Изменения по налогам, страховым взносам и кассам

1. С 2017 году предпринимателям придется платить страховые взносы за себя и работников не в фонды, а в налоговую инспекцию. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 13 с 1 января 2017 года контролировать уплату страховых взносов будет ФНС России. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утрачивает силу с 01.01.2017 года.

Что поменяется по страховым взносам: поменяются КБК, планируется утвердить новую единую форму вместо РСВ-1 и 4-ФСС, крайний срок сдачи единой отчетности по взносам – 30-е число месяца, следующего за отчетным периодом (п. 4 ст. 431 НК РФ).

2. Личные страховые взносы индивидуальных предпринимателей вырастут в связи с увеличением минимального размера ежемесячной оплаты труда (далее – МРОТ). В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ МРОТ с 01.06.2016 г. составляет 7500 руб.

3. В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 178-ФЗ предпринимателям работать на вмененном режиме можно до 1 января 2021 года (ранее хотели отменить ЕНВД с 2018 года).

4. Согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ (в ред. от 02.06.2016) с 1 января 2017 года предприниматели смогут уменьшать ЕНВД на личные страховые взносы. Но окончательную сумму ЕНВД предприниматели с работниками вправе уменьшать не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Индивидуальные предприниматели уменьшают ЕНВД только на взносы, уплаченные до сдачи налоговой декларации (письма Минфина России от 26.01.2016 № 03-11-09/2852 и ФНС России от 19.02.2016 № СД-4-3/2691). Так, например, ЕНВД за I квартал 2017 года ИП вправе уменьшить на взносы, перечисленные не позднее 20 апреля. Это крайний срок сдачи отчета за I квартал. До конца 2016 года личные страховые взносы учитывают при расчете ЕНВД лишь предприниматели, которые работают в одиночку (подп. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Такие коммерсанты снижают налог без 50-процентного ограничения. То есть предприниматели без сотрудников уменьшают ЕНВД на всю сумму взносов — вплоть до нуля.

5. С 2017 года максимальный доход предпринимателя, применяющий УСН, составит 120 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции). Сейчас лимит составляет 60 млн. руб.

6. Переход на онлайн-ККТ. Перейти на новые правила работы с кассой придется всем бизнесменам независимо от налоговой системы. Большинство продавцов станут применять кассы с 1 февраля 2017 года. Но для некоторых предпринимателей предусмотрена отсрочка. Предприниматели, для которых не предусмотрено освобождение, смогут работать по старым правилам на ККТ, зарегистрированных до 1 февраля.

Однако действующие кассы придется модернизировать или заменить уже к 1 июля 2017 года.

Отказаться от новых ККТ в 2017 году можно предпринимателям, которые:

  • применяют вмененку, патентную систему и выписывают клиентам квитанции, товарные чеки;
  • оказывают услуги населению и оформляют бланки строгой отчетности;
  • занимаются мелкими бытовыми услугами — покраской и ремонтом обуви, изготовлением и ремонтом мателлической галантереи и ключей, присмотром и уходом за детьми, престарелыми, инвалидами;
  • продают газеты, мороженое, талоны и билеты на проезд, овощи и фрукты (вразвал во время сезона);
  • находятся в труднодоступных местностях.

У индивидуального предпринимателя на вмененке и патенте обязанность перейти на новые кассы появится позже, с 1 июля 2018 года.

Как работать на онлайн-ККТ. На новых кассах предпринимателям придется формировать чек не только в бумажном, но и в электронном виде.Данные обо всех наличных оплатах придется передавать налоговикам через оператора фискальных данных. С таким оператором коммерсанту нужно заключить договор на обработку данных. Кроме того, по просьбе клиентов продавец станет отправлять чеки по электронной почте или в виде СМС-сообщений на мобильный телефон.

Что грозит коммерсанту за нарушение новых правил. Штрафы за работу без ККТ чиновники значительно увеличили. С 2017 года штраф будет зависеть от суммы чека (ст. 14.5 КоАП РФ в новой редакции). Чем больше сумма покупки, тем больше штраф за неприменение ККТ.

Изменения по кадастрам и имущественным вопросам

1. С 1 января 2017 года изменяется порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района. В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов. Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. № и от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

2. С 15 июля 2016 года государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из ЕГРП, которую с 01.01.2017 года можно будет получить в течение 3 дней вместо 5.

С 2017 года регистрировать право на недвижимость начнут в Едином государственном реестре недвижимости, вводятся понятия реестр границ или дежурные кадастровые карты.

3. Изменения по вопросам кадастров.

3.1. С 1 января 2017 года кадастровая стоимость объектов недвижимости возвращается к показателям 2014 года. Узнать кадастровую стоимость объекта можно на сайте Росрееста. Размер кадастровой стоимости зафиксирован до 2020 года. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения, в соответствии с которыми будет использоваться кадастровая стоимость, действующая по состоянию на 01.01.2014 г. Если после этой даты ее размер снижался, то будет применяться кадастровая оценка, которая определена после 01.01.2014г., то есть пониженная.

3.2. С 2017 года появятся новые бюджетные учреждения, которые будут проводить оценку, вместо независимых оценщиков.

3.3. Предприниматели смогут сразу идти в суд для обжалования кадастровой стоимости, без соблюдения обязательного досудебного порядка. В Федеральном законе № 237-ФЗ прямо указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч. 1 ст. 22). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (ч. 3 ст. 22).

Изменения в контрактной системе

1. В 2017 году закупочная деятельность в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будет распространяться на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

2. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 введен приоритет российских товаров, работ, услуг по отношению к иностранным при совершении закупок отдельными видами юридических лиц. Исключение – закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет предоставляется в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупках путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного контрагента. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и заключается в следующем:

— при закупках путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке;

— при закупках путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении, на «шаг», установленный в документации, в случае, если: победителем представлена заявка, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора; победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора.

3. С 1 января 2017 года вступит в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, в силу ч. 1 которой Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона N 44-ФЗ закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. На основании ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые также начнут действовать с 1 января 2017 года.

В соответствии с Правилами обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при НМЦК составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения контрагентов, за исключением случаев осуществления закупок:

  • с применением закрытых способов определения контрагентов;
  • в рамках государственного оборонного заказа;
  • путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ без изменения объекта закупки), запроса предложений;
  • путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона N 44-ФЗ.

Обязательное общественное обсуждение проводится заказчиками в 2 этапа в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС. Первый этап проводится также в виде очных публичных слушаний.

Быть участниками обязательного общественного обсуждения имеют право любые лица. При этом участники обсуждения после прохождения процедуры регистрации в ЕИС получают доступ к специализированному разделу, где могут оставлять свои замечания и предложения. Для участия в очных публичных слушаниях на первом этапе обсуждения осуществление каких-либо дополнительных действий не требуется.

По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Таким образом, по результатам обсуждения закупки только могут быть отменены или пройти с измененными условиями, но не обязательно.

Напомним, что в 2016 году обязательное общественное обсуждение закупок, НМЦК которых превышает 1 миллиард рублей, проводится на основании п. 5 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.10.2015 N 795.

Изменения в трудовом законодательстве

1. С 1 января 2017 года согласно главе 481 Трудового кодекса РФ для микропредприятий введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ типовая форма трудового договора с работниками, установленная постановлением Правительства РФ № 858 от 27.08.2016 (подробнее ссылку).

2. С 3 октября 2016 года вступают в силу изменения в Трудовом кодексе РФ, согласно которым:

— дата выплаты заработной платы должна определяться конкретной датой не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (подробнее ссылку);

— денежная компенсация за задержку выплаты зарплаты увеличивается вдвое;

— Государственная инспекция труда вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого ей не нужно будет ждать жалоб от физических лиц;

— по индивидуальным трудовым спорам о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм, причитающихся работнику (в том числе при увольнении), он вправе обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока их выплаты;

— подсудность дел о восстановлении трудовых прав могут рассматриваться как по месту нахождения работодателя, так и по месту жительства работника;

— повышена ответственность работодателей за нарушения по оплате труда.

По вопросам проведения проверок

С 1 июля 2016 года согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • разрешение на строительство;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ.