В 2021 году в адрес бизнес-омбудсмена региона Альфира Бакирова поступило 977 обращений от 1109 заявителей. При этом наиболее проблемными сферами стали земельные и имущественные отношения, государственные и муниципальные закупки, налогообложение.

Ожидаемо самое большое количество жалоб – от предпринимателей Ярославля и Ярославского района, на втором месте – Рыбинск и Рыбинский район, на третьем – Переславль-Залесский.

«Безусловным лидером по количеству обращений у нас стал 2020 год. Это предсказуемо связано с началом пандемии коронавируса. И если рассматривать 2020 год как форс-мажор, то по сравнению с 2018 и 2019-ым мы наблюдаем рост этого показателя», — отметил региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Он подчеркнул, что среди наиболее злободневных для бизнеса проблем есть те, которые успешно решаются, а есть другие, которые лишь усугубляются. К первым Альфир Бакиров отнес погашение задолженности по государственным и муниципальным контрактам. Если на начало 2017 года кредиторская задолженность по исполненным контрактам перед бизнесом в регионе составляла более 1 млрд рублей, то на январь 2021-го – уже 185 млн рублей, а на начало 2022-го эта цифра снизилась до 40 млн рублей.

«В этой области прогресс значительный, а вот в сфере тарифообразования все не так радужно. Из года в год малый бизнес жалуется на растущие тарифы на электроэнергию и вывоз ТКО. На одной из последних встреч с предпринимателями прозвучало, что в последние годы за вывоз мусора они стали платить в 6 раз больше, чем до начала «мусорной» реформы. Возможность оборудовать отвечающую всем нормам площадку для накопления отходов есть не у всех, соответственно, этим предпринимателям  приходится платить за вывоз мусора не по факту, а по нормативу, что увеличивает плату в несколько раз. Эти проблемы нужно решать на уровне Федерации, но, несмотря на многочисленные просьбы и предложения бизнес-объединений, никаких подвижек мы не видим», — рассказал Уполномоченный.

Кроме того, в прошлом году почти на 43% возросло количество правовых актов,  поступивших к Уполномоченному на оценку регулирующего воздействия. Эта процедура позволяет выявить в нормативных документах положения, приводящие к избыточным обязанностям и необоснованным расходам предпринимателей.

В числе новых вопросов, которые заявили о себе в 2021-ом, Уполномоченный назвал ситуацию с объектами дорожного сервиса, расположенными на трассе М8 «Холмогоры». Напомним, владелец автодороги — Упрдор «Холмогоры» – намерен ограничить доступ к торговым объектам с трассы в случае, если предприниматели не заключат договор на присоединение к автодороге и не оборудуют в надлежащем порядке примыкания к своим объектам. В начале февраля Альфир Бакиров направил письмо в адрес врио Губернатора Михаила Евраева с просьбой вмешаться в ситуацию. Он считает, что здесь требуется изменение законодательства, а расходы на обустройство дороги государство и бизнес должны разделить.