Ситуация вокруг торговых объектов, не обладающих статусом стационарных, на слуху у жителей областного центра уже на протяжении последних нескольких лет.

В понедельник, 8 августа, региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Альфир Бакиров обсудил эту тему с руководителем Ярославского УФАС России Алексеем Ширковым. Разговор касался вопроса экономической обоснованности установленной цены за право размещения объектов нестационарной торговли, которая превышает стоимость аренды квадратного метра муниципального имущества. Также защитник бизнеса обратил внимание на возможные факты злоупотребления мэрией Ярославля правом сильной стороны при проведении торгов на право размещения объектов и введении обременительных для предпринимателей условий.

Борьба за выживание киоскеров в Ярославле: 2012 – 2016 г.г.

В конце 2012 – начале 2013 года власти города впервые предприняли решительную попытку очистить город от незаконно установленных ларьков и киосков без необходимого на это решения суда. Тогда по подсчетам сотрудников мэрии половина из 1800 павильонов в городе стояла на своих местах нелегально. Последовательный снос ларьков, проводимый на основании «Положения об освобождении территории города от самовольно возведенных временных построек, не являющихся объектами капитального строительства», утвержденного 30.10.2012 года постановлением мэрии № 2412, суд признал незаконным и противоречащим федеральному законодательству. Но около сотни торговых объектов Ярославль за это время все-таки лишился.

Затем были два года относительного затишья, а в марте 2015 года уже новое руководство Ярославля начало в одностороннем порядке массово расторгать с индивидуальными предпринимателями действующие договоры аренды, настаивая на том, что их объектов нет в принятой муниципалитетом Схеме размещения. При этом на 1 марта 2015 года в Ярославле действовало 914 договоров аренды земельных участков под НТО, а уже к 1 сентября 2015 года, по информации Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии Ярославля, в городе насчитывалось всего восемь (!!!) объектов нестационарной торговли, размещенных на законных основаниях.

Впоследствии решение городской власти о массовом расторжении договоров прокуратура Ярославля признала ущемляющим права предпринимателей, а действия мэрии города – злоупотреблением правом на расторжение договоров в одностороннем порядке.

Спустя год, в марте 2016 года, Схема, была практически полностью сформирована. В нее вошли 730 мест для размещения нестационарных торговых объектов в областном центре.

С этого времени прошло уже четыре месяца и больше десятка заседаний комиссии по вопросам размещения НТО в Ярославле, на которых были рассмотрены сотни спорных адресов. Часть из них пополнили Схему, и теперь в ней обозначены 870 мест, где в городе можно законно установить павильон для нестационарной торговли (629) или разместить передвижной тонар (241). При этом, несмотря на требование городской прокуратуры, власть не торопится выделять компенсационные места владельцам торговых мест, которые не попали в схему размещения объектов нестационарной торговли из-за несоответствия новым правилам благоустройства города.

Условия договора, как кабала для предпринимателей

— После того, как мы совместно с руководством регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» вмешались в процесс защиты прав предпринимателей-собственников торговых объектов, имею ввиду иск, поданный в Арбитражный суд на бездействие мэрии Ярославля, и последовавшей вслед за этим жесткой реакцией прокуратуры на действия мэрии, чиновники стали более взвешенно подходить к принятию решений, продумывая их последствия. Однако если раньше проблема предпринимателей была в том, чтобы их торговый объект попал в Схему размещения, то сейчас те, кому посчастливилось в ней оказаться, находятся в смешанных чувствах из-за условий договора, который мэрия предлагает подписать предпринимателям, имеющим преимущественное право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Интерес вызывает методика расчета цены за право размещения торгового объекта. Для владельцев НТО она оказалась выше, чем ставка передаваемой в аренду муниципальной недвижимости. Причем, если в первом случае предприниматель оплачивает только право на размещение своего объекта, который ему самому предстоит оборудовать согласно измененным Правилам благоустройства, то во втором – арендует благоустроенное помещение со всеми коммуникациями. По логике цена аренды квадратного метра муниципальной недвижимости должна быть выше, а получается наоборот, — прокомментировал ситуацию региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Альфир Бакиров.

Бизнес-омбудсмен пояснил, что в качестве первоначального взноса некоторым предпринимателям за павильон площадью около 40 квадратных метров предлагается заплатить до конца 2016 года порядка 400 тысяч рублей. Это сумма авансового платежа за два года аренды земельного участка, то есть 25% от всей суммы платежа за право размещения объекта на восемь лет. Рассчитывается она по методике, предложенной специалистами мэрии города. Формула, по мнению предпринимателей, не имеет под собой никакого экономического обоснования и не привязана к конкретным показателям. Причем вопросы вызывает не только размер платы, но и законность требования ее внесения до заключения договора. Проверку этих фактов по обращению защитника бизнеса проведут Ярославское УФАС России и прокуратура города.

Как подсчитали в региональном отделении «ОПОРЫ РОССИИ», сумма арендных платежей для предпринимателей-владельцев НТО в Ярославле в среднем выросла в 17 раз по сравнению с прошлым годом. Сами предприниматели оценивают такие условия как кабальные и не соответствующие экономической реальности, утверждая, что перспектива оправдать затраченные средства выглядит призрачной.

Продолжение следует…

На встрече с руководителем Ярославского УФАС России Альфир Бакиров обратил внимание на необходимость внимательно изучить вопросы, которые Уполномоченному задают сотни предпринимателей: чем обоснована сумма базовой ставки на право размещения НТО, на основании чего рассчитывались коэффициенты, применяемые к разным типам объектов нестационарной торговли, почему предпринимателей обязывают оплатить четверть суммы за право размещения своих объектов еще до заключения договора, и как формируется эта сумма?

Региональный защитник бизнеса выразил надежду на то, что вскоре действиям мэрии города будет дана объективная оценка со стороны надзорных ведомств.