Собственники торговых объектов Ярославской области, представители регионального департамента финансов, Управления ФНС России по Ярославской области, Ярославской Торгово-промышленной палаты и аппарата регионального бизнес-омбудсмена 2 августа приняли участие в расширенном заседании Комитета по торговле и рынку потребительских услуг при ЯрТПП. В очередной раз темой для обсуждения стали предложения бизнеса о снижении налоговой нагрузки для владельцев торговых центров.

Активную дискуссию среди присутствующих вызвала подготовка проекта изменений в закон Ярославской области от 15.10.2003 N46-з о налоге на имущество организаций. В соответствии с данным законом в регионе с января 2018 года установлены налоговые ставки для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. Так, в отношении торговых комплексов общей площадью от 3 до 25 тысяч квадратных метров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений аналогичной площадью с назначением, предусматривающим размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, действует налоговая ставка в размере 2%. Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, был утвержден приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области. Сейчас рассматривается вопрос о расширении данного Перечня с 2019 года, дополнив его торговыми центрами площадью свыше 1 тысячи квадратных метров.

Присутствовавшие на совещании представители и собственники торговых комплексов единогласно высказались за снижение налоговой нагрузки. Среди предложений – считать торговыми только те площади, которые используются непосредственно под торговлю, а не технические помещения; снизить ставку налога на имущество для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Еще один аргумент – неравные условия, в которые поставлены собственники отдельно стоящих торговых центров и собственники помещений, расположенных в жилых домах: при практически одинаковой стоимости аренды и доходе предприниматели должны заплатить в бюджет разную сумму налога.

«И законодательная, и исполнительная ветви власти в регионе работают над этим вопросом, и мы, депутаты, стараемся вести налоговую ставку на понижение. Безусловно, вопрос не в введении налога – вводить нужно, а именно в размере ставки. Согласен, что не эксплуатируемые, «замороженные» торговые площади не должны облагаться налогом, т.к. сам предприниматель дохода от них не получает. Тех, кто сегодня без последствий для своего бизнеса будет справляться с установленной налоговой ставкой, меньшинство. Существующая за рубежом практика освобождает от налога имущество, приобретенное с помощью кредитов или ипотечных займов. У нас же предприниматели и проценты по кредиту платят, и немалый имущественный налог», — отметил председатель Экономического совета Ярославской области, депутат Ярославской областной Думы Яков Якушев.

Советник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Иван Петров также подчеркнул, что существующие условия ставят бизнес в неравное положение и увеличивают налоговую нагрузку на отдельных его представителей: «Мы уже не раз высказывались за дифференцированный подход в зависимости от категорий налогоплательщиков, их вида деятельности или площади имущества, признаваемого объектом налогообложения. Бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров неоднократно поднимал тему имущественного налога для организаций на различных площадках, последний раз – в рамках VI Межрегионального совещания Уполномоченных, прошедшего в июне в Ярославле. Все предложения, озвученные участниками заседания, разумны, и мы очень надеемся, что Правительство Ярославской области примет их во внимание».

В заключение первый заместитель директора департамента финансов Правительства Ярославской области Алексей Долгов и вице-президент ЯрТПП Александр Федоров попросили собравшихся предпринимателей предоставить конкретные расчеты по их предприятиям. Также Алексей Долгов заверил, что региональная власть обязательно рассмотрит предложения бизнеса, однако есть ряд ограничений, установленных Налоговым Кодексом РФ, с которыми нельзя не считаться.

Напомним, что действующее налоговое законодательство с 1 января 2015 года позволило региональным и муниципальным органам власти устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В настоящее время и до 2020 года имеется возможность установить исчисление указанного налога как по инвентаризационной, так и по кадастровой стоимости, но с 1 января 2020 года он исчисляться исходя из инвентаризационной стоимости не может.