Ярославская «Инвестиционная компания «Русский Север» заявила о нарушении своих прав за рубежом: приобретение площадей под офис в Астане обернулось рейдерским захватом, судами и убытками в 20 млн рублей. Об этом заместитель генерального директора компании Алексей Погребников сообщил на пресс-конференции, прошедшей 4 декабря в пресс-центре ИА «Интерфакс».

Предыстория конфликта, казалось бы, не предвещала беды. «Русский Север», будучи участником международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», получил приглашение инвестировать в экономику Казахстана. В числе интересов ярославских предпринимателей был инвестиционный бизнес и культурные проекты. При этом компании была гарантирована неприкосновенность вложенных средств на государственном уровне. По словам Алексея Погребникова, было принято решение открыть в Казахстане филиал, для чего в Астане в одном из крупнейших торгово-офисных центров приобретен целый этаж под офисную деятельность. Сделка совершилась в соответствии с законодательством Казахстана.

«На момент заключения сделки нами проводилась проверка, были получены все необходимые документы, которые требовались по внутреннему законодательству, само помещение было свободно от прав третьих лиц. Сделка прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции, тем самым государство республики Казахстан гарантировало нам ее юридическую чистоту и безупречность», — подчеркивает Алексей Погребников.

Планы ярославских инвесторов были долговременными: прорабатывался и вопрос проведения Дней России в республике Казахстан на базе Министерства образования.

Однако спустя 3 месяца оказалось, что права на приобретенные «Русским Севером» площади в торговом центре заявил АО «Нурбанк» — один из крупнейших банков республики Казахстан. Несколько лет назад один из застройщиков центра не погасил перед ним свои долги, поэтому теперь банк хочет через суд истребовать помещение в свою пользу. Более того, выяснилось, что на момент совершения сделки имелись судебные решения, запрещающие любые операции с приобретенной ярославской компанией недвижимостью, а право собственности на нее в соответствии с решением суда действительно принадлежит «Нурбанку». На вопрос в адрес Министерства юстиции, как могла сложиться подобная ситуация, ярославским инвесторам ответили, что всему виной непрофессионализм ряда должностных лиц, по отношению к которым уже предприняты меры ввиде увольнения.

На сегодняшний день АО «Нурбанк» обратился в суд, и имущество казахстанского филиала компании было арестовано без всякого судебного решения. «На наши площади наложен арест, мы не можем участвовать в тендерах, нас фактически парализовали, при этом мы платим налоги. Мы считаем позицию банка неэтичной и абсурдной. По мнению казахстанской стороны правда не за нашей компанией. Возникает вполне логичный вопрос — кто будет возмещать нам ущерб?», — спрашивает заместитель директора «Русского Севера».

Свою оценку сложившейся ситуации дал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Альфир Бакиров: «Данный вопрос относится к компетенции федерального Уполномоченного Бориса Титова. Компания «Русский Север» уже направила обращение в его адрес, аналогичное обращение с просьбой оказать содействие поступило и в наш аппарат. Возникшая проблема обременений — следствие халатности чиновников, которые регистрировали сделку. Казахстан давал государственные гарантии инвесторам, потому ситуация должна быть урегулирована на государственном уровне. В сентябре этого года между Борисом Титовым и Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана Болатом Палымбетовым было подписано соглашение о взаимопомощи в вопросах защиты прав предпринимателей, поэтому не только российский, но и казахстанский бизнес-омбудсмен должен реагировать на обращения наших предпринимателей».

Также он отметил, что в Казахстане российский бизнес чувствует себя комфортнее по ряду социальных платежей и взносов. Еще одна позитивная тенденция, которая привлекает предпринимателей в это государство, — снижение административных барьеров. Сейчас в стране насчитывается более 30 тысяч обязательных требований к бизнесу, после сокращений их останется 13,3 тысяч, в то время как в России эта цифра приближается к 2 миллионам. Но, несмотря на это, Казахстан наравне с Белоруссией входит в число стран, суды которых часто принимают жесткие решения по отношению к российскому бизнесу в пользу соотечественников.

Комментарий сложившейся ситуации дала и общественный деятель Казахстана Жазира Тоганбаева. Она отметила, что ситуация с российским инвестором вызвала шквал обсуждения в социальных сетях и СМИ Казахстана: «Соответствующие обращения уже направлены в адрес президента Нурсултана Назарбаева, уполномоченного по защите прав предпринимателей при главе государства, в партию «Нур Отан». Также я обратилась в АО «Нурбанк», но на сегодняшний день ни от одной инстанции ответа мы не получили». Сама Жазира Тоганбаева считает, что в данной ситуации страдает, прежде всего, имидж Казахстана как государства с привлекательным инвестиционным климатом.

Присутствующие на встрече представители ярославского бизнеса, которые также планировали выход на рынок Казахстана, очень встревожены ситуацией: им хочется понять, это единичный вопиющий случай или стандартная практика?

«Наша компания начала вести разговоры об инвестициях в экономику Казахстана весной, мы рассматривали вопрос о расширении деятельности, было проведено много мероприятий, переговоров. Тогда эта страна нам казалась привлекательной с точки зрения расширения бизнеса. Но сейчас в свете сложившейся ситуации с «Русским Севером» мы начинаем задумываться о рисках», — говорит директор ООО «Миллениум» Владислав Голицин.

Судебный процесс по иску АО «Нурбанк» к российской компании-инвестору начнется 7 декабря.