Бизнес-омбудсмен Ярославской области Альфир Бакиров принял участие в XII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей, прошедшей 20-21 ноября в Москве. Собравшиеся обсудили вопросы взаимодействия института уполномоченных и органов государственной власти.

Являясь членом рабочей группы при федеральном Уполномоченном по соблюдению прав перевозчиков, Альфир Бакиров проинформировал присутствующих о промежуточных итогах ее работы.

Он подчеркнул, что согласно официальной информации Росавтодора, в конце октября текущего года Министерство транспорта РФ представило паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Проект предполагает развертывание на федеральных трассах 387 пунктов АСВГК до 2024 года. В пилотном же режиме система весогабаритного контроля была запущена Росавтодором в октябре 2016 года – кабмин объявил, что она позволит не только сохранить автомобильные дороги от разрушения, но и сэкономить бюджетные средства. Параллельно с осуществлением пилотного Проекта в КоАП РФ были введены санкции за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Однако первые результаты эксперимента наглядно показали, что данные нововведения несовершенны и требуют дальнейших доработок.

На практике грузоперевозчику о совершенном им правонарушении становится известно только после того, как груз выгружен, и неизвестно, что же на самом деле послужило причиной фиксации нарушения нормативов. При этом доказать отсутствие вины становится практически невозможным. Ситуация усугубляется тем, что перед рейсом перевозчик не имеет возможности узнать реальный вес груза и вынужден верить цифрам, указанным заказчиком в товарной накладной. О стопроцентной точности измерений автоматизированных пунктов весогабаритного контроля говорить также не приходится: на их работу влияет целый ряд факторов, в том числе, погодные условия. Тем не менее, в абсолютном большинстве случаев суды принимают за истину именно показатели электронного оборудования.

Также Альфир Бакиров отметил, что АСВГК фактически запущена без тестового периода и уже начала работать на федеральной трассе Вологодской области и региональных дорогах Московской, Тульской, Рязанской, смоленской, Саратовской и Нижегородской областях, а также на территории Алтайского края и в Калининграде. В некоторых регионах автоматизированное оборудование работает некорректно, что уже публично признали его производители, при этом участники рынка получают реальные штрафы до 400 тыс. рублей.

Эти замечания и предложения, которые сами перевозчики высказали Борису Титову во время его визита в Ярославль весной 2017 года, вошли в Ежегодный доклад Президенту РФ. После опубликования доклада на федеральном уровне удалось добиться существенных корректировок в части изменения требований к установке и оборудованию пунктов весогабаритного контроля. Наиболее значимые изменения – это включение в состав комплексов технических средств, которые будут информировать водителя о превышении допустимых весогабаритных параметров, нанесение на проезжую часть разметки и дублирование ее дорожными знаками при приближении к пункту АСВГК и другие. Однако, как показывает практика, ряд нововведений все еще не реализован. В результате страдают и дороги, и предприниматели, которые получают огромные штрафы, порой несоизмеримые с текущей экономической деятельностью.

Также в рамках XII конференции уполномоченных состоялось заседание Экспертного совета при федеральном бизнес-омбусдмене Борисе Титове, на котором был рассмотрен законопроект, предполагающий расширение полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве. Отдельно прошли секции с руководителями ФНС и МЧС России.