроэкономических процессах и экономике в страны в целом – и есть наши предложения по преодолению сегодняшней непростой ситуации. При условии свободной экономики и конкуренции, если государство будет помогать бизнесу, у наших предпринимателей есть все шансы.