19 мая в Ярославле во второй раз прошла встреча предпринимателей с представителями региональной и местной власти, сотрудниками надзорных структур.


На этот раз дискуссионная площадка «Бизнес и власть: откровенный разговор» собрала не меньше участников, чем во время своего дебюта в ноябре прошлого года. Вместе с заместителем председателя регионального Правительства Михаилом Крупиным и Уполномоченным по защите прав предпринимателей Альфиром Бакировым в откровенном разговоре принял участие и Президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.

Задача прошедшей встречи – не только вновь адресовать власти чаяния и надежды бизнеса, но и подвести итоги ноябрьского мероприятия. Тогда по результатам встречи аппарат Уполномоченного направил представителям власти письма, где были обозначены все поднятые в ходе откровенного разговора вопросы и внесены предложения по их решению.

— К сожалению, далеко не на все из вопросов мы получили положительные ответы. В некоторых случаях были лишь формальные отписки. Хотелось бы, чтобы региональные структуры более внимательно подходили к решению вопросов бизнеса, — комментирует итоги мероприятия региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Альфир Бакиров. – Анализируя результаты работы по предыдущей встрече, хочу сказать, что в целом такой формат общения себя оправдал. Во-первых, предприниматели и представители властных структур смогли встретиться лицом к лицу и открыто озвучить свои вопросы и ответы. Во-вторых, предприниматели стали внимательнее изучать правовые основы своей деятельности. Их обращения стали более конструктивными, предполагающими разрешение ситуаций в правовом поле.

Несмотря на то, что мероприятие 19 мая завершало насыщенную программу празднования Дня предпринимателя, желающих задать свои вопросы оказалось больше, чем отведенного на проект времени. Темы, затронутые в ходе встречи, касались абсолютно разных направлений предпринимательской деятельности. Говорили о требованиях к выездной торговле, частых внеплановых проверках бизнеса, нарушениях при исполнении судебных решений, неоплате выполненных по госконтрактам работ. На некоторые вопросы предпринимателям удалось получить ответы прямо на месте. Остальные – будут отрабатываться в рабочем порядке уже после встречи.

Нестационарная торговля: сначала деньги, потом договор?

К примеру, пока без ответа остается вопрос об экономической обоснованности цены, которую мэрия предлагает заплатить предпринимателям за право размещения своего нестационарного торгового объекта. На сегодняшний день она сравнялась со стоимостью одного квадратного метра в офисном или торговом центре, где условия – на порядок лучше. При этом предпринимателям предлагается заплатить 25% от цены договора на право размещения своего объекта еще до подписания документа. Это сумма авансового платежа за первые два года аренды земельного участка. Так, за павильон площадью 49 квадратных метров в качестве первоначального взноса нужно заплатить 400 тысяч рублей. Предприниматели возмущены такими требованиями, как и неравноправными условиями при включении в схему. Многие не понимают, как при жестком ограничении размера площади торговых объектов (менее 100 квадратных метров), некоторые павильоны гораздо большего размера попали в схему, в то время как другие – нет.

Еще один вопрос владельцев городских киосков касался незаконно стоящих торговых объектов. Как доказательство актуальности проблемы прозвучали цифры по Фрунзенскому району Ярославля, где на 170 точек, имеющих договорные обязательства, 185 – занимают свои места, не имея никаких разрешительных документов. Снос таких построек теперь не входит в компетенцию администрации района.

— Демонтаж любых незаконно установленных объектов в городе идет по решению суда, — озвучил позицию мэрии Ярославля заместитель мэра Игорь Блохин. – Специальная комиссия выявляет факт захвата земельного участка, уведомляет владельца объекта о необходимости освободить место, затем мэрия выходит с иском в суд, а уже после его решения в работу вступают судебные приставы. Это законный порядок проведения процедуры демонтажа, который мы должны соблюдать.

Проверили не тех…

Проверки – еще одна больная тема для предпринимателей. Каждый может рассказать свою историю взаимоотношений с контролирующими органами. И в большинстве своем заканчиваются эти истории одинаково грустно для бизнеса – штрафом. Поводом для радости может послужить только его небольшой размер. Однако при таком количестве проверяющих организаций в стране (более сотни) даже незначительные, на первый взгляд, суммы в итоге превращаются в серьезные издержки, которые постоянно вынужден нести бизнес.

Предприниматели из Ярославского района, от лица которых был задан вопрос о проверках, оказались в числе проверяемых. Причем интересно, что их деятельность оказалась под прицелом надзирающих ведомств сразу после того, как они подписали коллективное обращение проверить законность организации торговли продуктами питания «с колес». Это распространенный для сельских населенных пунктов вид торговли, когда купить товар можно прямо с прибывших из других областей автомобилей. Их владельцы часто не имеют разрешения на торговлю, а иногда и государственной регистрации в качестве юридического лица, поэтому не отвечают за качество продаваемой продукции. Как выяснилось, ни сотрудники Роспотребнадзора, ни районной прокуратуры не проводят проверки в отношении данных лиц.

— Действительно, после внесения изменений в законодательство, мы не имеем права возбуждать дела за торговлю без оформления регистрации в качестве юридического лица или предпринимателя. Сейчас это компетенция органов внутренних дел, — пояснила начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Ирина Катышева. – Сложность в том, что требования санитарных правил и норм не распространяются на физических лиц. Все нормативные акты, которыми мы руководствуемся в своей работе, предусматривают в качестве субъекта юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Выявить факты несанкционированной торговли может только участковый уполномоченный полиции.

Как выяснилось в ходе обсуждения, сложности существуют и в самой процедуре назначения административного наказания. Протокол составляет участковый, а рассматривает его комиссия при администрации района, которая и принимает окончательное решение о размере штрафа. На все это уходит время, которое недобросовестный продавец использует для дальнейшего получения прибыли.

Систему нужно менять, считает общественный помощник регионального Уполномоченного в Ярославском районе, юрист Антон Жуков. Он предлагает рассмотреть возможность создания комиссий при администрациях сельских поселений. Это позволило бы оперативнее привлекать «нелегальных продавцов» к ответственности.

Что же касается добросовестных предпринимателей Ярославского района, к которым пожаловали с проверками после проявления активной гражданской позиции, то с этой историей еще только предстоит разобраться региональному бизнес-омбудсмену.

По данным МЧС России по Ярославской области, в Ежегодном плане проведения проверок на 2016 год проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса не запланированы, а в целом количество запланированных проверок снижено на 73%, с 1180 в 2015 году до 319 в 2016 году.

По признанию большинства участников дискуссионной площадки, такие встречи полезны как представителям бизнеса, так и структурам власти, и органам контроля. Они помогают в атмосфере конструктивного диалога определить основные проблемные моменты, возникающие в ходе ведения предпринимательской деятельности, и совместно обсудить варианты их преодоления. Ведь ключевая цель проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» – создание благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе.

АКТУАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

Инициатор проведения дискуссионной площадки «Бизнес и власть: откровенный разговор», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров:

— У бизнеса есть вопросы и предложения, которые обязательно нужно выносить в публичное поле и адресовать власти, а не замалчивать, как это у нас зачастую происходит. Если открыто не говорить о проблеме, это не значит, что ее попросту не существует. Мы уже не раз становились свидетелями того, как общественный резонанс вокруг той или иной темы становился поводом пересмотреть принятые на местном или федеральном уровне решения. Это было, к примеру, с определением мест для нестационарных объектов в Ярославле, когда в результате нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» планомерной работы в схему размещения попали почти в три раза больше торговых точек, чем было запланировано первоначально. То же самое можно сказать и об инициативе исчисления налога на имущество предпринимателей исходя из кадастровой стоимости. Если бы предприниматели из Тутаева заблаговременно не подняли этот вопрос на прошлой встрече «Бизнес и власть: откровенный разговор», то большинство владельцев бизнеса узнали бы о проблеме, столкнувшись с ней по факту.

Принцип решения вопроса посредством привлечения внимания и придания гласности действует и на федеральном уровне. Так, в конце апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, касающийся продления срока действия системы налогообложения в виде ЕНВД. о чем просили предприниматели всех регионов. Ведь для торговли 2016 год — последний год применения ЕНВД, поэтому продление действия режима станет большим облегчением как минимум для миллиона предпринимателей по всей стране.